Информация
Родился: 1 апреля 1809 г., с. Большие Сорочинцы, Российская империя
Умер: 4 марта 1852 г., г. Москва, Российская империя

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яно́вский; 20 марта (1 апреля) 1809, Большие Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля (4 марта) 1852, Москва) — великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист.

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.

В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.

После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.

Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" — "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.

Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".

Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь — делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Библиография

Полный список произведений Гоголя.
1827 - Сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан"
1829 - Поэма Ганц Кюхельгартен
1830 - Повесть Вечер накануне Ивана Купала
1830 - Незаконченная статья "Борис Годунов. Поэма Пушкина"
1830 - Повесть Майская ночь, или Утопленница
1830 - Повесть Ночь перед Рождеством
1831 - Статья "Об архитектуре нынешнего времени"
1831 - Две главы из малороссийской повести «Страшный Кабан»
1832 - Роман "Гетьман"
1832 - Сборник рассказов Вечера на хуторе близ Диканьки
1832 - Рассказ Заколдованное место
1832 - Повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка
1833 - Повесть Нос
1833 - "Дождь был продолжительный"
1833 - Статья "О малороссийских песнях"
1834 - Историческая статья "Взгляд на составление Малороссии"
1834 - Повесть Невский проспект
1835 - Статья "Несколько слов о Пушкине"
1835 - Повесть Записки сумасшедшего
1835 - Сборник сочинений в двух частях Арабески
1835 - Незаконченная пьеса Альфред
1835 - Вий
1835 - Сборник повестей "Миргород"
1835 - Статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году"
1836 - Повесть Коляска
1837 - Статья "Ал-Мамун"
1838 - Незаконченный роман «Аннунциата»
1839 - Набросок повести "Девицы Чабловы"
1839 - Незавершенное произведение "Ночи на вилле"
1842 - Пьеса Женитьба
1842 - Комедия Игроки
1842 - Поэма Мертвые души
1847 - Авторская исповедь
1847 - Выбранные места из переписки с друзьями
1861 - "Наброски драмы из украинской истории"
1889 - Комедия "Владимир третьей степени"
Ревизор
Тарас Бульба
Петербургские повести

