1923 год. Часть территории бывшей Российской империи отошла Польше, в том числе разрушенная в ходе Первой мировой крепость Осовец, знаменитая «атакой мертвецов». Новые хозяева разбирают завалы и обнаруживают в подземелье живого человека, который провел в каменном мешке несколько лет! Вадим Арсеньев одет в форму военнослужащего царской армии, он совершенно не помнит своего прошлого, но приобрел удивительные качества: способность видеть в темноте и молниеносную реакцию…
Сенсационная история оказывается в газетах, и Вадима передают советской стороне. Как интересный пациент, способности которого полезно изучить, Арсеньев попадает сначала в институт мозга, а потом в особый отдел ГПУ, сформированный из людей с уникальными талантами. В составе небольшого отряда Вадим отправляется на Крайний Север, чтобы расследовать одно загадочное и подозрительное дело…
Весьма изящная стилизация под "классический" приключенческий роман, в котором еще и детективная линия присутствует, точнее сразу несколько. Довольно удачно собраны и "модные" темы - кто читает боевики, тем погони-стрельба-драки, кто любит мистику, то пожалуйста паранормальные функции мозга, шаманы и "арктический психоз". Секс, опять же, куда без него. Тут, правда, все больше как в романе, а не как в жизни получилось - все герои, которым женщины не досталось, на имеющихся не посягают и ведут себя крайне прилично.
Так за что же минус звезда? За картонноватых персонажей, которых различаешь исключительно по речевым характеристикам
спойлери то Бугрина с Чубатюком иногда путаюсвернуть, а еще за крайне нелепую "любовную" линию с Адель
спойлерона настолько ходульная, что ой. Все эти переодевания, загадочные союзники, шифровальная карточка... Это уже не "синема", а полный цирк. Возможно, в следующих книгах серии непонятные сейчас моменты разъяснят, но пока это исключительно "чувство вежливого недоумениясвернутьВесьма изящная стилизация под "классический" приключенческий роман, в котором еще и детективная линия присутствует, точнее сразу несколько. Довольно удачно собраны и "модные" темы - кто читает боевики, тем погони-стрельба-драки, кто любит мистику, то пожалуйста паранормальные функции мозга, шаманы и "арктический психоз". Секс, опять же, куда без него. Тут, правда, все больше как в романе, а не как в жизни получилось - все герои, которым женщины не досталось, на имеющихся не посягают и ведут себя крайне прилично.
Так за что же минус звезда? За картонноватых персонажей, которых различаешь исключительно по речевым характеристикам
спойлери то Бугрина с Чубатюком иногда путаюсвернуть, а еще за крайне нелепую "любовную" линию с Адель
спойлерона настолько ходульная, что ой. Все эти переодевания, загадочные союзники, шифровальная карточка... Это уже не "синема", а полный цирк. Возможно, в следующих книгах серии непонятные сейчас моменты разъяснят, но пока это исключительно "чувство вежливого недоумениясвернутьАвтор, увлекший меня историями об Аните Морозово,й написал роман на основе реальных, но сильно забытых, исторических событий из истории советского НКВД и Первой Мировой войны (1914 - 1918 г.г.)
Немного мистики книге не повредило: теперь только в совершенно секретных архивах НКВД есть данные о пациентах Александра Барченко под контролем ОГПУ. Главный герой книги - русский служивый, выживший в "атаке мертвецов" в 1915 году при осаде знаменитой крепости Осовец и почти 9 лет охранявший подвалы с припасами. По воле автора, его зовут Вадим Арсеньев. Великое множество тайн хранит Русский Север. Одна из них - меряченье.
Книга весьма занимательна, надеюсь, что это лишь начало повествования о чекистах в поисках Гипербореи.
В поисках очередного ретро-детектива я решила почитать книгу с таким поэтическим названием, уж больно много было на нее положительных отзывов. Да и тема неизбитая – экспедиция Барченко на Кольский полуостров для исследования культуры лопарей, и в частности «меряченья», психоза, который порой поражает целые деревни и которым я в свое время интересовалась. Как позже выяснилось, обилие положительных отзывов не всегда говорит о популярности книги, порой это просто дружеская поддержка, ну, вы понимаете…
Начало было интересное – главгерой Вадим Арсеньев просидел восемь лет, замурованный взрывом на складах русской крепости Остовец, вынужденно оставленной войсками в Первую Мировую войну. А освободили его спустя восемь лет уже поляки, решившие поживиться запасами продовольствия, оставленными на складах крепости, раз уж они заполучили эту территорию по мирному договору. Вадим за это время не только не сошел с ума, но и обрел суперслух и способность свободно передвигаться в полной тьме. А вот с памятью у него плохо, сказывается контузия от взрыва.
