«Масса и власть» (1960) — крупнейшее сочинение Э. Канетти, над которым он работал в течение тридцати лет. В определенном смысле оно продолжает труды французского врача и социолога Густава Лебона «Психология масс» и испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс», исследующие социальные, психологические, политические и философские аспекты поведения и роли масс в функционировании общества. Однако, в отличие от этих авторов, Э. Канетти рассматривал проблему массы в ее диалектической взаимосвязи и обусловленности с проблемой власти. В этом смысле сочинение Канетти имеет гораздо больше точек соприкосновения с исследованием Зигмунда Фрейда «Психология масс и анализ Я», в котором ученый обращает внимание на роль вождя в формировании массы и поступательный процесс отождествления большой группой людей своего Я с образом лидера. Однако в отличие от З. Фрейда, главным образом исследующего действие психического механизма в отдельной личности, обусловливающее ее «растворение» в массе, Канетти прежде всего интересует проблема функционирования власти и поведения масс как своеобразных, извечно повторяющихся примитивных форм защиты от смерти, в равной мере постоянно довлеющей как над власть имущими, так и людьми, объединенными в массе.
http://fb2.traumlibrary.net
Над этой книгой Канетти работал около 30 лет, и это заметно. Абсолютно точная, жёсткая, сильная как удар хлыстом в паховую область. Каким страшным рисуется ХХ век! Я не возьмусь оценивать эту книгу детально, потому что не являюсь критиком или философом, но то, что прочитанное произвело на меня мощное впечатление- это факт. "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак". Вот вроде бы все с головой на плечах, с какими-то знаниями, но как были сворой - толпой, так и остались. Нет ничего на свете тупее человека! И я, к сожалению, принадлежу к людскому роду.
Над этой книгой Канетти работал около 30 лет, и это заметно. Абсолютно точная, жёсткая, сильная как удар хлыстом в паховую область. Каким страшным рисуется ХХ век! Я не возьмусь оценивать эту книгу детально, потому что не являюсь критиком или философом, но то, что прочитанное произвело на меня мощное впечатление- это факт. "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак". Вот вроде бы все с головой на плечах, с какими-то знаниями, но как были сворой - толпой, так и остались. Нет ничего на свете тупее человека! И я, к сожалению, принадлежу к людскому роду.
Очень простая (в плане понимания) и тем и замечательная книга, которая позволяет понять, как люди манипулируют друг другом и кое-что о себе. Считаю, что ее надо включать в программу школы юных геббельсов.
Еще позабавило стяжение власти, магии, религии и параноидальности. Ну и конец аки пафосный аккорд ввел меня в катарсический ступор: как истинный хуманист, автор сказал нам, что власть невсевластна, и воскрешать мертвых, увы, не может.
Не знаю, как тут тэги редактировать, поэтому: власть, помилование, прощение, паника в театре.
Редчайшая и дорогая книга, в электронном виде существуют только выдержки, не переиздавалась. Монументальный труд, который Элиас Канетти писал порядка двадцати лет. Сложно сказать насколько этот текст является научным, не смотря на множественное цитирование этнографов, социологов и психиатров. Скорее это имманентное исследование, построенное на творческих эпифаниях.
Рада, что довелось прочитать данный труд. На протяжении всей книги автор очень доступно выкладывает подноготную знакомых всем, но порой таких непонятных явлений как стремление людей стекаться в толпу, жестокость и неспособность подавить животные инстинкты, когда речь заходит о спасении своей жизни, стремление оградить себя от опасности и жажда власти.
Особенно мне понравилась точка зрения автора по поводу геройства. Канетти объясняет геройство не бесстрашием или самопожертвованием, а потребностью в неуязвимости через уничтожение врагов. Чем больше гора мертвецов по сравнению с которыми ты жив, тем сильнее чувство неуязвимости.
Единственное, что омрачило мне чтение этой книги, так это цинизм и предвзятое отношение по отношению к религии. Складывается ощущение, что верующие какой-то из конфессий автора крепко обидели, вот он и мстит как может.
Но не считая этого произведение, конечно, почитать стоит, - помогает посмотреть на многие явления жизни с другой стороны.
Книга для тех, кто хочет какие-либо ответы на вопрос: "А Вы готовы заглянуть в зеркало своей души? А души знакомых, детей, супругов?" И самое главное: "А вы спокойно будете спать, если поймёте, что пустое место или что Вы окажетесь в пустыне?" И ответы на эти вопросы будут Вас терзать каждый оставшийся Вам день. Если ответ Да, то без обид - читайте. Книга полезна тем, кто осознал до корней своих волос потребность изменить что-либо и имеет волю не отступить от желаемого, воспользовавшись полученными знаниями. В противном случае эффект будет мало позитивным.
Кого терзают приказами сильнее всего, так это детей. Удивительно, как они вообще не ломаются под гнетом приказов и умудряются пережить рвение воспитателей. То, что потом они воспроизводят то же самое и с не меньшей жестокостью по отношению к собственным детям, так же естественно, как кусать и говорить. Но что поражает, так это длительность сохранения в первозданном виде приказов, полученных в раннем детстве: стоит только явиться следующему поколению жертв, а они уже тут как тут. И ни один не изменился ни на йоту, как будто они отданы час назад, а не двадцать, тридцать или более лет назад, как на самом деле. Детская восприимчивость по отношению к приказам, верность им и упорство в их сохранении — это не заслуга индивидуума. Умственное развитие или особая одаренность здесь не играют роли.
Ни один, даже самый обыкновенный ребенок не расстанется ни с одним из приказов, которыми его истязали.
Она возникает, когда возможности бегства через превращения исчерпаны и все оказывается напрасным. В меланхолии человек чувствует себя уже загнанным и схваченным. Ускользнуть невозможно: превращения кончились, нечего даже пытаться. Человек прошел по нисходящей: он был добычей, служил пищей и превратился в падаль или экскременты. Процесс прогрессирующего обесценивания собственной персоны путем переноса находит свое выражение в чувстве вины. Немецкое слово Schuld, то есть вина, первоначально означало, что человек находится во власти другого. Чувствует себя кто-то виновным или чувствует добычей — в основе это одно и то же. Меланхолик отказывается от еды и объясняет это тем, что не заслужил. В действительности же он не ест, потому что полагает, что сам уже съеден. Заставляя его есть, лишь сильнее будят в нем это чувство: его рот как бы направлен против него, ощущение такое, будто перед ним держат зеркало. Он видит в нем рот, занятый едой, и то, что едят, — он сам. Он всегда ел, и вот теперь пришло ужасное и неотвратимое наказание. По сути, речь идет о самом последнем из возможных превращений, которое маячит в конце любого бегства, — о превращении в съеденное — и, чтобы его избежать, каждый из живущих ударяется в бегство, превращаясь кто во что может.
Упорный молчащий человек ничего не выдаст, зато он производит впечатление более опасного, чем есть на самом деле.
Болезнь суждения — самая распространенная в человеческом роде, практически все ею задеты
Чудовищный вопрос - вопрос о будущем. Это, можно сказать, предел всех вопросов; в нем же больше всего и напряжения.