Вопросы — лучшие друзья писателя.
Даже самые впечатляющие открытия основаны на том, что уже известно, и являются комбинацией прежних достижений.
Порой, оглядываясь назад, мы и сами удивляемся, что знаем так много».
Любые страхи преодолимы. Главное — не прятать их, а понять и победить.
Если вас тревожит то, как последующие поколения оценят ваше творчество, пусть вас успокоит мысль, что вы этого все равно не узнаете.
узнают ли в книге ваши близкие и друзья себя или вас — это еще большой вопрос. Должен сказать, что люди обычно знают себя настолько плохо, что могут узнать себя в героях, которых вы писали совсем с других людей, и, наоборот, могут не заметить, что ваш герой — их собственная точная копия. Разумеется, не следует давать полное портретное сходство, но в остальном вы можете быть совершенно спокойны.
герой вовсе не обязательно должен быть хорошим, но он обязательно должен быть интересным.
Конечно, вполне возможно, что вы стеснены в средствах. Если так, то, скорее всего, у вас есть дети. Тогда заставьте их работать! Если они уже умеют ходить, им пора познакомиться с экономикой.
Главное препятствие на пути к писательскому успеху - вы сами.
Часто наши желания достаточно сильны, чтобы заставить дойти до кухни, но не достаточны, чтобы отправить в магазин.
отказ — это всего лишь чье-то мнение.
Стивен Кэннел однажды замечательно сказал: «Плохо представленная хорошая идея становится плохой идеей».
продавай не стейк, а то, как он скворчит на сковороде.
Читатели лучше запоминают ярких персонажей, чем сюжет.
Время от времени читайте плохие книги. Изучение того, чего делать не следует, тоже очень полезно.
У некоторых писателей множество требований по поводу того, где и как работать. Трумен Капоте, например, говорил: Я совершенно горизонтальный писатель. Я даже думать не могу, пока не лягу на кровать или не растянусь на диване с кофе и сигаретой, попыхивая и отхлебывая. Когда дело близится к вечеру, я перехожу с кофе на мятный чай, а потом на шерри и мартини. Нет, печатной машинкой я не пользуюсь. Не сразу. Первую версию я пишу от руки (карандашом).
Неплохо также знать, что творческий процесс куда более хаотичен, чем обычно признаются в своих интервью на ток-шоу писатели. Это известно с тех самых пор, с которых вообще существуют эти ток-шоу. Эдгар Аллан По писал: Большинство литераторов, в особенности поэты, предпочитают, чтобы о них думали, будто они сочиняют в некоем порыве высокого безумия, под воздействием экстатической интуиции, и прямо-таки содрогнутся при одной мысли позволить публике заглянуть за кулисы и увидеть, как сложно и грубо работает мысль, бредущая на ощупь; увидеть, как сам автор постигает свою цель только в последний момент; как вполне созревшие плоды фантазии с отчаянием отвергаются ввиду невозможности их воплотить; как кропотливо отбирают и отбрасывают; как мучительно делают вымарки и вставки…
На одном конце шкалы производительности мы находим Оскара Уайльда: Я правил свое стихотворение полдня и вычеркнул одну запятую. Вечером я поставил ее опять. На другом конце — Энтони Троллоп. В статье из журнала New Yorker говорится: Много лет каждый день Троллоп, как он сам писал в своей автобиографии, просыпался затемно и писал с 5:30 до 8:30 утра, держа часы перед собой. Он требовал от себя написать по двести пятьдесят слов каждую четверть часа. Если до половины девятого он заканчивал один роман, то брал новый листок бумаги и начинал следующий. Долгое время вслед за писательской работой следовала работа по специальности в почтовой службе. Кроме того, он говорил, что по меньшей мере дважды в неделю ходил на охоту. Следуя этому распорядку дня, он написал 49 романов за 35 лет. Так как это принесло ему результаты, он рекомендовал подобные методы всем писателям: «Писательский труд должен значить для писателя столько же, сколько физический труд для рабочего. Тогда не потребуется никаких гигантских усилий. Не придется ни обматывать голову мокрым полотенцем, ни сидеть по тридцать часов подряд за письменным столом, как доводилось многим писателям, по крайней мере, по их собственным словам». В чем же секрет его