Об автореподробнее
Родился: 20 февраля 1944, Баку, СССР
Павел (Песах) Рафаэлович (Рафаилович) Амнуэль — советский и израильский астрофизик, писатель-фантаст, популяризатор науки.
В 1967 году окончил физический факультет Азербайджанского государственного университета и в течение 23 лет работал в лаборатории физики звёздных атмосфер — сначала в Шемахинской астрофизической обсерватории, а с 1979 года — в Институте физики в Баку.
Кандидат физико-математических наук («Некоторые возможности наблюдения нейтронных звезд», 1972), опубликовал более 70 научных работ и пять книг по специальности. Первая научно-фантастическая публикация — рассказ «Икария Альфа» в журнале «Техника — молодёжи» (1959, стр. 30—32). В 1990 году эмигрировал в Израиль. Живёт в Бейт-Шеане.
Несмотря на то, что первая научно-фантастическая книга — сборник «Сегодня, завтра и всегда» — увидела свет только в 1984 году, её автор уже без малого четверть века считался одним из ведущих мастеров «твёрдой» (естественнонаучной) фантастики, последователем и соратником Генриха Альтова. Как правило, герои произведений Амнуэля — люди творческие, смело штурмующие неразрешимые научные проблемы. Таков Ноэль Бельчер из рассказа «Третья сторона медали» (1968 — в соавторстве с Романом Леонидовым), художник, обнаруживший на Марсе послания далёкой цивилизации; таков Игорь Астахов, герой рассказа «Странник» (1975) и повести «Крутизна» (1975), учитель и учёный, создавший науку об ошибках — эрратологию, ставший всемогущим и ушедший «пешком» к звёздам; таковы «вариаторы» из рассказа «Иду по трассе» (1973) — люди с изменённым генетическим механизмом, способные жить в неземных условиях, — и их создатели. Основной сюжет рассказа «Преодоление» (1981) — установление контакта с обитателями далёкой нейтронной звезды — соединён с рассуждениями о проблемах гениальности, экологии космоса, об исследовании научных проблем с помощью приёмов фантазирования. В рассказе «Звено в цепи» (1981) находят и учатся общаться друг с другом совершенно разные существа: межгалактическое газовое облако, мыслящее поле тяжести и земной человек; в этой цепочке разумов отсутствует звено: четвёртая, отличная от всех, цивилизация самоуничтожилась. Проблема ответственности каждого за всех наиболее ярко и отчетливо высвечена в одном из лучших рассказов Амнуэля и всей советской научной фантастики[1] 1980-х годов — «Через двадцать миллиардов лет после конца света» (1984), где проведено прямое соответствие между существованием жизни на Земле и Вселенной в целом; в рассказе органично соединены два сюжетных плана: политическое противостояние сверхдержав в настоящем, чреватое ядерной войной, и воспоминания некогда «разумной Вселенной», обитатели которой успели истребить и её, и себя, дав начало разбеганию галактик. Теме контакта, необходимости жертвовать чем-то для достижения понимания, посвящена и повесть «Сегодня, завтра и всегда» (1984), также объединяющая совершенно различные формы разума.
Советский период в творчестве Амнуэля завершился публикацией повестей «Взрыв» (1986), «Бомба замедленного действия» (1990) и «Высшая мера» (1990). Герой повести «Взрыв», гениальный американский ученый-биолог, открывает средство против рака и вместе с этим приобретает качества сверхчеловека; столкновение героя (ставшего также своего рода мессией, несущим человечеству новые идеи) с политиками и военными, встревоженными появлением идеалиста-сверхчеловека, составляет острый сюжет повести. Идея повести «Бомба замедленного действия»: человечество является для Вселенной своеобразной «бомбой замедленного действия», которая однажды «сработает» и спасёт мироздание от гибели.
В течение израильского периода Амнуэль опубликовал в периодической печати несколько сотен научно-фантастических рассказов, составивших циклы «Что будет, то и будет» (2002) и «Странные приключения Ионы Шекета» (2005; аллюзия на Ийона Тихого), а также НФ романы «Люди Кода» (1997, 2006, 2008), «Тривселенная» (2000, 2004), «Дорога на Элинор» (2008). Научно-фантастическая проблематика этих романов и большинства рассказов — место и роль человека в системе мироздания, ответственность человека перед собой и миром, в котором он живёт, влияние человека и человечества на процессы, происходящие во Вселенной.
В детективно-фантастических повестях «Шесть картин» (2004), «Удар гильотины» (2004), «Полёт сокола» (2003), «Что там, за дверью?» (2005), «Маленький клоун с оранжевым носом» (2006) и др., Амнуэль популяризирует малоизвестные читателю идеи многомирия и предлагает новые НФ идеи, описывающие жизнь человека и человечества во Вселенной, состоящей из множества миров.
