Об автореподробнее
Родился: 11 сентября 1862 г., Гринсборо, шт. Северная Каролина, США
Умер: 5 июня 1910 г., Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, США

О. Генри — выдающийся американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 в Гринсборо, штат Северная Каролина. В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза. Позже попал под опеку своей тётки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке у дяди. Через три года уехал в Техас, пробовал разные профессии — работал на ранчо, служил в земельном управлении. Затем работал кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В 1894 Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Rolling Stone, почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечён к суду в связи с недостачей, хотя она и была возмещена его родными.

После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осуждён и посажен в тюрьму Коламбус штата Огайо, где провёл три года (1898-1901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии — О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Анри (Etienne Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор — Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в Mc Clure’s Magazine, — он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри — «Короли и капуста» — вышел в 1904. За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907), «Голос города» (1908), «Благородный жулик» (1908), «Пути судьбы» (1909), «Избранное» (1909), «Точные дела» (1910) и «Коловращение» (1910).

В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета. Скончался 5 июня 1910 в Нью-Йорке.

О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману:

Всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год.



В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил своё отрицательное отношение к буржуазному обществу.

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что ещё более усиливает неожиданность финала.

О. Генри не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр. Оригинальность О. Генри проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов.

Уже при жизни писателя «короткий рассказ» в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д.

Лотос и бутылка
Год выхода: 1902
Джедди нашел бутылку с посланием. Неужели это письмо о примирении, написанное ему Идой Пэйн?
Смит
Год выхода: 1904
Клетчатый костюм, котелок светло-серого цвета и водевильный галстук совершенно не гармонировали с изящной паровой яхтой, с которой он сошел. Фамилию можно было угадать с первого взгляда, но цель его приезда в Коралио так никто и не узнал…


Пойманы!
Год выхода: 1904
Беглому президенту Мирафлоресу и его спутнице сложно миновать расставленные по всему побережью посты, каждая лодка находится под неусыпным контролем, да и патриоты вроде парикмахера Эстебано Дельгадо, всегда начеку…
Еще одна жертва купидона
Год выхода: 1904
Новый консул, присланный взамен самоизгнавшегося Уилларда Джедди, Джон де Граффенрид Этвуд, подобно предшественнику был жертвой женского лукавства, сбежавший в далекую Анчурию от неверных прекрасных глаз.
Игра и граммофон
Год выхода: 1904
История про то, как два искателя приключений — Билли Кьоу и Генри Хорсколлар, — пытаясь наладить экспорт граммофонов в Анчурию, приняли участие в политической игре секретаря президента Гомера Меллиндженера.
Денежная лихорадка
Год выхода: 1901
Пытаясь найти похищенные сбежавшим президентом Мирафлоресом государственные деньги, новое правительство посылает в Коралио полковника Эмилио Фалькона, личного секретаря нового президента…
Адмирал
Год выхода: 1904
Несмотря на то, что весь военный флот Анчурии состоял из одного судна, конфискованного у контрабандистов, правительство приняло решение о введении должности флаг-адмирала республики, на которую был назначен Фелипе Каррера.
Редкостный флаг
Год выхода: 1902
Серия: Короли и капуста (#10)
Получив телеграмму от начальства, флаг-адмирал Каррера выдвигается на шлюпе «El Nacional» под флагом Анчурии к устью реки Руис, якобы для перевозки припасов армии…
Трилистник и пальма
Год выхода: 1903
Серия: Короли и капуста (#11)
История Джеймса Клэнси про то, как он, будучи восторженным юношей, принял участие в борьбе за освобождение от рабства и угнетения народа Гватемалы.
Остатки кодекса чести
Год выхода: 1904
Серия: Короли и капуста (#12)
Проснувшись на галерее рынка от голосов караибов, пришедших раскладывать товар, Блайт-Вельзевул понял, что докатился до дна, ведь он не только должен всем в городе, но и не имеет места для ночлега…
Башмаки
Год выхода: 1903
Серия: Короли и капуста (#13)
Последствия шутливого ответа на вопрос: «Нужен ли башмачный магазин в Коралио?»
Корабли
Год выхода: 1903
Серия: Короли и капуста (#14)
История о том, как Джонни спас мистера Гемстеттера от разорения и уволился с должности консула.
Художники
Год выхода: 1903
Серия: Короли и капуста (#15)
Новый президент Анчурии Лосада стал источником прогресса и сделал для страны больше, чем его предшественники. Единственным уязвимым местом этого тирана и кумира народа была ненасытная жажда монументов, похвал и славословий, на чем и решил заработать денег Билли Кьоу.
Дикки
Год выхода: 1904
Серия: Короли и капуста (#16)
Побунтовав против президента Лосады, страна успокоилась. Кьоу, замыкая караван из пяти мулов, двинулся в мрачные грозные горы. Уехал хитроумный Этвуд с гостеприимной задней веранды. Прежние дружеские связи распались. Иностранная колония скучала. И вдруг с облаков свалился Дикки Малони и занял своей особой весь Коралио...
Rouge et noir
Год выхода: 1901
Серия: Короли и капуста (#17)
В конце второго года правления Лосады, когда в Коралио открылся зимний сезон, правительство и высшее общество совершили свой ежегодный въезд в этот приморский город. Президента встретили без всяких чрезмерных восторгов...
Две отставки
Год выхода: 1904
Серия: Короли и капуста (#18)
Пришло время разъяснить то, что оставалось недоговоренным: почему Коротыш О'Дэй, агент Колумбийского сыскного агентства, потерял свое место; какую тайну увидел загадочный Смит в ту ночь, когда сидел на берегу; и, кроме того, необходимо снять мнимую вину с человека, совершившего, если судить по приведенным выше (правдиво изложенным) фактам, серьезное преступление...
Витаграфоскоп
Год выхода: 1904
Серия: Короли и капуста (#19)
Три небольшие сценки, в которых нам показывают героев предыдущего повествования для более полного понимания того, как сложилась их судьба.