После освобождения и приезда в Москву ему тоже повезло – его не успели расстрелять, как иностранного шпиона, потому что его способности привлекли внимание начальника спецотдела ГПУ Александра Барченко и он, с помощью академика Бехтерева и Глеба Бокия добился, чтобы Вадима включили в его группу по исследованию паранормальных аспектов человеческой психики. А там и экспедиция на Русский Север подоспела, подальше от сотрудников госбезопасности всех мастей.
Честно говоря, детектива я здесь не обнаружила, это скорее приключения, и были бы они в самый раз для подростков, не добавь сюда автор линию медсестры Адели, которая даже не любовная, а так, для оживления повествования. Роман написан бодро, приключения сыплются на героев, как сор из дырявого мешка, перечень их тоже богат – тут и шпионские игры, и таинственные способности местных лопарей, и психоз меряченья, который носит поэтическое название «зов Полярной звезды», и великан медведь-людоед, и загадочный груз самолета, потерпевшего крушение на Сейдозере – конечном пункте экспедиции Барченко, и подземные катакомбы неизвестного происхождения. В общем, Рен-TV отдыхает, а Дэн Симмонс с Джеймсом Роллинсом курят в сторонке. То есть, как мне кажется, автор решил идти по их стопам, но свой собственный оригинальный стиль у него еще хромает, поэтому получается вторичненько. И персонажам не хватает объема, они получились схематичными, для оригинальности недостаточно снабдить каждого своим сленгом, сленга как раз слишком много, как старославянского у Барченко, так и псевдо-морского у Макара Чубатюка. Ну, а главгерой слишком везуч даже для приключенческого романа.
Понятно, что он еще понадобится автору для продолжения серии, но это уже без меня))
Прочитано для "Детективного калейдоскопа - 2022" в клубе КЛУЭДО
Каким должен быть современный приключенческий роман? Такой, чтобы хоть краешком зацепил внимание поколения... какое там у нас сейчас на дворе поколение, Z что ли? Сбился со счёта, ладно... Так каким?
Пожалуй, тот тип авантюрного текста, что был моден в нашей юности, юности «поколения Пи» — обстоятельный, чуть (ненавязчиво) дидактичный, в меру познавательный, эмоционально целомудренный и умеренно сдобренный динамичными приключениями сейчас, как говорится, не проканает. Как привыкший к усилителям вкуса посетитель фаст-фуда не понимает прелести домашней еды, так и современный читатель ту литературу без подготовки уже, вероятно, не распробует — вкусовые рецепторы привыкли к иному: к взрыву вкуса и бесконечно сменяющимся сценам экшена или сюжетным загадкам. Да и читатель ли он, нынешний любитель приключений? Скорее — пользователь и зритель...
Так что же, потакать испорченному вкусу этого пользователя/зрителя? Ни в коем случае! Однако использовать что-то из лексикона знакомого ему языка — почему бы нет? Новый роман Александра Рыжова (Ружа) «Зов поляной звезды» (М., «Эксмо», 2021) как раз демонстрирует такие нетривиальные подходы.
Впервые я узнал об «осовецском сидельце» давным-давно — из рассказов моего деда. Мальчишкой, в 1920-е годы, он слышал об этом что-то о взрослых, и, хотя путал Осовецкую крепость с Брестской, всё же суть события передал мне верно: во время Первой мировой войны в засыпанном взрывами подземном складе остался часовой, просидевший там девять лет, и освобождённый уже при независимой Польше. От дневного света солдат ослеп. В легенде пересказывался и момент, связанный с верностью «забытого часового» присяге — он требовал своего командира для того, чтобы сняться с поста. Потом, в постсоветские времена, о «русском Монте-Кристо» много писали, но документальных подтверждений его существования, насколько я помню, так никто и не предъявил. Однако почему бы герою городской легенды не стать протагонистом приключенческого романа? В конце-концов и сам Дюма-отец положил в основу книжной биографии своего узника замка Иф полу-легендарный, и, возможно, реальный случай. Таинственность и недоказанность — враг исторического, но лучший друг приключенческого!
