Информация
Родился: 14 апреля 1954 г., США

Брюс Стерлинг (Bruce Sterling) - американский писатель-фантаст, журналист и литературовед. Один из лидеров киберпанка.

Брюс Стерлинг родился 14 апреля 1954 года в городке Браунсвилль (Техас). Шесть месяцев спустя его семья переехала в Остин, где отец Стерлинга получил диплом инженера, а затем в Галвестон, где и прошло детство будущего писателя. Сочинять Брюс начал в двенадцать лет, а когда ему исполнилось пятнадцать, то он вместе с родителями переехал на время в Индию, где его отец принимал участие в строительстве завода. Два с половиной года спустя Брюс Стерлинг вместе с родителями вернулся в Остин и поступил в Техасский университет, где вместе с такими писателями как Говард Уолдроп, Стив Атли, Джейк Саундерс, Том Рими, Джон Ширли и Льюис Шайнер вошел в группу, которая называлась "фантазеры в законе" (outlaw fantasists), и начал более активно практиковаться в писательском мастерстве.

В 1976 году Стерлинг получил диплом по журналистике и продал свой первый научно-фантастический рассказ - Man-Made Self. Юный талант не остался незамеченным, и всего лишь год спустя первый роман писателя "Океан инволюции" (Involution Ocean) вышел в книжной серии, которую составлял сам Харлан Эллисон. Но настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда он проявил себя не только как писатель, но и как критик и полемист. В 1980 году вышел в свет великолепный роман "Искусственный ребенок" (The Artificial Kid), полный лингвистической энергии. В нем описана цивилизация, которая выделяет специальные "свободные" зоны на планете, где разрешена любая противозаконная деятельность, и где индустрия развлечений основана на продаже записей уличных боев, заснятых автоматическими камерами. В каком-то смысле этот роман стал предтечей киберпанка, одной из разновидностей научной фантастики, которой Стерлинг отдал всю свою молодую энергию, с большим успехом пропагандируя и защищая ее. Затем последовали долгие пять лет, на протяжении которых Стерлинг совмещал журналистскую работу с написанием рассказов из серии о двух противостоящих друг другу группировках будущего - шейперах и механистах.

Примерно в это же время, будучи личностью деятельной и харизматичной, Брюс Стерлинг организовал и сплотил вокруг себя движение писателей, которые позже стали известны как «киберпанки». Под псевдонимом Vincent Omniaveritas Стерлинг начал выпуск программного фэнзина киберпанков под названием "Cheap Truth" ("Дешевая правда"), где едко высмеивал застой в американской НФ. Фэнзин рассылался бесплатно всем, кому, по мнению Брюса, он был небезынтересен. В 1985 году увидела свет "Схизматрица" (Schismatrix) - роман, венчающий цикл о шейперах и механистах и ставший классическим произведением жанра «киберпанк», несмотря на то, что в отличие от коллеги и своего друга Уильяма Гибсона Брюс Стерлинг делал акценты не на исследовании технологии, а на социологических прогнозах. В 1986 году Стерлинг составил и отредактировал киберпанковский сборник под названием "Mirrorshades", где были собраны рассказы всех, по его мнению, значимых киберпанков. Этот сборник стал без преувеличения важнейшей вехой движения, как официально одобренный главным идеологом киберпанка "Председателем Брюсом".

Некоторые из "киберпанков", кто начинал в то время, до сих пор пишут в том же стиле. К Стерлингу это не относится. Более того, нельзя не согласиться с Гибсоном, который утверждает, что Стерлинг живет в постоянном страхе самоповтора. Многие из проблем, с которыми имел дело киберпанк в самом начале, по-прежнему заботят Стерлинга, но он пишет о них, используя гораздо большее разнообразие форм вместо стандартной модели киберпанка.

За роман "Острова в сети" (Islands in the Net) Стерлинг удостаивается John W. Campbell Memorial Award. Потребность Стерлинга в разнообразии в очередной раз проявила себя, когда он в соавторстве с Уильямом Гибсоном написал стимпанковскую "Машину различий" (The Difference Engine), немедленно признанную одним из удачнейших и наиболее тщательно проработанных произведений жанра.

