Вениамин Александрович Каверин — русский и советский писатель и сценарист. Наиболее известное произведение — приключенческий роман «Два капитана». Настоящая фамилия - Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина — гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.
Вениамин Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.
В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В.Ф.Одоевского, А.Ф.Вельтмана, О.И.Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского", принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.
Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс.Иванов, М.Зощенко, К.Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина "Мастера и подмастерья", в 1925 г. - роман "Конец Хазы", а в 1931 г. - роман "Художник неизвестен".
Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех — их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс.Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал "Исполнение желаний" - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные особенности этих книг.
Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты "Известия". В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа "Два капитана"; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.
Из поздних произведений Каверина необходимо отметить романы "Перед зеркалом" (1971) и "Верлиока" (1982), а также автобиографические книги "В старом доме" (1971) и "Освещенные окна" (1976).
В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. Новиковым.
Вениамин Каверин умер 2 мая 1989 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.
Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести "Школьный спектакль". По знаменитым "Двум капитанам" было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла "Норд-Ост", созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг "Норд-Оста" с бессмертным девизом полярников "Бороться и искать, найти и не сдаваться".
Романы, повести
Пурпурный палимпсест , сборник (1922)
«Хроника города Лейпциг за 18.. год», повесть (1922)
«Мастера и подмастерья», сборник (1923)
«Девять десятых судьбы», роман (1925)
«Конец Хазы», роман (1925)
Скандалист, или Вечера на Васильевском острове , роман (1928)
«Черновик человека», повесть (1929)
«Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» (1929; 1964 — новая редакция)
«Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
«Исполнение желаний», роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973)
Два капитана , роман (книги 1—2, 1938—1944)
Открытая книга , роман (1949—1956)
«Неизвестный друг», повесть (1957—1959)
«Кусок стекла», повесть (1960)
«Семь пар нечистых», повесть (1962)
«Косой дождь», повесть (1962)
«Двойной портрет», роман (1963—1964) — рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
«Школьный спектакль» (=Так не было — так было), повесть (1968)
Перед зеркалом , роман (1972) — раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
«Двухчасовая прогулка», роман (1978) — о жизни советских учёных
«Наука расставания», роман (1983)
Силуэт на стекле , повесть (1987)
«Над потаённой строкой», роман (1988)
Рассказы
«Одиннадцатая аксиома» (1920)
«Пятый странник», фантастический рассказ (октябрь-декабрь 1921)
«Столяры» (1922)
«Манекен Футерфаса» (1923)
«Большая игра», фантастический рассказ (1923)
«Бочка», фантастический рассказ (1923)
«Ревизор» (1926)
«Бубновая масть» (1927)
«Голубое солнце» (1927)
«Друг микадо» (1927)
«Сегодня утром» (1927)
«Пролог», путевые рассказы (1930):
«Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение».
«Из дневника танкиста» (1941)
«Морская пехота» (=Салют; Прощальный салют) (1941)
«Трое» (=Три дня) (1941)
«Домик на холме» (=Долг; Дом на холме) (1942)
«Рисунок» (1980)
«Загадка» и «Разгадка» (объединены в повесть «Шестнадцатилетие») (1983)
«Летящий почерк» (1984)
Драматические произведения
«Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах, 1933)
«Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность», 1954)
Сказки
«Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»:
«Городок Немухин»,
«Сын стекольщика»,
«Немухинские музыканты»,
«Лёгкие шаги» (1962),
«Сильвант»,
«Много хороших людей и один завистник» (=Аптека «Голубые шары») (1960),
Песочные часы (1943),
Летающий мальчик .
«Снегурочка»
О Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки
«Верлиока» (2 июня 1981)
Воспоминания, эссеистика
«Здравствуй, брат. Писать очень трудно...». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
«Освещенные окна» (1970—1973—1975)
«В старом доме» (1971)
«Собеседник». Статьи (1973)
«Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
«Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
Эпилог (20 июля 1979), послесловие (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988)
Литератор (1988)
Новое зрение (в соавторстве с В.Новиковым) (1988)
«Счастье таланта» (1989)
Статьи
«Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей, 1954)
«Горький и молодые» (1954—1960)
«Александр Фадеев» (1957)
«Заболоцкий» (1958)
«Маяковский» (1958)
«Волшебная палочка» (1960)
«Аркадий Гайдар» (1962)
«Диккенс и театр» (1963)
«Юрий Тынянов» (1964)
«Неоткрытые дороги» (1964)
«Читая Хэмингуэя» (1964)
«Всеволод Иванов» (1965)
«Булгаков» (1965)
«Евгению Шварцу» (1965)
В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).
Памятник литературным героям романа «Два Капитана» — Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина.
Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В. А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В. А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В. А. Каверина — «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой — военкор Незлобин.
1927 - Чужой пиджак, СССР, реж. Борис Шпис
1932 - Беглец, СССР, реж. Владимир Петров
1955 - Два капитана, СССР, реж. Владимир Венгеров
1972 - Школьный спектакль, СССР, реж. Нина Зубарева
1973 - Исполнение желаний, СССР, реж. Светлана Дружинина
1973 - Открытая книга, СССР, реж. Владимир Фетин
1973 - Немухинские музыканты, СССР, реж. Вадим Курчевский
1974 - Аптека «Голубые шары», СССР, реж. Нина Зубарева
1976 - Два капитана (мини-сериал), СССР, реж. Евгений Карелов
1976 - Письма XII века, СССР, реж. Юрий Сергеев, Надежда Марусалова
1977 - Открытая книга (сериал), СССР, реж. Виктор Титов
1978 - Снегурочка/Ein Mädchen aus Schnee, Германия (ГДР), реж. Ханнелор Унтерберг
1981 - Немухинские музыканты, СССР, реж. Мария Муат
1989 - Легкие шаги, СССР, реж. Елена Машкара