У Александра Рыжова «осовецкий сиделец» становится не только реальным, он — главный герой, Вадим Сергеевич Арсеньев, рядовой Осовецкого гарнизона Русской армии, лишившийся, правда, не зрения, а памяти от контузии. Этот нехитрый, но действенный приём даёт автору возможность лихо закрутить сюжет, ибо повествование теперь раздваивается: помимо современности, возникают вызываемые то сеансами гипноза, то камланием лопарского шамана флэшбэки, восстанавливающие память Арсеньева, а также дающие некие подсказки к дальнейшему действию. Флэшбэк — термин в такой же степени психологический, как и масс-культурный, но нас скорее будет интересовать вторая его ипостась, поскольку, как я уже сказал, автор «Зова Полярной звезды» постарался существенно модернизировать жанр авантюрного романа, привнеся в него элементы сценария компьютерной игры (отсюда и разбросанные по тексту и время от времени «всплывающие» из глубин подсознания подсказки) и комикса, точнее, той его разновидности, которую вот уже почти век разрабатывают американские гиганты «Marvel Comics» и «DC Comics» — супергеройской истории.
Нет, не ждите, что «осовецкий дикарь» превратится у А. Рыжова в русского Бэтмена — всё сделано гораздо тоньше, деликатней, умнее. Просидев долгие годы в кромешной тьме, Арсеньев получает-таки суперспособность — особое видение в темноте и сверхчуткий слух, но это не даёт ему таких могучих преимуществ перед простыми смертными, какие есть у Капитана Америка, и от этого, как выясняется, только интереснее. А вот в свою команду «Людей Икс», собираемую Александром Васильевичем Барченко — советским оккультистом, сотрудником ОГПУ, личностью весьма одиозной и изрядно мифологизированной, но... совершенно реальной, Вадим Арсеньев попадёт. Как и в такую же реальную экспедицию Барченко на Кольский полуостров, во время которой большей частью и произойдут удивительные и фантастические события романа, как бы имевшие место быть в 1923-м году. Впрочем, реминисценции из ПМВ также получились у А. Рыжова вполне зримыми, осязаемыми, и да, раз уж речь идёт об Осовецкой крепости, «Атака мертвецов» тоже присутствует. Вообще историческая канва, в которую встроен приключенческий сюжет, воссоздана весьма добротна, прямо или косвенно в романе задействованы реальные «дети страшных лет России» — начальник Генерального штаба Русской армии генерал Михаил Алексеевич Беляев, выдающийся физиолог Владимир Михайлович Бехтерев, чекисты Глеб Иванович Бокий и Генрих Григорьевич Ягода. Кроме того показан и весьма пёстрый мир столицы Советской России периода НЭПа и не менее колоритное, хотя и существенно более бедное бытие северных территорий.
В описании похождений героев в заполярных краях, которые прекрасно знакомы Александру Рыжову хотя бы просто потому, что это — его родина и место проживания, исподволь проявляется и добротная литературно-краеведческая основа романа, совершенно, на мой взгляд, нетипичная для коммерческого книгоиздания а-ля «Эксмо». Да-да, та самая традиция советского историко-приключенческого произведения для «детей и юношества», о которой я упомянул в начале, традиция Василия Яна, Сергея Маркова, Михаила Зуева-Ордынца, Валентины Мухиной-Петринской, Анатолия Евтушенко и многих других. Всегда несколько романтическая, эта литература склонна к некоторым преувеличениям, элементам фантастики, наивным, но от этого очень увлекательным допущениям. Мир романа «Зов полярной звезды» — скорее ретро-фантастический, чем исторический. Что-то в нём есть от стим- или дизель-панка, но более чувствуются отголоски миров Александра Романовича Беляева: антигерой Чёрный Человек (персонаж с таким именем сгодился бы и против Человека-паука, хотя аллюзии вызывает к Есенину и Моцарту) посреди тундры использует солнечные батареи, ветрогенератор, сигнализацию (вероятно, лучевую), сжатый газ и водолазный скафандр, вырабатывающий кислород путём электролиза воды! Это в межвоенный-то период! Историк поспорит, любитель добротной научной фантастики порадуется, а мы пойдём дальше. Реалистичные, атмосферные, колоритные описания тундры, быта лопарей, панорам Ловозера и озера Сейд, северного сияния и раннего, едва начинающего свою историю Мурманска даны мастерски, созданы человеком, искренне влюблённым в своё Заполярье. Тут, как и должно быть, много энциклопедического, познавательного, но сделано это так изящно, что тот самый современный «пользователь» литературы не успеет, болезный, утомиться от превращения привычных ему «локаций» в полноценные пейзажи. А читатель искушённый, опытный — напротив, посмакует эти гурманские «лирические отступления», достойные русской классики, а кроме того заметит, как через мифологию саамов и так же напитанную мистикой биографию главного героя Александр Рыжов умело сращивает два своих авторских сюжетных вектора: фэнтезийные романы о земле Тре и серию исторических детективов о русской испанке Аните. Сращение сюжетов — это, кстати, тоже от комикса («Бэтмен против Супермена»), но почему бы и нет? Создать не разовый литературный мир, а некую протяжённую во времени и пространстве вымышленную вселенную — особое искусство и способ заинтересовать читателя новыми возвращениями к любимым героям.
