Мишель Уэльбек (настоящая фамилия Тома́) — французский писатель, поэт.
Родился 26 февраля 1956 на о. Реюньон, владении Франции в Индийском океане. Его отец, проводник в горах, и его мать, врач-анестезиолог, уделяли ему мало внимания после рождения сестры. Сначала его воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии, жившие в Алжире, а в шесть лет его берёт к себе бабушка со стороны отца, Генриетта, активная сторонница коммунистической партии. С ней у Уэльбека складываются прекрасные отношения, именно её фамилию он выберет впоследствии своим литературным псевдонимом.
В шестнадцать лет Уэльбек открывает для себя произведения Говарда Филлипса Лавкрафта, творчеству которого он посвятит спустя почти двадцать лет отдельную книгу. Будущий писатель посещает подготовительные курсы при лицее Шапталя в Париже, чтобы в 1975 поступить в Национальный агрономический институт Париж-Гриньон. Там он создаёт просуществовавший недолго литературный журнал «Карамазов» (Karamazov), для которого пишет несколько поэм, и предпринимает постановку любительского фильма, озаглавленного Cristal de souffrance. В 1978 Уэльбек получает диплом по специальности «Экология и охрана окружающей среды». Затем он поступает в Национальную высшую школу им. Луи Люмьера на отделение кинематографии, которую заканчивает в 1981.
В том же году появляется на свет его сын Этьен. Далее в жизни Уэльбека наступает период безработицы и происходит развод с женой. Всё это вызывает у него глубокую депрессию. С 1983 Уэльбек работает в Париже системным администратором, потом некоторое время — в министерстве сельского хозяйства (этот период жизни писателя найдёт отражение в его дебютном романе «Расширение пространства борьбы»), и наконец, — в Национальной ассамблее.
Литературную деятельность Уэльбек начинает с написания стихов и эссе. В 1991 писатель публикует свои первые книги — сборник эссе «Оставаться живым», посвящённый фигуре поэта в современном мире, и исследование о творчестве американского писателя, классика литературы ужасов, Говарда Филлипса Лавкрафта «Г. Ф. Лавкрафт. Против человечества, против прогресса». Годом позже появляется поэтический сборник «Погоня за счастьем». Его первые произведения остаются незамеченными.
Известность к Уэльбеку приходит вместе с выходом его первого романа «Расширение пространства борьбы» (1994), в котором он ставит под сомнение либеральные достижения западного общества. Главным объектом критики становится сексуальная свобода, на практике оборачивающаяся, по мнению писателя, очередной ловушкой для современного человека. Тема получает развитие в следующем романе Уэльбека «Элементарные частицы» (1998), в котором он анализирует путь, проделанный западным обществом, начиная с сексуальной революции 1960-х, и приходит к неутешительному выводу — человечество обречено. Эта книга приносит французскому автору всемирную славу.
Уэльбек покинул Францию в конце 1990-х (возможно, не последнюю роль в этом решении сыграли судебное преследование и угрозы со стороны представителей мусульманской общины), жил в Ирландии, затем в Испании. В настоящее время Уэльбек признан одним из самых известных в мире французских писателей.
Романы:
1994 — Расширение пространства борьбы / Extension du domaine de la lutte
1998 — Элементарные частицы / Les Particules élémentaires
2001 — Платформа / Plateforme
2005 — Возможность острова / La Possibilité d’une île
2010 — Карта и территория / La Carte et le Territoire
2015 — Покорность / Soumission
Повести и рассказы:
2000 — Лансароте / Lanzarote
Эссе:
1991 — Г. Ф. Лавкрафт. Против человечества, против прогресса / H. P. Lovecraft: Contre le monde, contre la vie
1991 — Оставаться живым / Rester vivant, méthode
1998 — Мир как супермаркет / Interventions
2011 — Человечество, стадия 2 / Interventions 2
Сборники стихов
1988 — « Quelque chose en moi »
1991 — Погоня за счастьем / La Poursuite du bonheur
1995 — La Peau
1996 — La Ville
1996 — Смысл борьбы / Le Sens du combat
1997 — Rester vivant suivi de La Poursuite du bonheur
1999 — Возрождение / Renaissance
2000 — Poésies
2010 — Poésie
2013 — Configuration du dernier rivage
2014 — Non réconcilié. Anthologie personnelle: 1991-2013
Переписка:
2008 — Враги общества / Ennemis Publics
Прочие произведения:
1995 Беседа с Жан Ивом Жуаннэ / Entretien avec Jean-Yves Jouannais et Christophe Duchatelet
1995 La Peau
1996 Беседа с Валерием Старасельски / Entretien avec Valère Staraselski
1996 La Ville
1997 Беседа с Сабиной Одрери / Entretien avec Sabine Audrerie
1997 Письмо Лакису Прогуидису / Lettre à Lakis Proguidis
1998 Je crois peu en la liberté — Entretien
1998 Michel Houellebecq répond à Perpendiculaire
1998 Opera Bianca / Opera Bianca
Уэльбек известен своим критическим отношением к исламу. В 2001 он сказал, что «ислам — глупая и опасная религия». Он отрицает любой монотеизм, но Библию считает прекрасной книгой в связи с тем, что «евреи обладают громадным литературным талантом», а Коран, по его мнению, вызывает депрессию. Четыре мусульманские организации подали на Уэльбека в суд, обвинив его в «исламофобии» и разжигании расовой ненависти. В суде он сделал следующее заявление:
Я никогда не демонстрировал ни малейшего презрения по отношению к мусульманам, но испытываю ровно такое же презрение к исламу, которое всегда испытывал.
В интервью журналу «Читать» (Lire) Уэльбек говорил о том, что «множество исламских мужчин живут во всеобъемлющем лицемерии»:
Предельно строгие и сдержанные у себя на родине, они становятся сексуально распущенными более любых европейцев, оказавшись за границами своих общин.
Знаменитый британский актер и музыкант Роберт Томас Паттинсон называет Мишеля Уэльбека одним из любимых своих писателей, а его роман «Расширение пространства борьбы» актер неоднократно упоминал в различных интервью:
У меня склонность к французскому романисту Мишелю Уэльбеку, он писал то, что во многом мне созвучно: «Мы прошли через трудности и желания, лишившись привкуса детской мечты». Мне близок герой Уэльбека.
1999 — Расширение пространства борьбы / Extension du domaine de la lutte
2001 — Река / La rivière
2004 — Внутренний мир / Monde extérieur
2006 — Элементарные частицы / Elementarteilchen
2008 — Возможность острова / La possibilité d’une île