Николай Михайлович Коняев — видный российский писатель, общественный деятель, член-корреспондент Международной Славянской академии. Секретарь Правления Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Член редакционных советов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век» и др., газет «Русь державная», «Литературная Россия», «Литературный Петербург». Жена - Марина Коняева, литератор. Разностороннее творчество Николая Коняева представлено в широчайшем жанрово-тематическом диапазоне: от романа, повести, исторических биографий, фантастики и злободневной публицистики до пьес, психологического детектива, краеведения, рассказов для детей и стихов.…
Николай Михайлович Коняев — видный российский писатель, общественный деятель, член-корреспондент Международной Славянской академии. Секретарь Правления Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Член редакционных советов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век» и др., газет «Русь державная», «Литературная Россия», «Литературный Петербург». Жена - Марина Коняева, литератор. Разностороннее творчество Николая Коняева представлено в широчайшем жанрово-тематическом диапазоне: от романа, повести, исторических биографий, фантастики и злободневной публицистики до пьес, психологического детектива, краеведения, рассказов для детей и стихов. Его произведения переведены на английский, немецкий, французский, китайский, иранский и сербский языки.
Родился Коняев недалеко от бывшего Вознесенского монастыря, где река Свирь вытекает из Онежского озера. Отец был директором школы, мать — домохозяйка. Уже в 6-7-м классах писал небольшие рассказы «для себя», редактировал школьный литературный журнал. Поступил учиться в Ленинградский политехнический институт, но в связи с болезнью и смертью матери учёбу не окончил. По материалам дневника болезни и смерти матери написал «взрослый» рассказ «Первые уроки». Ещё раз неудачно пробует учиться в Лесотехнической академии. Простой рабочий, он своё свободное время полностью посвящает литературе. Впервые в альманахе «Молодой Ленинград» был опубликован его рассказ «Пятьдесят пятая весна». Наконец, в 1974 г. он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. Не прерывая учебу, переезжает в г. Минск и идёт сначала на завод разнорабочим. Затем трудится корреспондентом многотиражной газеты «Трактор», редактором на киностудии «Беларусь-фильм» и в издательстве «Советский писатель». В 1986—1988 годах уже заведовал отделом прозы в журнале «Нева».
В годы «перестройки», стремясь преодолеть недостаточность чисто художественного осмысления действительности и опасаясь ложных маяков современности, писатель обращается к исторической и документально-художественной литературе. Он пишет книгу о Ермаке, Дежнёве и Беринге, биографические исследования о поэтах русском Николае Рубцове и якутском Алексее Кулаковском (вышли в серии «ЖЗЛ»), о поэте-обэриуте Н. М. Олейникове («Дни забытых глухарей»), о жизни писателя В.С. Пикуля. Ряд книг посвящен истории, порой нелицеприятной, царского дома Романовых. В книге «Новоладожская Вандея» повествуется о первом крестьянском восстании при советской власти в 1918 году. Малоизученная тема секретной деятельности Петроградской ЧК откровенно раскрыта в книге-исследовании «Гибель красных Моисеев» — известных революционеров Володарского и Урицкого. Две книги посвящены изучению жизни и деятельности генерала-изменника Власова. В юбилейном 1999 г. опубликован исторический очерк «Исполнить последний долг христианина»о последних днях жизни А. С. Пушкина.
С начала 1990-х обозначается новый, наиболее зрелый период творчества Коняева, связанный с окончательным осознанием традиции православия не только личной, но и общественной культурно-исторической ценностью. Православная тема становится доминирующей в последующих книгах, романах, повестях писателя и в его публицистике. Чтение произведений Коняев всегда и серьезное, и одновременно увлекательное занятие, но за острой фабулой и неожиданно обнаруженным фактом истории все время слышится голос художника, пронизанный щемящей тоской по надмирному Свету и глубокой православной духовностью. По отзывам критиков Коняев—поистине летописец духовной жизни русского человека, самой широкой его массы в последние десятилетия двадцатого века, ... он давно стал необходимой частью русской литературы; его присутствие в ней подобно присутствию погоды — она всегда есть, даже когда мы говорим «непогода».