Кроме того, автор реалистического детективного романа «Чисто научное убийство» (2002), цикла детективных повестей об израильском адвокате Амосе Лапиде и цикла детективных новелл «Расследования Бориса Берковича» (в книге «Салат из креветок с убийством», 2008).
Также автор ряда работ по истории НФ и развитию творческого воображения («Звёздные корабли воображения», 1988), совместно с Генрихом Альтовым им разработана шкала «Фантазия-2» для оценки новизны, убедительности, человековедческой и художественной ценности НФ идей (1986).
С 2008 года является главным редактором литературного журнала «Млечный Путь», а с 2010 года — также редактором международного журнала РБЖ Азимут. Эксперт программы «Всенаука».
Лауреат премии имени И.А. Ефремова Союза писателей России и Совета по фантастической и приключенческой литературе (2009) в номинации "За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы" - как писатель-фантаст, исследователь и пропагандист отечественной научной фантастики.
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ №2, 2018(24)
Год выхода: 2018
Оглавление: Повесть Р. Леонидов «Глупая птица Феникс» 4 Рассказы Э. Вашкевич «Лунный свет» 88 А. Юдина «Хранитель» 101 Й. Кински «К Элизе» 109 Э. Левин «Алхимия мига и любовь длиною в тысячелетие» 115 Миниатюра Л. Ашкинази «В полете» 134 Переводы С. Кинг «Лори» 138 М. Веллман «Маленький черный поезд» 159 Р. Блох «Странный полет Ричарда Клейтона» 175 Б. Коппер «Камера-обскура» 184 Эссе Ш. Давиденко «Что век грядущий нам готовит...» 202 ...
Млечный путь № 1 2018
Год выхода: 2018
Оглавление: Повесть П. Амнуэль «Дело о дурном взгляде» 4 Рассказы Э. Вашкевич «Жара» 64 А. Крамер «Провинциальное происшествие» 84 Н. Резанова «Менады» 89 Миниатюры М. фон Юсефссон «Прощение» 98 Л. Ашкинази «Кого и почему надо жалеть» 102 Переводы Р. Блох «Хроническое упрямство» 106 К. Саймак «Лишь одно человеческое» 122 Г. Геринг «Господин из реторты» 137 Эссе Ю. Лебедев «Телеханы. Этель и Абрам» 152 Наука на просторах Интернета П....


Час урагана
Действие повестей и рассказов, включенных в шестую книгу, происходит в наши дни. Однако события современности связаны неразрывно с событиями, происходившими в далеком прошлом.
Млечный путь № 2 2017
Год выхода: 2017
Оглавление: Повесть П. Амнуэль «Полет пяти» 4 Рассказ Э. Вашкекич «Мишенька, Мойше, Майкл» 160 Миниатюра Л. Ашкинази «Метро и небо» 172 Переводы А. Белиловский «Не властны годы» 174 А.Шварцман «Падения Икара» 178 Р. Нудельман «Станислав Лем – в письмах» 187 Эссе С. Бескаравайный «Биотехнология ближнего прицела в проекции на культуру» 212 Э. Левин «Селестиальные близнецы у истоков музыки в кино» 219 Наука на просторах Интернета П. Амнуэль «О...
Млечный путь № 3 2017
Год выхода: 2017
Оглавление: Повесть О. Бэйс «Последний клиент» 4 Рассказы П. Амнуэль «Колония» 72 Ж. Свет «Перед смертью мама полюбила меня» 89 Э. Вашкевич «Честная женщина» 96 К. Фишкин «Охотники за орхидеями» 107 Н. Резанова «Торикаэбая» 128 Миниатюры Л. Ашкинази «Родители, школа, дети...» 168 М. фон Юсефссон «Неоконченный рассказ» 169 Переводы Р. Барр «Реванш» 172 Р. Нудельман «Станислав Лем – в письмах» 187 Эссе Э. Левин «Прокофьев – знамение и...
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ №4, 2015(15)
Год выхода: 2015
Оглавление: Повесть П. Амнуэль «Пещера» 4 Рассказы С. Булыга «Триста лет пути» 90 М. Питерская «Клад чудесный» 102 Ю. Нестеренко «Грибной сезон» 116 Н. Резанова «Ольховая твердыня» 137 В. Леденев «Письма ниоткуда» 145  Миниатюры Л. Ашкинази «Шуточка» 158 Переводы М. Пост «Закон совести» 162 С. Райт «Инфрамедианцы» 173 Эссе А. Курилко «Тот самый правдивый лжец Григория Горина» 190 Д. Клугер «Русская готика украинского города» 215 Наука...
