ПАТРИК ЗЮСКИНД — немецкий писатель и сценарист.
Родился в Амбахе у Штарнбергского озера. Скрытно живёт попеременно то в Мюнхене, то во Франции, предпочтительно в Мансардане. Из-за своего скрытного жизненного стиля и упорства при отклонении предложений интервью и официальных заявлений к его произведениям пресса называет его «фантомом немецкой развлекательной литературы».
Второй сын публициста Вильгельма Эммануэля Зюскинда, вырос в баварском местечке Холцхаузен, где сначала посещал деревенскую школу, а затем гимназию. После окончания школы и альтернативной службы в армии Зюскинд начал учить историю в Мюнхене и зарабатывать деньги на любых попадавших под руки работах. Один год Зюскинд посещал лекции Aix-En-Provonce и совершенствовал свои знания французского языка и французской культуры. После этого он зарабатывал деньги написанием сценариев.
Первый успех на театральной сцене Зюскинду пришел с написанием «Контрабаса». Пять лет спустя (1985) с «Парфюмером» к Зюскинду приходит мировой успех. Для этого произведения Зюскинд объехал места действия романа, вник в секреты парфюмерии в фирме Fragonard, и, прежде всего, изучил большое количество литературных и культурологических источников, которые он впоследствии в изобилии использовал в романе. «Парфюмер» увидел свет в первый раз благодаря издательству Diogenes.
Далее последовали новеллы «Голубка» (1987) и «Повесть о господине Зоммере» (1991). Зюскинд становится одинаково успешным как драматург, прозаик и автор сценариев. Его (анти-) герои имеют одно общее качество, а именно сложность найти своё место в мире и в общении с другими людьми. Они «особенные», и от опасно воспринимаемого мира предпочитают скрываться в маленьких комнатах. Зюскинд был предрасположен к литературе. Его отец был знаком с семьёй Томаса Манна. Он писал литературные тексты и работал в разных газетах, последней была Süddeutsche Zeitung. Отец Зюскинда вёл добропорядочный образ жизни и был известен гостеприимностью и своими «чайными вечерами», на которых молодой Зюскинд должен был представлять своё искусство игры на пианино.
Вообще, музыкальное образование играло, по-видимому, немаловажную роль в развитии мальчика и оставило травматические воспоминания. Не только произведение-монолог «Контрабас», а также и автобиографичная «Повесть о господине Зоммере» дают представление о подобном неприятном опыте в его жизни. Если Зюскинд в своих произведениях снова и снова возвращается к темам искусства, становления гения и его крушения, то возникает предположение, что так же, как и его ранний опыт неудач в искусстве, так и протест против отца нашли своё отражение в его книгах. Его роман «Парфюмер» окончательно сделал Зюскинда в 1985 одним из самых известных и успешных писателей современной немецкой литературы.
Когда Зюскинд в «Повести о господине Зоммере» даёт право голоса главному герою, произносящему знаменитое «Да оставьте же вы меня, наконец, в покое!», становится ясно, что это говорится настолько же искренне и самим автором. Зюскинд охарактеризовал однажды своё писательство как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», которого требует литературная критика. Так же Зюскинд продемонстрировал своё отношение к своему самому успешному роману «Парфюмер».
Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что я сделаю это ещё раз.
Его скромность и скрытность принципиальны. Они отражают глубокое недоверие к причислению художника к лику святых.
Романы
1985 — Парфюмер. История одного убийцы / Das Parfum — Die Geschichte eines Mörders
Повести
1987 — Голубка (Голубь) / Die Taube
1991 — Повесть о господине Зоммере (История господина Зоммера) / Die Geschichte von Herrn Sommer
Рассказы
1995 — Литературная амнезия / Amnesie in litteries
1995 — Завещание мэтра Мюссара / Das Vermächtnis des Maître Mussard
1995 — Тяга к глубине / Der Zwang zur Tiefe
1995 — Сражение (Поединок) / Ein Kampf
Пьесы
1981 — Контрабас / Der Kontrabass
Киносценарии
1980 — Der ganz normale Wahnsinn
1982 — Monaco Franze
1986 — Kir Royal
1997 — Россини / Rossini
2005 — О поисках любви / Vom Suchen und Finden der Liebe
Эссе
1997 — Кино — это война, мой друг! / Film ist Krieg, mein Freund!
2006 — О любви и смерти / Über Liebe und Tod
Сборники
1995 — Три истории и одно наблюдение / Drei Geschichten
Видання українською:
1) Контрабас. Харків:Фоліо,2005.
2) Парфуми: Історія одного вбивці. Харків:Фоліо,2006.
3) Парфуми: Історія одного вбивці. Харків:Фоліо,2006.
4) Голуб. Харків:Фоліо,2012.
● Бюджет фильма «Парфюмер» стал самым высоким за всю историю существования немецкого кинематографа (50 млн евро).
● Стэнли Кубрик считал «Парфюмера» книгой, которая не подлежит экранизации (unfilmable).
● «Парфюмер» вдохновил лидера группы Nirvana на написание песни Scentless Apprentice:
Like most babies smell like butter
His smell smelled like no other
He was born scentless and senseless
He was born a scentless apprenticeGo away, go away, go away!
Every wet nurse refused to feed him
Electrolytes smell like semen
I promise not to sell your perfumed secrets
There are countless formulas for pressing flowers
Говорят, что Курт Кобейн носил книгу в кармане и отождествлял себя с «инородностью» Гренуя.
1990 — Контрабас / El contrabajo
1991 — Контрабас / Kontrabas
2006 — Парфюмер: История одного убийцы / Perfume: The Story of a Murderer