Информация
Родился: 24 августа 1899 г., Буэнос-Айрес, Аргентина
Умер: 14 июня 1986 г., Женева, Швейцария

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист.

Борхес родился в 1899 году в Буэнос-Айресе. Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».

Сам Борхес так описал своё вступление в литературу: С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.

В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Библиография

Fervor de Buenos Aires (1923) / Жар Буэнос-Айреса
Luna de enfrente (1925) / Луна напротив
Inquisiciones (1925) / Расследования
El tamaño de mi esperanza (1926) / Размеры моей надежды
El idioma de los argentinos (1928) / Язык аргентинцев
Cuaderno San Martín (1929) / Тетрадь площади Сан-Мартин
Evaristo Carriego (1930) / Эваристо Каррьего
Discusión (1932) / Обсуждение
Historia universal de la infamia (1935) / Всеобщая история бесчестия (Другие названия: "Всемирная история низости" , "Всеобщая история подлогов" , "Всемирная история бесславья")
Historia de la eternidad (1936) / "История вечности"
El jardín de senderos que se bifurcan (1941) / "Сад расходящихся тропок"
Ficciones (1944) / Вымыслы
Artificios (1944) / Изобретения
El Aleph (1949) / Алеф
La muerte y la brújula (1951) / Смерть и буссоль
Otras inquisiciones (1952) / "Новые расследования"
El Hacedor (1960) / Делатель
El otro, el mismo (1964) / Другой, тот же самый
Para las seis cuerdas (1965) / Для шести струн
El libro de los seres imaginarios (1967) / Книга вымышленных существ (в соавторстве с Маргаритой Герреро)
Elogio de la sombra (1969) / Похвала тени
El informe de Brodie (1970) / "Сообщение Броуди"
El oro de los tigres (1972) / Золото тигров
El libro de arena (1975) / Книга песка
La rosa profunda (1975) / Сокровенная роза
La moneda de hierro (1976) / Железная монета
Historia de la noche (1977) / История ночи
Siete noches (1980) / Семь вечеров
La cifra (1981) / Тайнопись
Nueve ensayos dantescos (1982) / Девять эссе о Данте
La memoria de Shakespeare (1983) / Память Шекспира
Atlas (1984) / Атлас
Los conjurados (1985) / Заговорщики

Наставления
Книга сновидений
От некто к никто
Круги руин
Антология фантастической литературы (совместно с Сильвина Окампо и Адольфо Бьой Касаресом)
Письмена бога

Совместно с Адольфо Бьой Касаресом:
Seis problemas para don Isidro Parodi (1941) / "Шесть загадок Исидро Пароди"
Crónicas de Bustos Domecq (1967) / Хроники Бустоса Домека
Книга ада и рая
Модель убийства

Премии
Лауреат
1999 г. — Национальная книжная премия общества критиков (Критика, Selected Non-Fictions)
1980 г. — Премия Чино дель Дука
1979 г. — Премия «Мигель де Сервантес»
1971 г. — Иерусалимская премия
Номинант
2017 г. — Зал славы научной фантастики и фэнтези (Творцы (выбор публики))
1986 г. — Нейштадтская литературная премия
1984 г. — Нейштадтская литературная премия
1976 г. — Небьюла (Рассказ, Утопия усталого человека)
1970 г. — Нейштадтская литературная премия
Моя оценка:
Из восьми рассказов понравились только два ( "Сад расходящихся тропок" и "В кругу развалин") и не могу сказать, что сильно. Еще два рассказа здесь - это литературная критика на несуществующие книги, как я поняла, просто издевка над литературной критикой в целом, может и заслуженная, но меня не впечатлила.
Во второй том Собрания сочинений Хорхе Луиса Борхеса (1899–1986) вошли произведения 1942–1969 годов — времени расцвета творчества писателя. Это сборники новелл и эссе «Вымышленные истории», «Алеф», «Новые расследования», книги стихов и прозы «Создатель», «Иной и прежний», «Хвала тьме», а также статьи и рецензии из периодики.
мимопроходил № 50 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Зеркало и маска» 1 год назад
грустно
не оторваться
мудро
Моя оценка:
48
Основой трехтомного собрания сочинений знаменитого аргентинского писателя Л.Х.Борхеса, классика ХХ века, послужили шесть сборников произведений мастера, часть его эссеистики, стихи из всех прижизненных сборников и микроновеллы – шедевры борхесовской прозыпоздних лет.
Татьяна № 45 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Сад, где ветвятся дорожки» 1 год назад
не оторваться
полезно
Моя оценка:
В увлекательных рассказах популярнейших латиноамериканских писателей фантастика чудесным образом сплелась с реальностью: магия индейских верований влияет на судьбы людей, а люди идут исхоженными путями по лабиринтам жизни. Многие из представленных рассказов публикуются впервые.