Интересные факты

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь
gogol1.jpg

Мария Ивановна и Василий Афанасьевич
gogol_mat.jpggogol_otec.jpg

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Экранизации

Экранизации произведений

* 1909 — Вий (Россия, реж. В. Гончаров)
* 1909 — Женитьба
* 1909 — Мертвые души (Россия, реж. П. Чардынин)
* 1909 — Тарас Бульба
* 1913 — Ночь перед Рождеством (Польша, реж. Wladyslaw Starewicz)
* 1913 — Страшная месть (Польша, реж. Wladyslaw Starewicz)
* 1915 — Пара гнедых (Россия, реж. Я. Протазанов)
* 1916 — Вий (Россия, реж. Вл. Старевич)
* 1924 — Тарас Бульба (Германия, реж. Вл. Стрижевский, И. Ермольев)
* 1926 — Шинель (СССР, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг)
* 1933 — Ревизор (Eine Stadt steht kopf) (Германия, реж. Gustaf Gründgens)
* 1933 — Ревизор (Чехословакия, реж. Martin Fric)
* 1936 — Женитьба (СССР, реж. Э. Гарин, Х. Локшина)
* 1936 — Тарас Бульба (Tarass Boulba) (Франция, Великобритания, реж. Alexis Granowsky)
* 1938 — The Rebel Son (Великобритания, реж. Adrian Brunel, Albert de Courville, Alexis Granowsky)
* 1939 — Игроки (The Gamblers) (TV) (Великобритания)
* 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (СССР)
* 1945 — Пропавшая грамота (мультфильм) (СССР, реж. В. Брумберг, Л. Бредис)
* 1945 — Женитьба (Miao shou tou xiang) (Гонконг, реж. Wui Ng)
* 1949 — Ревизор (The Inspector General) (США, реж. Henry Koster)
* 1950 — Ревизор (Afsar) (Индия, реж. Chetan Anand)
* 1950 — Игроки (Les Joueurs) (Франция, реж. Claude Barma)
* 1951 — Ночь перед Рождеством (мультфильм) (СССР, реж. В. и З. Брумберг)
* 1952 — Шинель (Il Cappotto) (Италия, реж. Alberto Lattuada)
* 1952 — Ревизор (СССР, реж. Вл. Петров)
* 1953 — Прогулка (La Passeggiata) (Италия, реж. Renato Rascel)
* 1953 — Майская ночь, или утопленница (СССР, реж. А. Роу)
* 1954 — Шинель (The Bespoke Overcoat) (TV) (Великобритания, реж. Eric Fawcett)
* 1955 — Ревизор (Der Revisor) (TV) (ФРГ, реж. Ulrich Lauterbach)
* 1955 — Женитьба (Die Heiratskomödie) (ФРГ, реж. Bruno Hübner)
* 1956 — Ревизор (Al-mufattish al-amm) (Египет, реж. Helmy Rafla)
* 1956 — Ревизор (Le revizor ou L'inspecteur général) (Франция, реж. Marcel Bluwal)
* 1956 — Qi ren qi yu (TV) (Гонконг, реж. Wui Ng)
* 1956 — Игроки (Spillerne) (Дания, реж. Ole Walbom)
* 1956 — Шинель (The Bespoke Overcoat) (Великобритания, реж. Jack Clayton)
* 1959 — Игроки (Kartasi) (TV) (Югославия, реж. Mirjana Samardžić)
* 1959 — Шинель (СССР, реж. А. Баталов)
* 1959 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
* 1960 — Женитьба (Югославия, реж. Božidar Violić)
* 1960 — Маска Сатаны (La maschera del demonio) (Италия, реж. Mario Bava)
* 1960 — Мертвые души (СССР, реж. Л. Трауберг)
* 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки (СССР, А. Роу)
* 1961 — Falskspelare (TV) (Финляндия, реж. Stig Törnroos)
* 1961 — Женитьба (Trouwen) (TV) (Бельгия, реж. Gerard Rekers)
* 1961 — Женитьба (Le Mariage) (TV) (Франция, реж. Roger Kahane)
* 1962 — Тарас Бульба (Taras Bulba) (США, Югославия, реж. J. Lee Thompson)
* 1963 — Нос (Le nez) (Франция, реж. А. Алексеев, Claire Parker)
* 1963 — Тарас Бульба (Taras Bulba, il cosacco) (Италия, реж. Ferdinando Baldi)
* 1963 — Le anime morte (TV) (Италия, реж. Edmo Fenoglio)
* 1963 — Записки сумасшедшего (Le journal d'un fou) (Франция, реж. Roger Coggio)
* 1963 — Шинель (Der Mantel) (TV) (ФРГ, реж. Walter Henn)
* 1964 — Петербургские повести (Du shi kuang xiang qu) (Гонконг, реж. Jiaxiang Wu)
* 1965 — Игроки (Huijarit) (Финляндия, реж. Pauli Virtanen)
* 1965 — Шинель (Päällysviitta) (TV) (Эстония, реж. Kaarlo Hiltunen)
* 1966 — Тарас Бульба ("O Sheik de Agadir") (реж. Régis Cardoso, Henrique Martins)
* 1967 — Ревизор (Der Revisor) (ФРГ, реж. Gustav Rudolf Sellner)
* 1967 — Вий (СССР, реж. Г. Кропачев, К. Ершов)
* 1967 — Записки сумасшедшего
* 1968 — Мертвые души (TV) (СССР, реж. А. Белинский)
* 1968 — Вечер накануне Ивана Купала (СССР, реж. Ю. Ильенко)
* 1968 — Sofi (США, реж. Robert G. Carlisle)
* 1969 — Записки сумасшедшего (Dagboek van een krankzinnige) (TV) (Бельгия, реж. Jef Cornelis, Rik Hancké)
* 1970 — Ревизор (A Revizor) (TV) (Венгрия, реж. Éva Zsurzs)
* 1970 — Игроки (The Gamblers) (США, Югославия, реж. Ron Winston)
* 1971 — Нос (Nos) (TV) (Польша, реж. Stanislaw Lenartowicz)
* 1972 — Пропавшая грамота (СССР, реж. Б. Ивченко)
* 1973 — Friere (Дания, реж. Klaus Hoffmeyer)
* 1973 — O Capote (TV) (Бразилия, реж. Domingos de Oliveira)
* 1973 — Ревизор (Revisorn) (TV) (Швеция, реж. Ernst Günther)
* 1974 — Записки сумасшедшего (Bir delinin hatira defteri) (Турция)
* 1974 — Ревизор (Calzonzin Inspector) (Мексика, реж. Alfonso Arau)
* 1977 — Нос (СССР, реж. Р. Быков)
* 1977 — Женитьба (СССР, реж. В. Мельников)
* 1977 — Инкогнито из Петербурга (СССР, реж. Л. Гайдай)
* 1977 — Игроки (Jucatorii de carti) (Румыния, реж. Cornel Popa)
* 1978 — Игроки (TV) (СССР, реж. Р. Виктюк, Г. Холопова)
* 1981 — Ревизор (Le revizor) (TV) (Франция, реж. Philippe Laïk)
* 1981 — Ревизор (Jia ru wo shi zhen de) (Тайвань, реж. T'ung Wang)
* 1981 — Шинель (мультфильм) (СССР, реж. Ю. Норштейн)
* 1982 — Закадычный друг (De boezemvriend) (Нидерланды, реж. Dimitri Frenkel Frank)
* 1983 — Миргород и его обитатели (TV) (СССР, реж. М. Ильенко)
* 1983 — Записки сумасшедшего (En galnings dagbok) (TV) (Швеция, реж. Bernt Callenbo)
* 1984 — Страна чудес (Délibábok országa) (Индия, реж. Márta Mészáros)
* 1984 — Мертвые души (TV) (СССР, реж. М. Швейцер)
* 1984 — Ревизор (A revizor) (TV) (Венгрия, реж. Péter Gothár)
* 1985 — Нос (La nariz) (Аргентина, реж. Alberto Giudici)
* 1987 — Записки сумасшедшего (Le journal d'un fou) (Франция, реж. Roger Coggio)
* 1989 — Вий (La maschera del demonio) (Франция, Италия, Испания, Германия (ФРГ), Португалия, реж. Lamberto Bava)
* 1990 — Вий (Sveto mesto) (Югославия, реж. Ђорђе Кадијевић)
* 1996 — Записки сумасшедшего (Dnevnikat na edin lud) (Болгария, реж. Marius Kurkinsky)
* 1996 — Ревизор (Россия, реж. С. Газаров)
* 1997 — Нос
* 1999 — Портрет (Porträttet) (TV) (Швеция, реж. Marie Feldtmann)
* 2002 — Вечера на хуторе близ Диканьки (мюзикл) (Россия, Украина, реж. С. Горов)
* 2005 — Дело о мертвых душах (Россия, реж. П. Лунгин)
* 2006 — Ведьма (Россия, реж. О. Фесенко)
* 2007 — Русская игра (Россия, реж. П. Чухрай)
* 2009 — Тарас Бульба (Россия, реж. В. Бортко)
* 2009 — Вий (Канада, Италия, Испания, реж. Robert Englund)
* 2009 — Вий: Возвращение (Россия, реж. о. Степченко)
* ???? — Шинель (Россия, реж. Ю. Норштейн)
2017 - Гоголь. Начало

