Информация
Родился: 19 января 1809 г., Бостон, США
Умер: 7 октября 1849 г., Балтимор, США

ЭДГАР АЛЛАН ПО — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.

По родился в Бостоне. Его родители - Элизабет Арнольд По и Дэвид По, были актёры бродячей труппы. Дэвид По покинул семью, когда Эдгар был еще совсем маленьким; вскоре он умер. Тем не менее, за недолгие годы совместной жизни с женой он оставил несколько наследников – у Эдгара были старший брат Уильям Генри и младшая сестра Розали. Матери Эдгара судьба также отмерила недолго - 8 декабря 1811 года ее не стало.

Эдгара взяли на воспитание Френсис и Джон Алланы – они были знакомы с матерью мальчика еще до ее смерти; вместе с новой семьей Эдгар стал жить в Ричмонде, штат Вирджиния. Его сестру усыновила другая семья, а Уильяма забрали жить к себе родители умершего отца.

Детство Эдгара прошло в обстановке любви и роскоши. У Алланов не было своих детей, и к Эдгару они относились с особой заботой. Они не жалели средств на его воспитание, и хотя порой дела их шли неудачно (были случаи, когда им даже грозило банкротство), мальчик этого не чувствовал: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки. Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 в США Эдгар поступил в колледж, который окончил в 1826. Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный.

Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика. Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете — во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 произошёл разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара. Например, подтверждено, что он подделал векселя с подписью Джона Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. п. С другой стороны, неизвестно, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя (Джон Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера), чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался.

Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши. Не имея приюта, он решился на крутой шаг — поступил на службу в артиллерийский полк под вымышленным именем Эдгар А.Перри и завысив свой возраст до двадцати двух лет (хотя на самом деле ему было лишь восемнадцать). Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829).

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу — с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов, названный, однако, «вторым изданием»: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание». Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан По стал известен в школе. Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось.

Период с осени 1831 по осень 1833 — самый тяжёлый период для Эдгара По. Летом 1831 Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм — матери той Виргинии, которая позже стала женой поэта. С осени 1831 его следы теряются. К концу этого периода Эдгар По дошёл до крайней нищеты. По женился в 1836 на Виргинии Клемм. Ему было 27, ей 13.

Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл — лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей». Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке», за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя. Автор буквально голодал.

В период с 1833 по 1840 автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журнале Southern Literary Messenger в Ричмонде. В 1841-1843 он жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах Burton's Gentleman's Magazine и Graham's Magazine. В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал The Stylus (или The Penn), но эта затея не удалась.

Однако вскоре его постигло серьёзное испытание. У Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (она была больна туберкулёзом). К тому же в 1846 нью-йоркский журнал Broadway Journal, с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.

Последние годы жизни Эдгара По, 1847-1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы. Виргиния, умирая, взяла клятву с г-жи Шью, подруги Эдгара, никогда не покидать его. Эдгар По пленялся женщинами, воображал, что влюблён, шла речь даже о женитьбе. В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений.

Но припадки алкоголизма Эдгара По становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. Госпожа Шью сочла нужным устраниться из его жизни. Осенью 1849 наступил конец. Полный химерических проектов, обручённый с Сарой Эльмирой Ройстер Шелтон, Эдгар По в сентябре этого года с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. Может быть, поэт попал под влияние своей болезни; может быть, грабители усыпили его наркотиком. Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, ограбленным. Его привезли в Балтимор, где он и умер в больнице.

Библиография

Романы

1838 — Повесть о приключениях Артура Гордона Пима / Оповідь Артура Гордона Піма / The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket

Рассказы

1831 — A Dream
1831 — Summer and Winter

1832 — На стенах Иерусалимских / A Tale of Jerusalem
1832 — Бон-Бон / Bon-Bon
1832 — Без дыхания / Loss of Breath
1832 — Метценгерштейн / Metzengerstein
1832 — Тишина / Silence — A Fable
1832 — Герцог де л'Омлет / The Duc De L'Omelette

1833 — Четыре зверя в одном / Four Beasts in One: the Homo_Cameleopard
1833 — Рукопись, найденная в бутылке / MS. Found in a Bottle
1833 — Фолио-клуб / The Folio Club

