ЛОУРЕНС ДЭВИД ГЕРБЕРТ — один из ключевых английских писателей начала XX века. В психологических романах «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915), «Влюблённые женщины» (1920) призывал современников открыть себя «тёмным богам» инстинктивного восприятия природы, эмоциональности и сексуальности. Зрелость и мудрость, по Лоренсу, означают отказ от столь характерного для XIX века рационализма. Помимо романов, Лоренс также писал эссе, стихи, пьесы, записки о своих путешествиях и рассказы.
Лоуренс Дэвид Герберт родился 11 сентября 1885 в посёлке Иствуд (графство Ноттингемпшир). Дэвид Герберт Лоуренс был четвертым ребенком в семье шахтёра и бывшей школьной учительницы. Его бурные взаимоотношения со склонным к насилию отцом и страстная привязанность к утончённой, социально амбициозной матери во много повлияли на его последующую работу.
В 1898 году Дэвид Герберт Лоуренс получил стипендию в Ноттингемскую Высшую Школу, а в 1906 году — педагогическое образование в Ноттингемском университете. Преподавал в начальной школе Кройдона и начал писать стихи и рассказы.
Тогда же начал работать над романом, а в 1909 послал несколько стихотворений в журнал «Инглиш ривью» («English Review»), редактируемый Ф.М.Фордом. Форд опубликовал стихи и несколько рассказов Лоуренса, помог напечатать роман Белый павлин (The White Peacock, 1911) и ввел Лоуренса в столичные литературные круги. В это время Лоуренс уже работал над вторым романом, Нарушитель (The Trespasser, 1912), и первым вариантом Сыновей и любовников. Смерть матери от рака в декабре 1910 глубоко потрясла писателя. Собственное скверное здоровье вынудило его оставить преподавание и целиком сосредоточиться на литературной работе.
Весной 1912 Лоуренс бежал в Европу с Фридой Уикли (урожденной фон Рихтхофен), женой ноттингемского профессора Э.Уикли. В 1913 вышел в свет первый сборник его стихотворений и роман Сыновья и любовники (Sons and Lovers). Тогда же он начал работать над романом под условным названием Сестры (The Sisters) – впоследствии тот распался на Радугу (The Rainbow, 1915) и Влюбленных женщин (Women in Love, 1920). В 1914 был опубликован первый сборник рассказов Лоуренса Прусский офицер (The Prussian Officer). После вступления Англии в войну Лоуренсам закрыли выезд из страны. Радугу запретили сразу же после опубликования в 1915, а для Влюбленных женщин Лоуренс вообще не смог найти издателя (за счет автора роман был напечатан в Нью-Йорке в 1920).
В 1919 Лоуренс покинул Англию и с тех пор лишь изредка наведывался на родину. Он путешествует по Италии, Сицилии, Цейлону, Австралии, приезжает в США (где живет на ранчо близ Таоса, шт. Нью-Мексико), посещает Мексику. Он исступленно работает в труднейших условиях, превозмогая недуг; из-под его пера выходят романы Погибшая девушка (The Lost Girl, 1920), Флейта Аарона (Aaron"s Rod, 1922), Кенгуру (Kangaroo, 1923) и Пернатый змей (The Plumed Serpent, 1926), несколько сборников эссе, множество рассказов и стихотворений. Опубликованные Лоуренсом книги Психоанализ и подсознательное (Psychoanalysis and Unconscious, 1921) и Фантазии подсознательного (Fantasia of Unconscious, 1922) открывали доступ к его мировоззрению. В 1926 он закончил первый из трех вариантов Любовника леди Чаттерли (Lady Chatterley"s Lover) и в 1928 издал по частной подписке окончательный текст романа. В 1929 по обвинению в непристойности полицейские власти закрыли выставку живописных работ Лоуренса в Лондоне. Умер Лоуренс на юге Франции, в Вансе, 2 марта 1930.