В 1992 году писатель выпустил свою первую нефантастическую книгу - Hacker Crackdown, в которой по его собственным словам рассказывалось "о компьютерных преступлениях, электронных сетях, копах, хакерах и гражданских свободах", причем по своему обыкновению сделал это в довольно нетипичной форме, официально разрешив свободное распространение книги в электронном виде, чем привел издателей в состояние легкой паники. К их великой радости писательский пыл Брюса Стерлинга несколько поугас или, вернее, перенаправился в русло публицистики и публичных выступлений (надо заметить, что произношение всевозможного рода спичей Стерлинг называет своим любимым хобби).

Увлечение публицистикой и внимание к наиболее актуальным проблемам общества не проходит бесследно - в 1994 году писатель выпускает очередной научно-фантастический роман - "Бич небесный" (The Heavy Weather), посвященный глобальному потеплению. В 1995, организовав группу единомышленников, создает проект "The Dead Media Project", куда по замыслу создателей должны быть занесены все «почившие» СМИ прошлого, настоящего и будущего. В 1996 следует еще один роман - "Священный огонь" (Holy Fire), повествующий о том, какие совершенно неожиданные опасности таит в себе поклонение общества здоровому образу жизни. Во время сбора материалов для написания этой книги Стерлинг изучает дизайн, что в свою очередь приводит его к созданию еще одного движения - Viridian Design, которое вполне успешно продолжает существовать и по сей день (интересующиеся могут заглянуть на http://www.viridiandesign.org).

В 1998 году выходит очередной роман писателя "Распад" (Distraction), посвященный политике и биоинженерии, который приносит ему Arthur C. Clarke Award, а приуроченный к смене тысячелетий "Дух времени" (Zeitgeist) продолжает цикл историй об одном из самых любимых и удачных персонажей писателя - Легги Старлице. Сам Стерлинг характеризует эту свою работу как "постмодернистскую фэнтези".

В настоящее время Брюс Стерлинг живет в Остине (Техас) вместе с женой и двумя дочерьми.

Библиография

Романы:

1977 - Океан инволюции / Involution Ocean
1980 - Искусственный ребенок / The Artificial Kid
1985 - Схизматрица / Schismatrix
1988 - Острова в сети / Islands in the Net
1990 - Машина различий / The Difference Engine (соавтор: Уильям Гибсон)
1994 - Бич небесный / The Heavy Weather
1996 - Священный огонь / Holy Fire
1998 - Распад / Distraction
2000 - Дух времени / Zeitgeist
2004 - Зенитный угол / The Zenith Angle
2009 - The Caryatids

Повести и рассказы:

