Брюс Стерлинг (Bruce Sterling) - американский писатель-фантаст, журналист и литературовед. Один из лидеров киберпанка.
Брюс Стерлинг родился 14 апреля 1954 года в городке Браунсвилль (Техас). Шесть месяцев спустя его семья переехала в Остин, где отец Стерлинга получил диплом инженера, а затем в Галвестон, где и прошло детство будущего писателя. Сочинять Брюс начал в двенадцать лет, а когда ему исполнилось пятнадцать, то он вместе с родителями переехал на время в Индию, где его отец принимал участие в строительстве завода. Два с половиной года спустя Брюс Стерлинг вместе с родителями вернулся в Остин и поступил в Техасский университет, где вместе с такими писателями как Говард Уолдроп, Стив Атли, Джейк Саундерс, Том Рими, Джон Ширли и Льюис Шайнер вошел в группу, которая называлась "фантазеры в законе" (outlaw fantasists), и начал более активно практиковаться в писательском мастерстве.
В 1976 году Стерлинг получил диплом по журналистике и продал свой первый научно-фантастический рассказ - Man-Made Self. Юный талант не остался незамеченным, и всего лишь год спустя первый роман писателя "Океан инволюции" (Involution Ocean) вышел в книжной серии, которую составлял сам Харлан Эллисон. Но настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда он проявил себя не только как писатель, но и как критик и полемист. В 1980 году вышел в свет великолепный роман "Искусственный ребенок" (The Artificial Kid), полный лингвистической энергии. В нем описана цивилизация, которая выделяет специальные "свободные" зоны на планете, где разрешена любая противозаконная деятельность, и где индустрия развлечений основана на продаже записей уличных боев, заснятых автоматическими камерами. В каком-то смысле этот роман стал предтечей киберпанка, одной из разновидностей научной фантастики, которой Стерлинг отдал всю свою молодую энергию, с большим успехом пропагандируя и защищая ее. Затем последовали долгие пять лет, на протяжении которых Стерлинг совмещал журналистскую работу с написанием рассказов из серии о двух противостоящих друг другу группировках будущего - шейперах и механистах.
Примерно в это же время, будучи личностью деятельной и харизматичной, Брюс Стерлинг организовал и сплотил вокруг себя движение писателей, которые позже стали известны как «киберпанки». Под псевдонимом Vincent Omniaveritas Стерлинг начал выпуск программного фэнзина киберпанков под названием "Cheap Truth" ("Дешевая правда"), где едко высмеивал застой в американской НФ. Фэнзин рассылался бесплатно всем, кому, по мнению Брюса, он был небезынтересен. В 1985 году увидела свет "Схизматрица" (Schismatrix) - роман, венчающий цикл о шейперах и механистах и ставший классическим произведением жанра «киберпанк», несмотря на то, что в отличие от коллеги и своего друга Уильяма Гибсона Брюс Стерлинг делал акценты не на исследовании технологии, а на социологических прогнозах. В 1986 году Стерлинг составил и отредактировал киберпанковский сборник под названием "Mirrorshades", где были собраны рассказы всех, по его мнению, значимых киберпанков. Этот сборник стал без преувеличения важнейшей вехой движения, как официально одобренный главным идеологом киберпанка "Председателем Брюсом".
Некоторые из "киберпанков", кто начинал в то время, до сих пор пишут в том же стиле. К Стерлингу это не относится. Более того, нельзя не согласиться с Гибсоном, который утверждает, что Стерлинг живет в постоянном страхе самоповтора. Многие из проблем, с которыми имел дело киберпанк в самом начале, по-прежнему заботят Стерлинга, но он пишет о них, используя гораздо большее разнообразие форм вместо стандартной модели киберпанка.
За роман "Острова в сети" (Islands in the Net) Стерлинг удостаивается John W. Campbell Memorial Award. Потребность Стерлинга в разнообразии в очередной раз проявила себя, когда он в соавторстве с Уильямом Гибсоном написал стимпанковскую "Машину различий" (The Difference Engine), немедленно признанную одним из удачнейших и наиболее тщательно проработанных произведений жанра.
В 1992 году писатель выпустил свою первую нефантастическую книгу - Hacker Crackdown, в которой по его собственным словам рассказывалось "о компьютерных преступлениях, электронных сетях, копах, хакерах и гражданских свободах", причем по своему обыкновению сделал это в довольно нетипичной форме, официально разрешив свободное распространение книги в электронном виде, чем привел издателей в состояние легкой паники. К их великой радости писательский пыл Брюса Стерлинга несколько поугас или, вернее, перенаправился в русло публицистики и публичных выступлений (надо заметить, что произношение всевозможного рода спичей Стерлинг называет своим любимым хобби).
Увлечение публицистикой и внимание к наиболее актуальным проблемам общества не проходит бесследно - в 1994 году писатель выпускает очередной научно-фантастический роман - "Бич небесный" (The Heavy Weather), посвященный глобальному потеплению. В 1995, организовав группу единомышленников, создает проект "The Dead Media Project", куда по замыслу создателей должны быть занесены все «почившие» СМИ прошлого, настоящего и будущего. В 1996 следует еще один роман - "Священный огонь" (Holy Fire), повествующий о том, какие совершенно неожиданные опасности таит в себе поклонение общества здоровому образу жизни. Во время сбора материалов для написания этой книги Стерлинг изучает дизайн, что в свою очередь приводит его к созданию еще одного движения - Viridian Design, которое вполне успешно продолжает существовать и по сей день (интересующиеся могут заглянуть на http://www.viridiandesign.org).
В 1998 году выходит очередной роман писателя "Распад" (Distraction), посвященный политике и биоинженерии, который приносит ему Arthur C. Clarke Award, а приуроченный к смене тысячелетий "Дух времени" (Zeitgeist) продолжает цикл историй об одном из самых любимых и удачных персонажей писателя - Легги Старлице. Сам Стерлинг характеризует эту свою работу как "постмодернистскую фэнтези".
В настоящее время Брюс Стерлинг живет в Остине (Техас) вместе с женой и двумя дочерьми.