1835 — Береника / Berenice
1835 — Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля / Hans Pfaall — A Tale aka The Unparalleled Adventure of One Hans Pfaall
1835 — Король Чума / King Pest
1835 — Страницы из жизни знаменитости / Lionizing
1835 — Морелла / Morella
1835 — Тень. Парабола / Shadow — A Parable
1835 — Свидание / The Visionary

1837 — Мистификация / Von Jung, the Mystific

1838 — Трагическое положение. Коса времени / A Predicament. The Scythe of Time
1838 — Как писать рассказ для «Блэквуда» / How to Write a «Blackwood» Article
1838 — Лигейя / Ligeia

1839 — Разговор между Эйросом и Хармионой / The Conversation of Eiros and Charmion
1839 — Чёрт на колокольне / The Devil in the Belfry
1839 — Падение дома Ашеров / The Fall of the House of Usher
1839 — Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней бугабуско-кикапуской кампании / The Man That Was Used Up. A Tale of the Late Bugaboo and Kickapoo Campaign
1839 — Почему французик носит руку на перевязи / Why the Little Frenchman Wears His Hand in a Sling
1839 — Вильям Вильсон / William Wilson

1840 — Делец / The Business Man
1840 — Дневник Джулиуса Родмена / The Journal of Julius Rodman
1840 — Человек толпы / The Man of the Crowd

1841 — Низвержение в Мальстрём / A Descent into the Maelstrom
1841 — Элеонора / Eleonora
1841 — Не закладывай чёрту своей головы / Never Bet the Devil Your Head
1841 — Беседа между Моносом и Уной / The Colloquy of Monos and Una
1841 — Остров феи / The Island of the Fay
1841 — Убийства на улице Морг / The Murders in the Rue Morgue
1841 — Три воскресенья на одной неделе / Three Sundays in a Week

1842 — В смерти — жизнь / Life in Death
1842 — Золотой жук / The Gold-Bug
1842 — Маска Красной Смерти / The Masque of the Red Death
1842 — Тайна Мари Роже / The Mystery of Marie Roget
1842 — Колодец и маятник / The Pit and the Pendulum

1843 — Повесть Крутых гор / A Tale of the Ragged Mountains
1843 — Надувательство как точная наука / Raising the Wind or Diddling Considered As One of the Exact Sciences
1843 — Чёрный кот / The Black Cat
1843 — Стук сердца / The Tell-Tale Heart

1844 — Месмерическое откровение / Mesmeric Revelation
1844 — Лось. Утро на Виссахиконе / Morning on the Wissahiccon
1844 — Ангел необъяснимого. Экстраваганца / The Angel of the Odd
1844 — История с воздушным шаром / The Balloon Hoax
1844 — Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра / The Literary Life of Thingum Bob, Esq.
1844 — Продолговатый ящик / The Oblong Box
1844 — Преждевременное погребение / The Premature Burial
1844 — Украденное письмо / The Purloined Letter
1844 — Очки / The Spectacles
1844 — Система доктора Смоля и профессора Перро / The System of Doctor Tarr and Professor
1844 — «Ты еси муж, сотворивый сие» / «Thou Art the Man»

1845 — Разговор с мумией / Some Words with a Mummy
1845 — Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром / The Facts in the Case of M. Valdemar
1845 — Бес противоречия / The Imp of the Perverse
1845 — Овальный портрет / The Oval Portrait
1845 — Могущество слов / The Power of Words
1845 — Тысяча вторая сказка Шехерезады / The Thousand-and-Second Tale of Scheherazade

1846 — Бочонок амонтильядо / The Cask of Amontillado
1846 — Поместье Арнгейм / The Domain of Arnheim
1846 — Сфинкс / The Sphinx

1849 — Лягушонок / Hop-Frog
1849 — Коттедж Лэндора / Landor's Cottage
1849 — Mellonta Tauta / Mellonta Tauta
1849 — Фон Кемпелен и его открытие / Von Kempelen and His Discovery
1849 — Как была набрана одна газетная заметка / X-ing a Paragrab

