Информация
Родился: 16 марта 1884 г., г. Смоленск, Российская Империя
Умер: 6 января 1942 г.

Александр Романович Беляев - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего. Среди известных работ: "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль", "Звезда КЭЦ" (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов).

Биография

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 Александр окончил ее, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на 6 лет приковала его к постели, 3 из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву (1923), устроился на работу юрисконсультом. Там начал серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах "Вокруг света", "Знание-сила", "Всемирный следопыт", заслужив титул "советского Жюля Верна". В 1925 публикует повесть "Голова профессора Доуэля", которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, "что может испытать голова без тела".

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире", опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесное око", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они, в основном, в Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 году А. Беляев передает рукопись своего романа "Земля горит" в редакцию ленинградского журнала "Вокруг света". В 1934 году встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала "Вокруг света". В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал "Вокруг света". В 1938 году опубликовал статью "Золушка" о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (б. Царское село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Место его захоронения достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Творчество

А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах"). С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с дальнейшей порчей зрения. Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако, в попытках взлететь, он получил травму, которая повлияла на всю дальнейшую жизнь. Однажды упал с крыши сарая и значительно повредил спину. В середине 20-х годов Беляев страдал от постоянной боли в поврежденной спине и даже был парализован на месяцы.

Еще во время учебы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку "Три года, три дня, три минутки" с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева "Спящая царевна". Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти".

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в "Звезде КЭЦ" изображен прообраз современных орбитальных станций, в "Человеке-амфибии" и "Голове профессора Доуэля" показаны чудеса трансплантологии, в "Вечном хлебе" - достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль").

Его последний роман в 1941 г. - "Ариэль" - перекликается с известным романом А. Грина "Блистающий мир". Герои обоих романов наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля - достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего "земное притяжение".

Библиография

Романы и повести

1926 - Последний человек из Атлантиды
1926 - Властелин мира
1926 - Остров погибших кораблей
1928 - Человек-амфибия
1928 - "Борьба в эфире"
1928 - "Вечный хлеб"
1929 - "Золотая гора"
1929 - Продавец воздуха
1929 - "Человек, потерявший лицо"
1930 - Подводные земледельцы
1931 - "Земля горит"
1933 - Прыжок в ничто
1934 - "Воздушный корабль"
1935 - "Чудесное око"
1936 - Звезда КЭЦ
1937 - Голова профессора Доуэля (в 1925 г. издавалась в виде рассказа)
1937-1938 - "Небесный гость"
1938 - "Лаборатория Дубльвэ"
1938 - "Под небом Арктики"
1939 - Замок ведьм
1940 - Человек, нашедший свое лицо
1941 - Ариэль

Рассказы

1926 - "Ни жизнь, ни смерть"
1926 - "Идеофон"
1926 - "Белый дикарь"
1927 - "Охота на Большую Медведицу"
1928 - "Сезам, откройся!"
1928 - "Мертвая голова"
1929 - "Легко ли быть раком?"
1929 - "Мертвая зона"
1929 - "Отворотное средство"
1929 - "В трубе"
1929 - "Инстинкт предков"
1929 - "Верхом на ветре"
1929 - "Светопреставление"
1929 - "Держи на Запад!"
1929 - "Воздушные столбы"
1930 - "Нетленный мир"
1930 - "ВЦБИД"
1930 - "Гражданин Эфирного острова"
1931 - "Воздушный змей"
1931 - "Шторм"
1931 - "Заочный инженер"
1935 - "Слепой полет"
1937 - "Мистер Смех"
1938 - "Невидимый свет"
1940 - "Анатомический жених"

Цикл рассказов "Изобретения профессора Вагнера"

1926 - "Человек, который не спит"
1926 - "Гость из книжного шкафа"
1927 - "Над бездной"
1929 - "Чертова мельница"
1929 - "Творимые легенды и апокрифы"
1929 - "Амба"
1930 - Хойти-Тойти
1936 - "Ковер-самолет"

Интересные факты

e2bc7f55a4d6.jpg

СБЫВШИЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА

Роман «Человек-амфибия» — создано «искусственное лёгкое» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработаны физиологические технологии долговременного пребывания человека под водой, созданы подводные обитаемые дома.

Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо» — грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования, генной инженерии.

Роман «Властелин мира» — создание средств психотропного воздействия; психотропное оружие.

Роман «Звезда КЭЦ» — создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство.

Роман «Остров погибших кораблей» — успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей.

Роман «Продавец воздуха» — обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты, Киотский протокол.

Роман «Подводные земледельцы» — развитие мари-культуры, подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт в виде подводных лодок небоевого назначения.

(Н.Черкашин)

Экранизации

1961 - "Человек-амфибия"
1967 - "Продавец воздуха"
1984 - "Завещание профессора Доуэля"
1987 - "Остров погибших кораблей" (ТВ)
1992 - "Ариэль"
1994 - "Дожди в океане"
2004 - "Человек-амфибия. Морской дьявол" - четырёхсерийный телефильм по мотивам романа "Человек-амфибия"

Моя оценка:
Прочитала в другом месте, здесь у меня не открывается(
Возможна ли жизнь человеческого разума вне тела? И, если да, то, что ждёт этот разум под властью морально нечистоплотного человека? Ставя свои дерзкие эксперименты, профессор Доуэль и не предполагал, что однажды в роли подопытного животного окажется он сам, а его бывший ученик получит в полную собственность голову своего учителя, чтобы безнаказанно распоряжаться его гениальными мыслями.
Оксана № 49 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Человек-амфибия (повести)» 1 неделю назад
не оторваться
романтично
Моя оценка:
Увлекательное чтение для подростков и юношества.
Александр Романович Беляев (1884–1942) — один из основоположников советской научной фантастики. Им создана целая серия увлекательных произведений, в занимательной форме популяризирующих интереснейшие вопросы науки и техники. В настоящее издание вошли широко известные повести: «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ», «Лаборатория Дубльвэ», «Чудесное око». СОДЕРЖАНИЕ: Человек-амфибия Звезда КЭЦ Лаборатория Дубльвэ Чудесное око Художник В. П. СЛАУК
не оторваться
Моя оценка:
С удовольствием перечитала книги из детства
«Остров погибших кораблей». 1920-е годы. В океане терпит крушение трансатлантический лайнер. Чудом уцелевших пассажиров – Реджинальда Гатлинга, арестованного за преступление, которого он не совершал, конвоирующего его в Штаты сыщика Симпкинса и прекрасную Вивиану Кингман – течением относит куда-то в стоячие воды страшного и таинственного Саргассова моря, где они оказываются пленниками обитателей загадочного рукотворного острова… «Последний человек из Атлантиды». Загадочный остров, находившийся...