Информация
Родился: 20 марта 1828 г., Шиен, Норвегия
Умер: 23 мая 1906 г., Кристиания, Норвегия

Генрик Ибсен — выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836.
Писал на датском языке (в его норвежском варианте), который в его время был литературным языком Норвегии.

Начиная с 1844, работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась.
В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган».
В 1852-1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857-1862 возглавлял Норвежский театр в Христиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854), «Пир в Сульхауге» (1855), «Ульф Лилиенкранс» (1856), «Воители в Хельгеланде» (1857). В 1862 Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.

Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд — серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения Сёрена Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

В конце 1860 — начале 1870 в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Пьесу не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» — «Привидения» (1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм. В «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.

В поздних пьесах Ибсена усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес — «Строитель Сольнес» (1892), «Йун Габриель Боркман» (1896).

Ибсен скончался в 1906 от удара.

Библиография

Пьесы

1850-е

Катилина
Богатырский курган
Иванова ночь
Фру Ингер из Эстрота
Пир в Сольхауге
Олаф Лилиенкранц
Воители в Хельгеланде

1860-е

Комедия любви
Борьба за престол
Бранд
Пер Гюнт
Союз молодёжи

1870-е

Кесарь и Галилеянин
Столпы общества
Кукольный дом

1880-е

Привидения
Враг народа
Дикая утка
Росмерсхольм
Женщина с моря

1890-е

Гедда Габлер
Строитель Сольнес
Маленький Эйольф
Йун Габриэль Боркман
Когда мы, мёртвые, пробуждаемся

Интересные факты

В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык. Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев Шестов.

Сын Ибсена Сигурд был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред — кинорежиссёром.

В честь Ибсена назван кратер на Меркурии.

С 1986 в Норвегии вручается Национальная премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 — Международная премия Ибсена.

В городе Шиен действует Театр Ибсена.

Экранизации

1915 — Привидения
1915 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1915 — Привидения / Ghosts
1917 — Терье Виген / Terje Vigen
1917 — Её жертва
1917 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1917 — Кукольный дом / A Doll's House
1918 — Кукольный дом / A Doll's House
1918 — Когда мы, мёртвые, воскреснем?
1919 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1919 — Кукольный дом / Casa di bambola
1922 — Кукольный дом / A Doll's House
1922 — Женщина с моря / La donna del mare
1923 — Нора / Nora
1925 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1934 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1941 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1944 — Нора / Nora
1954 — Женщина с моря / La dama del mar
1954 — Кукольный дом / Maison de poupée
1955 — Нора / Nora
1958 — Кукольный дом / Casa di bambola
1958 — Джон Гэбриел Боркман / John Gabriel Borkman
1959 — Кукольный дом / A Doll's House
1961 — Росмерсхольм / Rosmersholm
1961 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1963 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1963 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1963 — Дикая утка / Vildanden
1966 — Росмерсхольм / Rosmersholm
1966 — Враг народа / An Enemy of the People
1967 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1969 — Враг общества / Neprijatelj naroda
1970 — Дикая утка / Vildanden
1972 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1973 — Кукольный дом / A Doll's House
1973 — Кукольный дом / A Doll's House
1974 — Нора Хельмер / Nora Helmer
1974 — Женщина с моря / The Lady from the Sea
1975 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1975 — Леди Ингер из Эстрота / Fru Inger til Østråt
1975 — Хедда / Hedda
1975 — Нора / Nora
1976 — Дикая утка / Die Wildente
1976 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1978 — Джон Гэбриел Боркман / John Gabriel Borkman
1978 — Враг общества / An Enemy of the People
1978 — Враг народа / Un ennemi du peuple
1978 — Росмерсхольм / Rosmersholm
1978 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1979 — Женщина с моря / Fruen fra havet
1979 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1979 — Пер Гюнт
1980 — Враг народа / Enemy of the People
1981 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1981 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1982 — Дикая утка / Le canard sauvage
1984 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1984 — Дикая утка / The Wild Duck
1984 — Росмерсхольм / Rosmersholm
1986 — Нора / Nóra
1986 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1987 — Призраки / Ghosts
1988 — Пер Гюнт / Peer Gynt
1989 — Доктор Стокман
1989 — Враг народа / Ganashatru
1990 — Враг народа / An Enemy of the People
1992 — Кукольный дом / A Doll's House
1993 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
1993 — Сара / Sara
1997 — Привидения / Ghosts
2001 — Росмерсхольм / Rosmersholm
2001 — Росмерсхольм / Rosmersholm
2003 — Нора / Nora
2005 — Враг народа / En folkefiende
2006 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
2006 — Пер Гюнт / Peer Gynt
2009 — Мороз / The Frost (по пьесе "Маленький Эйольф")

Лана № 7 в рейтинге
поделилась мнением о книге «12 великих трагедий» 3 года назад
не оторваться
Моя оценка:
Первые две книги не прочитала (пропустила), остальные читала ранее, из новых, что прочла в данном сборнике- «Герцогиню Падуанскую» Оскара У. и «Орлеанскую деву» Шиллера. «Герцогиня Паданская» по своей сути - это сатира на английское буржуазное общество, но в тоже время самая серьёзная пьеса из творчества Оскара Уайльда. А «Орлеанская дева» для меня- это красивая сказка, красивая поэма. Понравилось, как Шиллер придумал свой сюжет и связал его с историческими событиями, вот это гениально.
Книга «12 великих трагедий» – уникальное издание, позволяющее ознакомиться с самыми знаковыми произведениями в истории мировой драматургии, вышедшими из-под пера выдающихся мастеров жанра. Многие пьесы, включенные в книгу, посвящены реальным историческим персонажам и событиям, однако они творчески переосмыслены и обогащены благодаря оригинальным авторским интерпретациям. Книга включает произведения, созданные со времен греческой античности до начала прошлого века, поэтому внимательные...
я № 123 в рейтинге
поделилась мнением о книге «12 великих трагедий» 3 года назад
не оторваться
Моя оценка:
Книга «12 великих трагедий» – уникальное издание, позволяющее ознакомиться с самыми знаковыми произведениями в истории мировой драматургии, вышедшими из-под пера выдающихся мастеров жанра. Многие пьесы, включенные в книгу, посвящены реальным историческим персонажам и событиям, однако они творчески переосмыслены и обогащены благодаря оригинальным авторским интерпретациям. Книга включает произведения, созданные со времен греческой античности до начала прошлого века, поэтому внимательные...