1953 — Маяк / The Lighthouse

Поэмы

1844 — Ворон / The Raven

Интересные факты

● Эдгар По имел привычку писать на листках нотной бумаги, склеенных краями в длинную ленту и свернутую в свиток, точно древний манускрипт.
● В одной из рецензий Эдгар По остроумно предугадывает развитие сюжета первой части романа Чарльза Диккенса "Барнеби Радж".
● Эдгар Алан По, быть может, является автором мистификации, известной под именем «Криптограмм Бейла», содержание которых не разгадано до сих пор.
● В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По.
● В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии.
● Первая глава книги Габриэль Витткоп «Образцовая Смерть» (1998) реконструирует события, которые произошли в последние дни жизни Эдгара По. Глава называется «Балтиморские Ночи».
● В «Марсианских хрониках» (1950) Рэя Брэдбери есть глава «Апрель 2005. Эшер II», в которой ценитель творчества писателя мстит за сожжение книг По в духе его «страшных рассказов».
● Эдгар Аллан По и его стихотворение «Ворон» несколько раз упоминаются в анимационной короткометражке «Винсент», режиссёр которой, Тим Бёртон, питает большую симпатию к творчеству писателя.
● В фильме «Ворон» главный герой цитирует строчки из одноименного стихотворения По.
● Гарольд Шехтер написал ряд фантастико-детективных «мистерий в духе Эдгара По», главным персонажем которых является детектив-литератор Эдгар А. По.
● Каждый год, в день рождения Эдгара По, 19 января, его могилу посещает тайный поклонник. В этот день ранним утром облачённая во все чёрное фигура, по всей видимости мужчина, с тростью, украшенной серебряным набалдашником, направляется на кладбище Вестминстерской пресвитерианской церкви в Балтиморе, шт. Мэриленд. Незнакомец (или, возможно, незнакомка) подходит к могиле По и произносит тост. Перед тем как покинуть могилу, поклонник оставляет у надгробия три красные розы и початую бутылку коньяка «Мартель». Несмотря на то, что каждый год толпы людей собираются посмотреть на ритуал, совершаемый тайным поклонником По с одобрения Общества Эдгара По, его редко можно увидеть, а тем более сфотографировать. Тайна его личности так и не была раскрыта. Первый тайный поклонник посещал могилу писателя ежегодно, начиная с 1949 и вплоть до своей собственной смерти в 1998, после чего традиция была продолжена его «наследником». Записки противоречивого содержания, оставленные на могиле писателя новым поклонником, вызвали у некоторых людей негативные чувства, и в 2006 несколько человек последовали за незнакомцем на кладбище, безуспешно пытаясь заговорить с ним и разоблачить его.
Последний раз тайный поклонник посетил могилу писателя в 2009 году (на 200-летней годовщине со дня рождения Эдгара По).

