После глобальной катастрофы на Земле, похоже, не осталось ни городов, ни машин, ни железных дорог. Девочка Кира живет в поселке, где помощь ближнему – редкость, добыть еду – удача, а смерть подстерегает любого – от болезни или от лап хищных тварей. У хромой сироты Киры мало шансов, тем более что соседи считают ее обузой и хотят убить. Но сделать это без разрешения Хранителей нельзя. Выдержать ненависть соседей и суд Хранителей Кире позволяет ее удивительный дар – она и сама не догадывалась, на что способна.
«В поисках синего» – вторая часть тетралогии Лоис Лоури, но сюжетно с «Дающим» ее связывает лишь тонкая ниточка (хотя внимательный читатель найдет в ней ответ на главный вопрос – о судьбе Джонаса). И тем не менее эти книги очень похожи: в обеих описывается мир, который населяющие его люди воспринимают как правильный и единственно возможный, и только главные герои понимают, что он пронизан ложью и может стать другим.
После прочтения Дающего сразу же принялась читать эту книгу, что бывает со мной крайне редко. Обычно циклы ждут своей очереди месяцами или даже годами. Но здесь - конечно, я прочитала аннотацию и ожидала чего-то не о той же общине - все совершенно по-другому. Есть только еще одно общество, еще один необычный ребенок в нем, но если в первой части был какой-то мир будущего, то здесь мне показалось больше похоже на средневековье, наверное.
Больше всего меня в романе напугало Поле - место, куда относили ненужных общине, неполноценных людей - тех, кто сломал руку или заболел, например. Человек просто превращается в отброс, а его детей раздают в другие семьи, где на малышей так же будут кричать. И так же бить.
В этом мире, как и в предыдущем мире Дающего, все решает тот, кто сильнее (и наглее), кто лжет и угнетает слабого. Чем же этот мир не реален?
После прочтения Дающего сразу же принялась читать эту книгу, что бывает со мной крайне редко. Обычно циклы ждут своей очереди месяцами или даже годами. Но здесь - конечно, я прочитала аннотацию и ожидала чего-то не о той же общине - все совершенно по-другому. Есть только еще одно общество, еще один необычный ребенок в нем, но если в первой части был какой-то мир будущего, то здесь мне показалось больше похоже на средневековье, наверное.
Больше всего меня в романе напугало Поле - место, куда относили ненужных общине, неполноценных людей - тех, кто сломал руку или заболел, например. Человек просто превращается в отброс, а его детей раздают в другие семьи, где на малышей так же будут кричать. И так же бить.
В этом мире, как и в предыдущем мире Дающего, все решает тот, кто сильнее (и наглее), кто лжет и угнетает слабого. Чем же этот мир не реален?
на удивление, вторая книга не разочаровала, а совсем даже наоборот - она мне понравилась намного больше первой. почему, не могу объяснить...
может быть, сама девочка Кира, обделенная судьбой, но плетущая судьбу мира.
может быть, мальчик и его собака.
а может потому, что тут есть цвет, много цвета - красного, желтого, золотого. осталось лишь найти мой любимый - синий.
и я рада, что с Джонасом - мальчиком с редким цветом глаз - все в порядке.
в общем, с нетерпением жду, когда появятся переводы следующих книг.
Во второй книге цикла Лоис Лоури продолжает знакомить читателя с постапокалиптическим миром. И если в "Дающем" общество, несмотря на всю свою эмоциональную ущербность, находилось на достаточно высоком уровне развития, но жителей поселка, где живет Кира, и с животными не сравнишь. Прогрессивное человечество по пути эволюции ухитрилось растерять даже такие базовые инстинкты, как забота о потомстве. И если бы мать Киры не была редким исключением из правил, жизненный путь девушки оборвался бы в самом начале. Катрина оказалась крепким орешком, но сможет ли Кира постоять за себя после смерти матери?
В книге Лоис Лоури нищета материальная сопровождается нищетой духовной. Здесь нет запрета на проявление чувств, вот только диапазон чувств очень ограничен. Казалось бы, за что можно невзлюбить хромую сироту, у которой всего богатства - крошечный огородик? Но отдельные жители убогого поселка ненавидят Киру так яростно, как будто она нанесла им кровную обиду одним фактом своего существования. Но у Киры есть талант, который даже в этом гнилом месте может быть востребован.
Несмотря на то, что Лоис Лоури очень скудно рассказывает об иерархии и системе взаимосвязей в местном социуме, картинка получается достаточно неприглядной. В поселке много говорят о голодных тварях, которые подстерегают свою добычу в лесу, но настоящие хищники здесь ходят на двух ногах и умеют разговаривать. А по мере развития сюжета главной героине предстоит убедиться в том, что ее убогий мирок еще уродливее, чем это могло бы показаться.
Одна из главных сюжетных линий книги - поиск синего цвета, которого очень не хватает искусной вышивальщице. Но для того, чтобы найти искомое, Кире придется сойти с безопасной тропы и выйти за пределы своего ограниченного круга. И, кто знает, может быть на этом пути ей встретятся не хищные твари, а другой мир, в котором есть место не только злобе и зависти, но и добру, милосердию и любви.
Обычно я хвалю книги Розового Жирафа.
Более того, первая часть тетралогии Лоис Лоури - «Дающий» - по сей день моя самая любимая антиутопия, которую я советую не только подросткам, но и всем взрослым.
⠀
«В поисках синего» - меня разочаровала.