Романы:
1911 - Белый павлин / The White Peacock
1912 - Нарушитель/ Trespasser
1913 - Сыновья и любовники / Sons and Lovers
1915 - Радуга / The Rainbow
1920 - Влюбленные женщины / Women in Love
1920 - Пропавшая девушка / The Lost Girl
1922 - Флейта Аарона / Aaron's Rod
1923 - Кенгуру / Kangaroo
1924 - Джек в Австралии / The Boy in the Bush
1926 - Пернатый змей / The Plumed Serpent
1926 - Дева и цыган / The Virgin and the Gypsy
1928 - Любовник леди Чаттерли / Lady Chatterley's Lover
1929 - The Escaped Cock (позднее опубликована под наименованием The Man Who Died)
Сборники рассказов:
1914 - Прусский офицер / The Prussian Officer and Other Stories
1922 - Англия, моя Англия / England, My England and Other Stories
1925 - Сент-Мор / St Mawr and other stories
1926 - Победитель на деревянной лошадке / The Rocking-Horse Winner
1926 - Счастливые привидения / Glad Ghosts
Путевые заметки:
1916 - Сумерки Италии / Twilight in Italy
1927 - Утро в Мексике / Mornings in Mexico
1932 - По следам этрусков / Sketches of Etruscan Places and other Italian essays
Другие научные труды:
1921 - Психоанализ и бессознательное / Psychoanalysis and Unconscious
1922 - Фантазии подсознательного / Fantasia of Unconscious
1923 - Этюды о классической американской литературе / Studies in Classic American Literature
Хотя многие считают лучшей частью наследия писателя его рассказы, все же именно романы – Сыновья и любовники, Радуга, Влюбленные женщины и Любовник леди Чаттерли – позволяют назвать Лоуренса выдающимся писателем 20 в. Сыновья и любовники – художественное исследование губительных сил, воздействовавших на сознание, волю и дух. Помимо присущих писателю мощи письма, умения тонко передать «чувство места», поражает его способность точно воссоздать социальную, психологическую и историческую обстановку Англии времен промышленной революции. В Сыновьях и любовниках Лоуренс не просто описывает свои личные трудности: он вводит их в круг более значимых социальных и исторических тем. Та же тенденция в Радуге, где Лоуренс показывает, как современное самосознание постепенно вызревает в семье Брэнгуэнов, фермеров из центральной Англии; тесные кровные узы, связывавшие семейство в годы, предшествовавшие промышленной революции, ослабевают; писатель изображает любовные отношения трех поколений Брэнгуэнов, последняя представительница которых, Урсула, – современная (и одинокая) женщина, яркая и сильная личность. Хотя во Влюбленных женщинах Урсула находит себе пару, в новом романе отсутствует социальный оптимизм Радуги. Тень Первой мировой войны легла на книгу, и хотя Лоуренс нигде прямо не говорит о войне, она постоянно напоминает о себе горечью тона и предчувствием неизбежного культурного оскудения Европы.
В своем последнем романе, Любовник леди Чаттерли, Лоуренс выражает слабую надежду на то, что лишь немногие осчастливленные «близостью» мужчины и женщины могут укрыться от давления обстоятельств.
Некоторые книги Лоренса, включая роман «Любовник леди Чаттерлей», были долгое время запрещены к публикации по причине непристойности. Главный мотив поэтического творчества Лоренса — отказ от дегуманизирующего влияния индустриального общества и возвращение к естественности и спонтанности жизни.
С полным списком экранизаций можно ознакомиться тут
Сыновья и любовники (Великобритания, 1960)
Влюбленные женщины (Великобритания, 1969)
Любовник леди Чаттерлей (Великобритания-Франция, 1981)
Кенгуру (Австралия, 1986)
Радуга (Великобритания, 1989)
Сыновья и любовники (Великобритания, 2003)
Суд над книгой Лоуренса представлен в художественном фильме "Дело Чаттерлей" (2006)
В 1985 году британские кинематографисты выпустили телевизионный фильм «Coming Through» («Преодоление»), посвященный истории взаимоотношений Д. Г. Лоренса и Фриды фон Рихтхофен, снятый режиссёром Питером Барбер-Флемингом (Peter Barber-Fleming) по сценарию Алана Плэйтера. Роль Лоренса в фильме исполнил Кеннет Брана.