Информация
Родился: 2 апреля 1840 г., Париж, Франция
Умер: 29 сентября 1902 г., Париж, Франция

Эмиль Золя — французский писатель, один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века.

Сын принявшего французское подданство инженера итальянского происхождения (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), построившего канал в Эксе. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник Поль Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

В начале 1862 Эмиль сумел найти место в издательстве Hachette. Проработав около четырех лет, он уволился в надежде обеспечить свое существование литературным трудом. В 1865 Золя опубликовал первый роман — жесткую, слабо завуалированную автобиографию La Confession de Claude. Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Эдуарда Мане.

Примерно в 1868 у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие романных сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня» (L’Assommoir, 1877), снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Он приобрел дом в пригороде Парижа и собрал вокруг себя молодых писателей (среди них были Жорис-Карл Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

Последующие романы серии были встречены с громадным интересом — их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов цикла Ругон-Маккары представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее «Терезу Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) — глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу. В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: Les Trois Villes (1894-1898) и Les Quatre Vangiles (1899-1902).

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От ее детей — одного законного и двух незаконных — берут начало три ветви рода. Первая представлена процветающими Ругонами, члены этой семьи фигурируют в таких романах, как «Его превосходительство Эжен Ругон» (Son Excellence Eugène Rougon, 1876) — исследование политических махинаций в царствование Наполеона III; «Добыча» (La Curée, 1871) и «Деньги» (L’Argent, 1891), где речь идет о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами. Вторая ветвь рода — семейство Муре. Октав Муре, честолюбивый волокита в «Накипи» (Pot-Bouille, 1882), создает один из первых парижских универмагов на страницах «Дамского счастья» (Au Bonheur des Dames, 1883), тогда как другие члены семьи ведут более чем скромную жизнь, подобно деревенскому священнику Сержу Муре в загадочном и поэтичном романе «Проступок аббата Муре» (La Faute de l’Abbé Mouret, 1875). Представители третьей ветви, Маккары, отличаются крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком. Члены этой семьи играют выдающуюся роль в самых сильных романах Золя — таких, как «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris, 1873), где воссоздана атмосфера центрального рынка столицы; «Западня», в которой суровыми тонами изображается жизнь парижских рабочих в 1860-е; «Нана» (Nana, 1880), чья героиня, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой, и ее сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет; «Жерминаль» (Germinal, 1885), величайшее творение Золя, посвященное забастовке шахтеров на рудниках северной Франции; «Творчество» (L’Œuvre, 1886), куда включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи; «Земля» (La Terre, 1887), повествование о крестьянской жизни; «Человек-зверь» (La Bête humaine, 1890), где описывается жизнь железнодорожных рабочих; и, наконец, «Разгром» (La Débâcle, 1892) — изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.

Ко времени завершения цикла Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после Виктора Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897–1898). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии. Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком «Я обвиняю» (J’accuse, 1898). Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода. Его последние слова, обращенные к жене: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить...». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

Библиография

Циклы произведений

Ругон-Маккары
1871 — Карьера Ругонов / La Fortune des Rougon
1872 — Добыча / La Curée
1873 — Чрево Парижа / Le Ventre de Paris
1874 — Завоевание Плассана / La Conquête de Plassans
1875 — Проступок аббата Муре / La Faute de l’Abbé Mouret
1876 — Его превосходительство Эжен Ругон / Son Excellence Eugène Rougon
1877 — Западня / L’Assommoir
1878 — Страница любви / Une Page d’Amour
1880 — Нана / Nana
1882 — Накипь / Pot-Bouille
1883 — Дамское счастье / Au Bonheur des Dames
1884 — Радость жизни / La Joie de vivre
1885 — Жерминаль / Germinal
1886 — Творчество / L’Œuvre
1887 — Земля / La Terre
1888 — Мечта / Le Rêve
1890 — Человек-зверь / La Bête humaine
1891 — Деньги / L’Argent
1892 — Разгром / La Débâcle
1893 — Доктор Паскаль / Le Docteur Pascal

Три города
1894 — Лурд / Lourdes
1896 — Рим / Rome
1898 — Париж / Paris

Четыре Евангелия
1899 — Плодовитость / Fécondité
1901 — Труд / Travail
1903 — Истина / Vérité
? — Justice

Романы
1864 — Сказки Нинон / Contes à Ninon
1865 — Исповедь Клода / La Confession de Claude
1866 — Завет умершей / Le vœu d’une morte
1867 — Les Mystères de Marseille
1867 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1868 — Madeleine Férat
1874 — Новые сказки Нинон / Nouveaux Contes à Ninon
1880 — Le Roman Experimental

Интересные факты

Временами финансовое положение Золя было таким тяжелым, что ему приходилось ловить воробьев на чердаках и жарить их.