Итак, есть герой (супергерой!), тайна заполярного озера, за разгадкой которой отправляется экспедиция под эгидой ОГПУ, есть свой Доктор Стрэндж — Барченко, есть яркие второстепенные персонажи (некоторые с суперспособностями). Чего недостаёт? Правильно — cherchez la femme! Как классические авантюрные романы, так и супергеройские комиксы пишутся (рисуются) из расчёта на целевую аудиторию старших подростков. А читатель (ладно, «пользователь»...) пубертатного возраста охоч до любви во всех её проявлениях, и если в классическом советском подростковом боевике это, как правило, была изящная «лав стори», то в комиксе всё проще, комикс вообще воплощает в себе идею древнегреческой драмы, в очищенном, так сказать, от наслоений времени, виде. Гамлетизм? Достоевщина? Рефлексия? «Страдания юного Вертера»? Не, не слышали. Берём некий локальный или вселенский Хаос, угрожающий не менее значимым шухером, т. е. Танатосом, суём в него очередного Орфея или Ахиллеса и обязательно приправляем Эросом — а как же? Поскольку Александр Рыжов идёт по пути синтеза двух литературных традиций, то и фемины у него в романе две — для двух любовных линий, одна — для невинно-немудрёной на фоне саамских пейзажей, другая — в стиле «детям до 16-ти вход запрещён» (кстати, издатели поставили на книге знак «16+», наивные).
И, конечно, нельзя не отметить разветвлённый многоходовый детективный сюжет. Автор ряда детективов, А. Рыжов — профессионал жанра, и здесь развернувший весьма сложную интригу. И главный герой окажется не так прост, и в экспедиции найдутся свои «тёмные лошадки», и одна из прекрасных героинь станет достойной... ну, чтобы не делать спойлеров, скажем, одного отрицательного персонажа того же Дюма... В общем, имеется полный комплект для того, чтобы занять вас неотрывным увлекательным чтением на несколько вечеров, и даже «Стражи Галактики» не отвлекут.
А если серьёзно, «Зов полярной звезды» — действительно заявка на некий апгрейд литературы «плаща и шпаги», к сожалению, в нынешнюю эпоху отступившей куда-то на задний план. А так быть не должно, ибо приключения книжные, в отличие от приключений виртуальных, всё же заставляют анализировать, впитывать знания, выстраивать логические цепочки. Пусть в компромиссе с масс-культурными приёмами, но жанр должен жить.
Потому что скучно без благородного Монте-Кристо...
Интересно! Думал сначала, что тема не моя и что все уйдет куда-нибудь в политическо-социальные дебри. Но потом оказалось, что это только фон, причем сочный, живописный, как в лучших образцах. И по этому фону — яркой ниткой — сюжет. Автор ухитрился сплести в единое целое и историю, и фантастику, и сатиру с юмором, и любовный роман. Получилось занимательно, книжка держит до самого финала. Хотелось бы почитать еще что-нибудь в этом ключе.
Крутов послал советчика в афедрон, и экипаж, наскоро пожевав гарнизонной перловки с мясом, отправился дальше на Север.
Ох уж эта демократия! Всякая инфузория нынче высказывает свое мнение, а ты обязан прислушиваться, дабы не прослыть реакционером.
Кто к нам с мечом придёт – того проще застрелить.