- Скажи-ка, мать, если судьба от человека чего-то хочет, может он противиться? - спросил он у Елаги. - Или что решено и на роду написано, от того не уйдёшь?
- Кто ж его знает, сынок! - Елага вздохнула, и видно было, что ей и самой не даёт покоя этот вопрос. - Жизнь то свою один раз проживаешь, нельзя назад вернуться да посмотреть: а что было бы, кабы я у того камня не налево, а направо свернул?
- Так можно выбрать, куда повернуть?
- Выбрать всегда можно, но какие три дороги на твоём камне начертаны, из тех и выбирай.
- Выходит, человек у судьбы как рыба на крючке - как ни бейся, а не соскочишь?
- Можно соскочить, если из окунька налимом стать! - Елага улыбнулась. - Изменить судьбу есть только одно средство - самого себя изменить. Себя изменишь - и судьба изменится, в этом она за человеком идёт. А пока человек всё тот же, сам он идёт за судьбой.
его могло раздавить одно присутствие этой силы – но не давило, потому что любой человек так или иначе живет рядом с ней, внутри нее и ее же носит в себе от рождения до смерти.
один раз ведь каждому придется умереть! Надо суметь сделать это достойно, а слава погибших бессмертна!
Надо скорее хватать все, до чего можешь дотянуться, потому что второй раз тебе никто ничего не даст…
Изменить судьбу есть только одно средство — самого себя изменить. Себя изменишь — и судьба изменится, в этом она за человеком идет. А пока человек все тот же, сам он идет за судьбой.
Елисава знала только дочь князя Глеба, Собиславу-Агафью, росшую вместе с дочерями Ярослава и несколько лет назад вышедшую замуж за английского принца Эдварда, который, по примеру Олава и Харальда, одно время искал пристанища при киевском дворе.
Харальд тоже выглядел не очень свежо, но улыбался с таким видом, как будто хотел сказать: достойный человек должен стойко переносить удары судьбы, особенно ушибы о бочку с пивом.
Елисава в который уже раз пожалела хирдманов. Дорого викингам достаются песни скальдов. Битва в жизни тоже далеко не так красива, как в песнях, но «подвиги» вроде этого волока, тяжелый труд, грязь, слякоть, выпадают им на долю гораздо чаще. И почему-то ни одной песни, посвященной прохождению волока, северные скальды не сложили.
Мужики — они все такие, сколько волка ни корми, а он все равно… козленочком станет. Других Господь не создал, Сварог не вылепил, так что надо как-то с этими жить.
Он, может быть, впервые в жизни одолел самого сильного врага — себя и свой собственный нрав, самолюбивый и неуступчивый.
Словно девушка из сказки, она покинула обжитые знакомые места и углубилась в темную чащу дремучего леса, полного опасных чудес. Но в эту чащу ходят не зря: оттуда возвращаются мудрее, взрослее, научившись гораздо лучше понимать мир и свое место в нем.
«У женщины нет родины», — говорила ей мать, повторяя то, что когда-то услышала от своей матери, вендской княжны. И бабку увезли замуж за моря, и мать, и Елисаву увезут, и дочери ее, если их Макошь пошлет, не умрут в той же стране, где родились. Нужно просто не думать об этом, смотреть не в прошлое, а в будущее.
— Да знаю я, чему греки учат! — Всеслав вдруг вздохнул, глядя на Елисаву с теплом и непонятным сожалением. — Видно, не хотели учителя их, чтобы человек сам с Богом говорил. Вот и научили, что грех это и что они одни, дескать, имеют право к Богу обращаться.
Из отрока, жаждущего славы, он давно превратился в закаленного, покрытого шрамами воина, жаждущего денег. Славы, конечно, тоже, но она у него уже была.
Эти словесные узоры — не просто украшение пиров и развлечение для тех, кому нечего делать. Стихи — древнейшее чародейное средство. Хвалебные стихи привлекают на человека силу и удачу, поносящие его честь могут погубить, а стихи в честь женщины служат как приворот. Поэтому они запрещены законом, как любая вредоносная ворожба. Харальд нарушил этот закон для того, чтобы заворожить ее и привязать к себе.
Участь богов — это вечное стремление, погоня за своим предназначением, и всякий раз миг их наибольшего торжества и силы является переломом и началом пути вниз, в черную Бездну.
Не найдет своей судьбы тот, кто от судьбы рода оторвался.
Посланец Полянского князя собирается сосватать ему в Ладоге невесту! Вот это была новость так новость! Сама по себе далекая и неведомая земля полян казалась ладожанам чем-то вроде Того Света, и мысль поехать туда кому-то из них, чтобы там выйти замуж, была даже более поразительной, чем мысль о браке с лешим или водяным, — таких-то басен они с детства наслушались.
— Водяные-то вон они, под боком считай, соседи, — рассуждала Путенина жена, бабка Вередица. — Вон, Волхову каждую Купалу невесту отдают. Но где Киев-то этот, есть ли он на свете, или баек нам наплел кощунник Полянский!
В большинстве ладожане, правда, верили в существование Киева
Ладожским девушкам он резал ложечки за поцелуй — а что еще она стоит, ложка-то? Но с варягом он целоваться не станет, как ни проси!
Дивляна то ликовала, то вновь принималась плакать, и при взгляде на нее вспоминался летний день, когда одновременно солнце светит и дождь идет, веет сразу и теплом, и прохладной влагой, и падающие капли вспыхивают в золотых лучах…
Сколько бы людям ни грозили смерть и страдания, скольких бы Марена ни уводила в свои темные подземелья, светлая богиня Лада снова соединяет руки парней и девушек, чтобы рождались новые люди на смену умершим, осваивались пустыри, строились корабли, прокладывались дороги к далеким новым землям.
Своевольный он парень, Вольга этот. Про таких говорят: коли и помрет, так хоть по-своему ногой дрыгнет!
Едва одетая и растрепанная, с сияющими глазами, румяная и трепещущая Дивляна казалась ему прекраснее всех на свете, и никакие восточные шелка не могли бы украсить ее больше, чем эта льняная рубашка с мокрым подолом.
Любовь что морковь — полежит да и завянет. А это дело всей Ладоге благо принесет, честь и богатство на всю жизнь.
Видно, не напрасно она вчера ходила в лес искать жар-цвет. Невелика потеря, что огненная почка на черном стебле так и не показалась из облюбованного ею куста. Может, пойти в лес на ночь глядя было важнее, чем дожидаться этой самой почки? Может, именно за смелость боги и награждают удачей?