То ли я возлагала слишком большие надежды, то ли правда сама книга как рассказ... но послевкусие странное.
⠀
Я люблю антиутопии за то, что они показывают как при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития общества.
⠀
И в «Дающем», и в «В поисках синего» автор однозначно обозначает, что была какая-то глобальная человеческая катастрофа (без конкретики), и представленное нам на страницах книги общество - это остатки уцелевших людей, но много поколений спустя.
⠀
Однако если в «Дающем» есть постулат, который приняли для выживания - отказались от воспоминаний, чтобы не чувствовать боли, и цветов, чтобы не видеть разнообразие...
То в «В поисках синего» я подобной идеи не нашла. Более того, после Разрухи, отбросившей людей до уровня первобытного общества, даже за 7-10 поколений (точное количество автором не оговаривается) люди не начали эволюционировать.
⠀
Может я слишком наивная, может я излишне верю в человека как существо чувствующее и думающее... но мне очень сложно поверить, что многие поколения люди готовы лишь бить друг друга, собачится из-за куска пищи или земли, не обнимать детей, не петь им колыбельные...
⠀
Мне странно читать, что из людей ушла «любовь»...
Что они напрочь забыли, что такое доброта и душевность.
⠀
По сюжету люди живут в деревнях.
Еду дорывают мужчины-охотники.
Женщины - заниматься огородом.
Детей не воспитывают, ими некогда заниматься, для них строят загоны и они там сами собой сидят, сопливые и грязные, и обязательно дерутся.
Образование - удел избранных мужчин, женщинам же вообще запрещено даже буквы знать.
Если человек родился или приобрёл физические увечья - его отправляют умирать, общество банально избавляется от таких людей, не важно младенец это или взрослый.
Страх всегда был частью жизни людей. Именно страх заставлял их строить себе укрытия, искать пищу и выращивать растения. А ещё делать и копить оружие. Был страх холода, болезни и голода. Был страх тварей.
⠀
Из интересных находок:
⠀
И в конце не могу промолчать, т.к. сильно раздражалась, читая: автор все время повторяется по ходу повествования.
Книжка и без того тонкая - чуть больше 200 страниц. А когда одну и ту же мысль тебе рассказывают снова и снова, создаётся ощущение, что тебя за дурака держат.
Выглядит это примерно так:
Придумала автор мысль, рассказала.
Прошло 15 страниц, а давайте повторим?!
Ещё через 30 страниц - вдруг вы забыли - я ещё раз расскажу.
Ещё страниц 40 прочитали, ага, давайте снова вернёмся к этой же мысли.
И одними и теми же словами.
Рассказ, растянутый в повесть...
⠀
Книга прочитана в рамках игр:
- Книжная полка. Тур 64, май 2020
- Школьная вселенная. Четырнадцатый учебный год. Факультатив 13. Страноведение - США
- Книжное путешествие. Тур 15. Беги, пока жив!
- Пятилетку - в три тома! Тур 12. "Двенадцатая ночь"
Это, действительно, не продолжение истории Джонаса из "Дающего", но рассказ о других героях, в совершенно другом "мире". Ну, не совсем так. Мир тот же, апокалипсис состоялся и в первой части мы видели весьма себе развитое технологичное общество, а здесь островок цивилизации живет и развивается совсем иначе.
Больше похоже на нечто первобытное, большинство мужчин - охотники, женщины - следят за домом и детьми; максимальная карьера - ткачество. Все несчастны, здесь нет взаимовыручки и поддержки, увечных детей и взрослых оставляют погибать на особом Поле, сжигают целые кварталы, если происходит эпидемия болезни. За то, чтоб не умереть с голоду, приходиться трудиться на износ.
Также есть особый Совет Хранителей и одно главное здание (по сути, старая церковь), где ежегодно все жители собираются, чтобы услышать Песнь, длящуюся несколько часов и описывающую всю историю мира именно так, как это нужно. У Певца есть Мантия и Посох, которые требуют починки и восстановления. Именно поэтому главную героиню Киру, талантливую вышивальщицу, после смерти матери определяют на работу с Мантией...
Очень много интересных деталей в книге, хоть она такая малышка. Деталей мира, я имею в виду, считаю, что он прекрасно прописан для такого объёма. Вот лишь небольшая их часть:
- концепция усложнения имён
- наличие мистических тварей
- иерархия общества, особые профессии
- система суда...
А о судьбе Джонаса мы тоже узнаём) В самом конце книги, и даже по имени его автор не называет, но о ком идёт речь, понятно.
Немного расстроил смазанный конец, скорее даже то решение, что приняла Кира. Но, вероятно, ее история продолжится в следующих частях. По крайней мере, я на это надеюсь)
— А все-таки она злая. Говорят, из-за этой раны. Боль сделала ее жестокой.
"А меня боль сделала гордой", — подумала Кира, но не сказала этого.
— Хижина нужна. Чтобы было где слушать твои истории.
— То есть все мы уже были... не знаю, как сказать.
— Художниками? Это подходящее слово. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь произносил его, но я встречал его в некоторых книгах. Оно означает, как бы это сказать, человека, который способен сделать что-то красивое.
— Как думаешь, может, они такие тихие и добрые оттого, что ломаные?
Поблизости залаяла собака, и теперь она расслышала ругань: муж орал на мену, ребенок получал затрещины. Поселок просыпался, и в нем начиналась обычная жизнь. Пора ей было уходить. Это место теперь не её.