1976 - Man-Made Self
1982 - Паучиная Роза / Spider Rose [= Роза - Паучиха]
1982 - Рой / Swarm
1983 - Красная звезда, орбита зимы / Red Star, Winter Orbit (соавтор: Уильям Гибсон)
1983 - Spook
1983 - Царица цикад / Cicada Queen
1984 - Telliamed
1984 - Двадцать страничек прошлого / Twenty Evocations [= Life in the Mechanist/Shaper Era:20 Evocations]
1984 - Глубинные сады / Sunken Gardens
1985 - Моцарт в зеркальных очках / Mozart in Mirrorshades (соавтор: Льюис Шайнер)
1985 - The Compassionate, the Digital
1985 - Storming the Cosmos (соавтор: Руди Рюкер)
1985 - Ужин в Одогасте / Dinner in Audoghast
1985 - Green Days in Brunei
1985 - The Unfolding (соавтор: Джон Ширли)
1986 - The Beautiful and the Sublime
1987 - Flowers of Edo
1987 - Маленький волшебный магазинчик / The Little Magic Shop
1988 - The Gulf Wars
1988 - Наш нейронный Чернобыль / Our Neural Chernobyl
1989 - Дори Бэнгс / Dori Bangs
1989 - Мы смотрим на вещи по-иному / We See Things Differently
1990 - The Sword of Damocles
1990 - The Shores of Bohemia
1990 - Hollywood Kremlin
1990 - Ангел Голиада / The Angel of Goliad (соавтор: Уильям Гибсон [включен в роман "Машина различий"])
1990 - Latter-Day Martian Chronicles
1990 - Endangered Species
1990 - How We Won the War on Drugs (соавтор: Льюис Шайнер)
1991 - Джим и Айрен / Jim and Irene
1991 - Пуля, начиненная гуманизмом / The Moral Bullet (соавтор: Джон Кэссел)
1991 - Непредставимое / The Unthinkable
1992 - Are You For 86?
1993 - Memo from Turner
1999 - Старомодное будущее / A Good Old-fashioned Future (сборник рассказов)
     1993 - Глубокий Эдди / Deep Eddy
     1993 - Священная корова / Sacred Cow
     1994 - Жирный пузырь удачи / Big Jelly (соавтор: Руди Рюкер)
     1996 - Велосипедный мастер / Bicycle Repairman
     1996 - Последний шакальчик / The Littlest Jackal
     1997 - Манеки-Неко / Maneki Neko
     1998 - Такламакан / Taklamakan
2001 - Homo Sapiens объявлен вымершим / A.D.2380: Homo Sapiens Declared Extinct
2001 - The Scab's Progress (соавтор: Пол Ди Филиппо)
2001 - User-Centric
2002 - In Paradise
2003 - Junk DNA (соавтор: Руди Рюкер)
2003 - Latter Days of the Law (соавтор: Ховард Уолдроп)
2005 - Очередное задание

Документальная литература:

1992 - The Hacker Crackdown: Law and Disorder on the Electronic Frontier
2002 - Будущее уже началось. Что ждет каждого из нас в XXI веке? / Tomorrow Now: Envisioning the next fifty years
2005 - Shaping Things

Премии
Лауреат
2000 г. — Премия Артура Ч. Кларка (Роман, Распад)
1999 г. — Хьюго (Короткая повесть, Такламакан)
1997 г. — Странник (Специальная премия «Малый Странник»)
1997 г. — Хьюго (Короткая повесть, Велосипедный мастер)
1989 г. — Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла (Islands in the Net)
Номинант
2013 г. — Мемориальная премия Теодора Старджона (Пик Вечного Света)
2010 г. — Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла (The Caryatids)
2006 г. — Мемориальная премия Теодора Старджона (Замысел Блемми)
2003 г. — Мемориальная премия Теодора Старджона (В раю)
2000 г. — Небьюла (Короткая повесть, Такламакан)
1999 г. — Мемориальная премия Теодора Старджона (Манеки-Неко)
1999 г. — Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла (Распад)
1990 г. — Небьюла (Рассказ, Dori Bangs)
1990 г. — Мемориальная премия Теодора Старджона (Dori Bangs)
1988 г. — Небьюла (Короткая повесть, Flowers of Edo)
1986 г. — Небьюла (Роман, Схизматрица)
1986 г. — Небьюла (Повесть, Green Days in Brunei)
1985 г. — Небьюла (Рассказ, Глубинные сады)
1984 г. — Небьюла (Короткая повесть, Царица цикад)
1983 г. — Небьюла (Короткая повесть, Рой)
НепонятаЯ поделилась мнением о книге «Божье око» 2 года назад
Моя оценка:
Антология посвящена теме эволюции взаимоотношений человека и космоса в произведениях известнейших англоязычных фантастов конца двадцатого столетия. В ней собраны произведения современных фантастов США и Великобритании 80-х — 90-х годов. Является продолжением антологии «Пришельцы с небес». Содержание: Гарднер Дозуа. Предисловие (перевод М. Левина), стр. 5-11 Джон Варли. Робинзон Крузо (рассказ, перевод Е. Фрибус), стр. 12-50 Джордж Мартин. Крест и дракон (рассказ, перевод В. Вебера),...