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ №3, 2015(14)
Год выхода: 2015
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ №3, 2015(14) Литературно-публицистический журнал Оглавление:  Повесть Е. Кушнир «Я, Цезарь» 4 Рассказы А. Бабич «Самсон» 88 П. Амнуэль «Предчувствие» 105 И. Кадин «Ветер рассказывает обо всем» 124 Л. Ашкинази «Чтобы задать вопрос» 134 С. Булыга «Караван» 138 К. Луковкин «Бал» 144  Переводы Э. Биггерс «Эбеновая трость» 152 В. О’Салливан «Когда я был мертв» 176  Эссе В. Мусалимов «Станислав Лем в письмах к переводчику» 182 С....
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ №3, 2016(18)
Год выхода: 2016
Оглавление: Повесть П. Амнуэль «Вглядись в тишину» 4 Рассказы Т. Адаменко «Исчезновение слезливого Тома» 114 Л.Шифман «Just do it!» 129 Миниатюры Л. Ашкинази «Образовательный стандарт» 138 К. Берендеев «Свобода или смерть» 140 Переводы У. Лифшиц «Операция на мозге» 144 Р. Гарретт «Cum grano salis» 150 У. Морроу «Воскрешение малютки Ван Тай» 177 Эссе А. Танасейчук «Уильям Морроу: сочинитель “странных” историй» 180 Т. Адаменко «Настоящий...
Лишь разумные свободны
В книге собраны повести, написанные в конце 1990-х и начале 2000-х. Герою повести «Всё дозволено» поручено отправиться в Ад и там настигнуть и убить самого Дьявола. Две другие повести — о пророческих способностях людей, о будущем развитии человечества.
Час урагана
Действие повестей и рассказов, включенных в шестую книгу, происходит в наши дни. Однако события современности связаны неразрывно с событиями, происходившими в далеком прошлом.
Что-нибудь светлое…
В восьмой книге собраны повести и рассказы, научно-фантастические идеи которых связаны с проблемами квантовой физики (в частности — квантовой эволюции) и космологии. В 2009 г. повесть «Что-нибудь светлое…» была номинирована на премию «Бронзовый Икар» как лучшее художественное произведение. В том же году повесть «Что-нибудь светлое…» была номинирована на премию «Бронзовая Улитка» и премию «Интерпресскон» (средняя форма).
Колония
Год выхода: 2024
«Проблема: появление здесь личности с абсолютной свободой воли может привести к непредсказуемым в принципе изменениям законов природы, к процессу разрыва Вселенной и, возможно, к гибели Земли». Иллюстрации: dream.ai.
Шесть минут
Год выхода: 2024
«Я будто жил в разных реальностях, понимаете? Не то чтобы действительно, но… ощущал себя собой не здесь и сейчас, а где-то в другом месте, где тоже был я. Я всегда оставался собой, но вдруг менялись ощущения, представления о себе, ничего конкретного, что я мог бы описать словами… просто понимание, что сейчас я не здесь, и сейчас я — именно я — другой. Всё равно — я». Иллюстрация на обложке: Stable Diffusion.
Экзамен
«…Он точно знал, что когда у него будут дети, они непременно будут ходить в школу, учить науки и сдавать нудные экзамены. Потому что науки развивают разум и фантазию. А без фантазии скучно жить даже в самом лучшем из магических миров». Изображение на обложке: midjourney.com.
Лучший из миров
Маленькая экскурсия героя-рассказчика в другую Вселенную… в другую ветвь суперпозиции Вселенной… в другой мир, на рандеву к другому «я». Иллюстрация на обложке и портрет автора — Midjourney.
Белое безмолвие
«Никто не знал и не мог знать, каким окажется другой мир. И где в другой вселенной осознает себя космонавт. На поверхности планеты? Маловероятно, но не исключено. Вблизи звезды? Более вероятно, но сознание натренировано и на такой вариант. Скорее всего — в космическом пространстве, в каком-нибудь межзвездном газопылевом облаке. Увидит близкие звезды, далекие галактики… Может быть. Никто не знал».
Проблема «Дискавери-11»
Проблема звездолета «Дискавери-11» по состоянию на 13 мая 2191 года, изложенная по материалам Космопедии — свободной энциклопедии.
Смещение
События, описанные в романе, непременно произойдут — если не в нашей реальности, то в какой-нибудь другой. 19 июля 2032 года адвокат Шеффилд вскроет в Вашингтоне конверт, оставленный на хранение полвека назад известным физиком Хью Эвереттом. То, что он обнаружит в конверте, станет причиной необыкновенных и таинственных событий. Мир может погибнуть. Мир может спастись. Который из миров? Может быть — наш, мир, в котором мы живем. Встречайте новый роман от классика жанра Павла Амнуэля —...