Экранизации

1909 — Запечатанная комната / The Sealed Room
1912 — Ворон / The Raven
1913 — Пражский студент / Der Student von Prag
1913 — Колодец и маятник / The Pit and the Pendulum
1914 — Убийства на улице Морг / The Murders in the Rue Morgue
1914 — Совесть-мститель / The Avenging Conscience
1917 — Остров забвения
1919 — Зловещие истории / Unheimliche Geschichten
1919 — Чума во Флоренции / Die Pest in Florenz
1923 — Призрак бродит по Европе
1928 — Падение дома Ашеров / La chute de la maison Usher
1928 — Падение дома Ашеров / The Fall of the House of Usher
1932 — Убийства на улице Морг / Murders in the Rue Morgue
1934 — Чёрный кот / The Black Cat
1935 — Ворон / The Raven
1941 — Чёрная кошка / The Black Cat
1941 — Сердце-обличитель / The Tell-Tale Heart
1949 — Падение дома Ашеров / The Fall of the House of Usher
1950 — Часы с кукушкой / The Cuckoo Clock
1953 — Сердце-обличитель / The Tell-Tale Heart
1954 — Призрак улицы Морг / Phantom of the Rue Morgue
1954 — Береника / Bérénice
1960 — Падение дома Ашеров / House of Usher
1960 — Изменчивое сердце / The Tell-Tale Heart
1961 — Колодец и маятник / Pit and the Pendulum
1962 — Похороненные заживо / Premature Burial
1962 — Истории ужасов / Tales of Terror
1963 — Ворон / The Raven
1964 — Колодец и маятник / Le puits et le pendule
1964 — Маска Красной Смерти / The Masque of the Red Death
1964 — Гробница Лигейи / The Tomb of Ligeia
1965 — Пять могил для медиума / 5 tombe per un medium
1967 — Змеиная яма и маятник / Die Schlangengrube und das Pendel
1968 — Три шага в бреду / Histoires extraordinaires
1968 — Великий инквизитор / Witchfinder General
1968 — Дом зла / House of Evil
1969 — Продолговатый ящик / The Oblong Box
1969 — Маска Красной Смерти / Masca crvene smrti
1971 — Убийства на улице Морг / Murders in the Rue Morgue
1972 — Глаз чёрного кота / Il tuo vizio è una stanza chiusa e solo io ne ho la chiave
1973 — Особняк безумия / The Mansion of Madness
1976 — В тени убийцы / La noche de los asesinos
1980 — Туман / The Fog
1981 — Необычные истории: Золотой жук / Histoires extraordinaires: Le scarabée d'or
1981 — Чёрный кот / Black Cat
1981 — Система доктора Гудрона и профессора Перо / Le système du docteur Goudron et du professeur Plume
1982 — Падение дома Ашеров / The Fall of the House of Usher
1982 — Падение дома Ашеров / Zánik domu Usheru
1982 — Месть в доме Ашеров / Revenge in the House of Usher
1984 — Маятник, колодец и надежда / Kyvadlo, jáma a nadeje
1986 — Убийства на улице Морг / The Murders in the Rue Morgue
1989 — Падение дома Ашеров / The House of Usher
1989 — Маска Красной Смерти / Masque of the Red Death
1989 — Два злобных глаза / Due occhi diabolici
1989 — Похороненный заживо / Buried Alive
1990 — Возвращение Сатаны / The Haunting of Morella
1990 — Чёрная кошка / Il gatto nero
1991 — Инквизитор: Колодец и маятник / The Pit and the Pendulum
1991 — Навязчивый страх / Haunting Fear
1993 — Мумия жива / The Mummy Lives
1999 — Уильям Уилсон / William Wilson
1999 — Ворон... никогда больше / The Raven... Nevermore
2001 — Ленор: Маленькая мёртвая девочка / Lenore: The Cute Little Dead Girl
2002 — Падение дома Ашеров / The Fall of the Louse of Usher
2002 — Убитые молнией
2003 — Ворон / The Raven
2005 — Безумие / Sílení
2006 — Дом Ашеров / The House of Usher
2006 — Ворон / The Raven
2007 — Ворон / The Raven
2008 — Ворон / The Raven
2009 — Колодец и маятник / The Pit and the Pendulum
2009 — Обличитель / Tell-Tale
2009 — Лигейя Эдгара Аллана По / Ligeia
2010 — Ворон / The Raven
2011 — Ворон / The Raven (Джон Кьюсак в роли Эдгара По)
2012 — Сердце-обличитель / The Tell-Tale Heart
2014 — Обитель проклятых / Stonehearst Asylum - по мотивам рассказа «Система доктора Смоля и профессора Перро».

Моя оценка:
Эдгар А. По – американский писатель-романтик. Его знаменитый рассказ «Убийство на улице Морг» считается первым детективным произведением в литературе. Текст книги адаптирован для читателей с уровнем знания английского А1 и снабжен для удобства комментариями и словарем. В конце добавлены упражнения с ключами для самопроверки. Издание рассчитано на тех, кто изучает английский язык и хочет расширить словарный запас.
мудро
Моя оценка:
Оскар Уайльд обожал эпатировать публику, его произведения не раз вызывали громкие скандалы и признавались аморальными. Гениальный писатель даже провел два года в тюрьме по обвинению в «непристойном поведении». Готические страшные истории, детальное препарирование страха или одержимости и толика черного юмора – рассказы Эдгара По провозвестили жанр фантастики, на его эстетике выросли символисты, его творчество навсегда видоизменило мировую литературу. В книгу вошел скандально знаменитый роман...
Лиса Элис № 9 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Золотой жук» 5 месяцев назад
в отпуск
Моя оценка:
А я люблю По, всегда с удовольствием перечитываю. Этот сборник собрал наиболее запомнившиеся рассказы.
Американский поэт, прозаик, журналист Эдгар По (1809-1849) – основоположник детективного жанра, автор мистических и научно-фантастических рассказов. До сих пор обстоятельства и причина смерти гениального поэта, создателя зловещих кошмаров и гротескных фантасмагорий остаются невыясненными, с каждым годом споров и легенд становится все больше. Имя опередившего свое время писателя стало культовым в Америке – к примеру, известно, что в течение шестидесяти лет, каждый год в день рождения Э. По, некий...