У Золя была любовница — Александрина Мелей, серьезная, благоразумная девушка с развитыми материнскими инстинктами и честолюбием человека из среднего класса. Даже мать Золя одобряла их отношения. Эти отношения дали писателю столь необходимое для работы эмоциональное спокойствие. В 1870 Александрина и Эмиль поженились.

Политическая биография Золя небогата событиями. Это — биография либерала, выступающего в период капиталистического подъема. В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма.

В честь Золя названо несколько улиц в Израиле после известного письма "Я обвиняю" по делу Дрейфуса.

Экранизации

1904 — Жертва алкоголя / Les victimes de l’alcoolisme
1905 — В черной стране / Au pays noir
1913 — Жерминаль / Germinal
1915 — Уничтожение / Destruction
1917 — Человек-зверь
1921 — Земля / La terre
1921 — Мечта / Le rêve
1923 — На ночь любви / Pour une nuit d’amour
1926 — Нана / Nana
1928 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1928 — Деньги / L’argent
1930 — Дамское счастье / Au bonheur des dames
1931 — Мечта / Le rêve
1934 — Нана / Nana
1938 — Человек-зверь / La bête humaine
1943 — На счастье дамам / Au bonheur des dames
1944 — Нана / Nana
1945 — Наис / Naïs
1953 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1954 — Человеческое желание / Human Desire
1955 — Нана / Nana
1956 — Жервеза / Gervaise
1956 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1957 — Чужие жены / Pot-Bouille
1963 — Жерминаль / Germinal
1965 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1966 — Добыча / La curée
1966 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1970 — Проступок аббата Муре / La faute de l’abbé Mouret
1970 — Нана / Nana
1976 — Петиция / La petición
1979 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1980 — Страница любви / Une page d’amour
1980 — Тереза Ракен / Thérèse Raquin
1983 — Нана / Nana
1985 — Нана / Naná
1988 — Манифест / Manifesto
1988 — Деньги / L’argent
1993 — Жерминаль / Germinal
1995 — Страница любви / Une page d’amour
1999 — На краю света / Na koniec swiata
1999 — Нана / Nanà
2001 — Нана / Nana
2001 — Эта грязная земля / This Filthy Earth
2009 — Жажда / Bakjwi
2009 — Жертва рекламы
2009 — Однажды / Ekamath eka rateka
2012 — Дамское счастье / The Paradise
2012 — Радость жизни / La joie de vivre
2013 — Тереза Ракен / Therese Raquin

Ludwig № 65 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Собрание сочинений. Т.11. Творчество» 7 месяцев назад
грустно
Моя оценка:
Эта книга о непростом пути художника-импрессиониста, которого упорно отвергают искусствоведы эпохи. О любви вопреки, о жерновах трудностей.
Роман «Творчество» входит в двадцатитомную серию Эмиля Золя «Ругон-Маккары», в которой автор запечатлел жизнь Франции в эпоху второй империи. «Творчество» — это роман о судьбе художника в буржуазном мире, поднимающий вместе с тем коренную эстетическую проблему отношения искусства к действительности. В основу его сюжета легли некоторые реальные события, связанные с полемикой, которую в 60-х годах прошлого века Э. Золя вел в защиту группы художников-импрессионистов.
Елена № 385 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Пена. Дамское Счастье» 9 месяцев назад
грустно
не оторваться
Моя оценка:
Первое произведение, что я прочитала у Золя много лет назад был роман "Дамское счастье". Как же он мне тогда понравился, хотя и сейчас нравится...)).
Эмиль Золя – один из столпов мировой реалистической литературы, предводитель и теоретик литературного движения натурализма, увлеченный исследователь повседневности, страстный правозащитник и публицист, повлиявший на все реалистическое направление литературы XX века и прежде всего на школу «новой журналистики»: Трумена Капоте, Тома Вулфа, Нормана Мейлера. Его самый известный труд – эпохальный двадцатитомный цикл «Ругон-Маккары», распахивающий перед читателем бесконечную панораму человеческих...
Лиса Элис № 7 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Избранные произведения. I том» 10 месяцев назад
Моя оценка:
Удобно, что есть генеалогическое древо Ругон-Маккаров.
Эмиль Золя (1840–1902) — французский писатель, публицист и политический деятель. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века. В перый том двухтомного издания избранных произведений автора вошел цикл «Ругон-Маккары» — классика мировой литературы. В этой поистине грандиозной эпопее Эмиль Золя описывает на широком историческом и бытовом фоне жизнь нескольких поколений одного семейства. V-2.0 Вычитка: MBK