В наши дни любой ребенок знает, как важно есть овощи и фрукты, но в XVIII веке моряки ели сухари и солонину и вовсе не желали переключаться на капусту и сельдерей, что бы там ни говорил на этот счет капитан. Тут Кук проявил себя не только заботливым командиром, но и психологом: он ввел капусту в рацион офицеров, но рядовым ее давать не стал. Через неделю плавания матросы сами начали возмущаться: почему это офицерам капусту дают, а им нет? Капитан пошел им навстречу, капуста стала популярна, а к концу плавания мало кто из команды сомневался в правоте Кука. Как пишет он сам, «корабли, пробывшие больше года вдали от берегов Англии, несут такие же, если не большие, потери от болезней, как и мы, хотя мы были в плавании втрое дольше». Кук совершил два полных и одно незаконченное кругосветное плавание – и не потерял от цинги почти никого. В первом плавании многие умерли от малярии, потом случались, конечно, отдельные трагедии, но победа над цингой состоялась. Кука наградили медалью Лондонского королевского общества, а Британия получила шанс стать повелительницей морей. Колонизация Австралии, Новой Зеландии, освоение Гавайев и множество других успехов империй XIX века стали возможны благодаря квашеной капусте, лимонному соку и наблюдательности капитана Кука.
В современной России обрядов инициации нет, но все знают, что ребенок должен получить аттестат зрелости, а каждый мужчина слышал слова "не служил - не мужик". Удаление от родных, жизнь в кругу молодых мужчин, изнурительные упражнения и знакомство с "народной мудростью" мы называем срочной службой. Австралийский абориген сразу распознал бы в этом привычные обряды.
Они [племена Африки] рассказывают нам историю альтернативного человечества. Человечества, каким могли бы стать все мы, если бы нам повезло меньше. Ели бы, как они, термитов, охотились в пустынях, танцевали и молились богомолам, а по ночам, как женщины сан, поднимали бы детей на руках, чтобы ребенок поменялся сердцем со звездой и больше никогда не был голоден...
Весь предыдущий абзац я написал, используя прошедшее время. Это естественно для человека современной западной культуры: мифы мы относим к прошлому. Историки могут спорить о том, когда именно произошла Троянская война, но всякому понятно, что она давно уже завершилась. Иван-царевич из русской народной сказки отправился в тридевятое царство не вчера или позавчера, а во времена царя Гороха, и даже звездные войны, современный миф, происходят «давным-давно в одной далекой галактике». Таково требование нашего исторического мышления: чудесному нет места в современности, оно должно быть отнесено к прошлому.
Черепа бизонов, собранные для переработки на костяной уголь, США, 1892 г.
«Будьте плодовиты и многочисленны, заселяйте землю и покоряйте ее. Господствуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными земли». Человек здесь рассматривается как хозяин земли, вольный распоряжаться ею и всем, что на ней живет. Разумеется, нельзя сводить колониализм к одному только религиозному подходу – существовало множество экономических, политических и социальных причин, которые сделали его возможным. Однако без этого ветхозаветного взгляда европейские представления о том, как люди должны обращаться со своей землей и природой в целом, могли бы быть совершенно иными. А взгляду этому авторов Библии научило сельское хозяйство.