Документальные фильмы о Гоголе

* 2001 — Двух гениев полёт. Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь (Россия, автор и ведущий Игорь Золотусский)
* 2007 — Три тайны Гоголя (Россия, реж. Илья Иванов)
* 2009 — Николай Гоголь. Самосожжение (Украина, автор Юрий Сидоренко, режиссер Руслан Гончаров)
* 2009 — Гоголь и Ляхи
* 2009 — Птица-Гоголь (Россия, автор Леонид Парфенов)
* 2009 — Оправдание Гоголя (Россия, автор Игорь Золотусский)

geimgerl1 поделилась мнением о книге «Тарас Бульба» 1 неделю назад
Моя оценка:
Не мой сетинг, все эти казаки и битвы не интересно, описания природы красивые, и так жаль сыновей тараса.
Известная повесть Н.В.Гоголя из цикла «Миргород», при создании которой автор широко использовал различные исторические источники: мемуары, летописи, исследования, фольклорные материалы. «Тарас Бульба» давно входит в школьную программу. Но хорошо бы иметь в виду, что для прочтения этой повести нужна мудрость, редко свойственная юному возрасту. Впрочем, наверное, это лишнее замечание: с классикой всегда так бывает.
Моя оценка:
Неплохо прочитать можно
Сцена была напечатана в 1836 г. в пушкинском «Современнике» (т. I) и перепечатана с незначительными переменами в издании сочинений Гоголя 1842 г. (том четвертый), в отделе «Драматические отрывки и отдельные сцены». Это была первая сцена, переделанная из неоконченной комедии «Владимир 3-ей степени». По содержанию она, видимо, относится к первому акту. Изображенный здесь Иван Петрович Барсуков, «деловой человек», и есть герой комедии, который должен был, по первоначальному плану, помешаться на...
geimgerl1 поделилась мнением о книге «Игроки» 1 месяц назад
Моя оценка:
Рассказ не особо интересный, на один раз.
Комедия «Игроки» была напечатана впервые в издании «Сочинения Николая Гоголя», 1842 г., том четвертый, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены». Весь раздел датировался самим Гоголем периодом с 1832 по 1837 г. Окончательная обработка «Игроков» относится к 1842 г., но начата была пьеса несомненна раньше. Посылая ее Прокоповичу, Гоголь писал 29 августа 1842 г. из Германии: «Посылаемую ныне пиесу «Игроки» всилу собрал. Черновые листы так были уже давно и неразборчиво написаны, что дали...