эффективности? Планирование, заведенный порядок и безжалостная дисциплина: Когда я задумывал новую книгу, то всегда подготавливал ежедневник, разделенный на недели, и вел его в течение всего периода, который выделил себе на всю работу. В него я день за днем вносил количество написанных страниц, так что стоило мне день или два полениться, результаты были налицо, в этом ежедневнике; они требовали от меня удвоить усилия, чтобы покрыть недостачу… Записи всегда были у меня под рукой, так что неделя отставания по числу страниц была у меня бельмом на глазу, а бездарно проведенный месяц отзывался болью в сердце. О своем недельном выходе он рассказывал: Я назначал себе написать разное число страниц в неделю, в среднем около 40. Этот уровень мог снизиться до 20 или повыситься до 112. Страница — не самый точный термин, и я под ним понимаю 250 слов; а поскольку слова, если за ними не следить, могут отбиться от рук, то я всегда считал каждое слово. По его стопам следует Элис Манро: Я очень обязательный человек и всегда ставлю себе задачу написать определенное число страниц. Если я знаю, что в какой-то день мне будет не до того, то постараюсь написать страницы за этот день заранее. Такая обязательность просто ужасна. Но я не забегаю далеко вперед; мне кажется, что я могу потерять нить. Это как-то связано со старением: с возрастом появляется склонность к планированию.
Сколько времени занимает работа над рассказом? Точный ответ дает Антон Чехов: Надо рассказ писать 5–6 дней и думать о нем все время, пока пишешь, иначе фразы никогда себе не выработаете. Надо, чтоб каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два и обмаслилась. Само собой разумеется, что сам я по лености не придерживаюсь сего правила, но Вам, молодым, рекомендую его тем более охотно, что испытал не раз на себе самом его целебные свойства и знаю, что рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными...
...психолог, вероятно, установил бы, что капитану Ахаву вместо того, чтобы желать мести, нужно принять своё увечье и наладить существование. Хоть для счастливой жизни это и хорошая идея, для художественного произведения она, конечно, не годится.
Самые счастливые писатели - это те, кто умеет находить радость в самом процессе творчества, а не те, кто видит высшее счастье в публикации, получении хвалебных отзывов критиков или обожании читателей.
Помните: какие бы слова вы ни использовали, цель одна: заставить читателя что-то почувствовать. Как сказал Эдгар Лоуренс Доктороу: Хорошая литература должна вызывать у читателя ощущение не того факта, что идет дождь, но того, что читатель под этот дождь попал.
Важно не пытаться сравняться по производительности с кем-то еще, а найти собственный метод работы, который подходит именно для вас. Вместо того чтобы планировать писать всегда и везде с максимально возможной скоростью, лучше поставьте себе конкретную задачу: количество слов за день, неделю или месяц, в зависимости от того, каким вы обладаете временем для работы. Проведите несколько экспериментов, чтобы задать себе достаточно высокий уровень, позволяющий побудить вас к действию и чувствовать удовлетворение от достигнутых результатов, но не настолько труднодостижимый, чтобы лишить вас уверенности в том, что вы сможете его постоянно достигать. На первых порах полезно будет тщательно записывать, сколько слов и за какое время вам удалось написать. Отмечайте, когда вы были наиболее продуктивны, какие факторы действовали в это время — словом, старайтесь воспроизводить наилучшие условия. Если вы часто отвлекаетесь, воспользуйтесь таймером. Заведите его на 30 минут и все это время только пишите: никакой почты, никакого Facebook, никакого поиска в интернете, даже если информация действительно нужна, — только писать. Когда вы привыкнете к такому режиму, переходите на 45-минутные рабочие сессии, прерываемые пятиминутными перерывами.
В духовном плане каждый писатель — это анархист, как и любой человек в глубине души. Его не устраивает никто и ничто.
Пишите бесплатно, пока кто-то не предложит вам денег; если в течение трех лет этого не произойдет, значит, ваше призвание — пилить деревья.