Перед вами пособие по сценарному мастерству, которое рассказывает, как создать сценарий с хорошим коммерческим потенциалом, яркими героями и запоминающимся названием. Снайдер делится авторскими идеями: необычной классификацией киножанров и структурой сценариев, в которую укладывается большинство успешных картин.
Блейк Снайдер — сценарист и продюсер. Будучи свободным художником, заработал миллионы долларов в Голливуде на продаже своих сценариев. Он преподавал в нескольких учебных заведениях, его книгу используют как основу для сценарных курсов университеты США и Канады.
Начиналось все хорошо, мне нравилось, а потом эта книга стала меня раздражать. Мне очень не понравилось, что Снайдер говорит о создании популярных и хорошо продаваемых сценариев. То-есть, работа не ради искусства, чего-то нового и интересного, а ради того чтобы срубить бабла. Очень узкое направление жанров: а как же ужастики, фантастика, историческое кино?
Фильму нужен броский заголовок - та бред это. Картинка фильма, режиссер, которому я доверяю или же любимый актер - вот что может привлечь мое внимание. И я тот человек, которому нравится Лара Крофт, Человек-паук.
Наверное, для меня книги и фильмы это в первую очередь творчество, а не коммерция. Ты можешь создать что-то популярное, шаблонное (вот оно должно быть такое как у всех, но немного другое), но если если оно не будет нравиться тебе - в чем тогда смысл?
Прочитано в рамках игры Флешмоб Нон-фикшн
Начиналось все хорошо, мне нравилось, а потом эта книга стала меня раздражать. Мне очень не понравилось, что Снайдер говорит о создании популярных и хорошо продаваемых сценариев. То-есть, работа не ради искусства, чего-то нового и интересного, а ради того чтобы срубить бабла. Очень узкое направление жанров: а как же ужастики, фантастика, историческое кино?
Фильму нужен броский заголовок - та бред это. Картинка фильма, режиссер, которому я доверяю или же любимый актер - вот что может привлечь мое внимание. И я тот человек, которому нравится Лара Крофт, Человек-паук.
Наверное, для меня книги и фильмы это в первую очередь творчество, а не коммерция. Ты можешь создать что-то популярное, шаблонное (вот оно должно быть такое как у всех, но немного другое), но если если оно не будет нравиться тебе - в чем тогда смысл?
Прочитано в рамках игры Флешмоб Нон-фикшн
Принцип «дайте мне то самое, только другое» испокон веков лежал в основе всех повествований. Для наших современников важно лишь то, какую жизнь мы вдыхаем в старые сказки, как рассказываем их на современный лад и заставляем звучать по-новому.
Я как-то взялась за эту книгу, надеясь, что секреты сценарного мастерства будут в какой-то степени применимы к сюжету литературному. Моя ошибка — огромная часть книги, посвященная непосредственно фильмам, оказалась для меня не то чтобы бессмысленной, но любопытной чисто теоретически.
К тому же, эта книга — не просто про сценарии. Она про кассовые, хорошо продающиеся сценарии, и в целом отвечает на вопрос "Какого черта все такое одинаковое?". Несомненно, у каждого текста должна быть структура, тезис-антитезис-синтез и вот это все, но автор радостно записывает в категорию "необходимо" все подряд, опираясь, в сущности, на одну формулу успеха. Причем в пример приводятся какие-то нелепые комедии, назвать которые шедевром язык не повернется. Очень многая информация повторяется по кругу, создавая объем, но не новый смысл.
Но все-таки, при всем своем недоумении, не могу поставить оценку ниже. Кое-какая информация была базовой, но все-таки полезной, про что-то было просто интересно читать, даже если оно никогда не пригодится, что-то новое я для себя узнала. Но стоило ли ради этих крупиц читать целую книгу — вопрос.
Если кто-то верит в то, что после прочтения этого пособия по написанию сценария, он сядет и напишет сценарий, то он полный идиот или страдает явным кретинизмом. Этот труд и рассчитан на такую категорию читателей, а в последствии и писателей. А если эта книга значится в списке обязательной литературы на сценарном факультете ВГИКа, то не удивляюсь, что и кино у нас, в большей степени, рассчитано на кретинов и дебилов.
Я читал и плакал, плакал от смеха. Плакал и смеялся надо всем что пишет "великий сценарист" Блейк Снайдер. Тем более что в главе об авторе написано следующее:
Карьеру сценариста Блейк начал с работы над циклом из 13 детских телевизионных передач студии Disney под названием Kids Incorporated. После этого он полностью посвятил свое время написанию независимых сценариев. Довольно скоро профессиональный журнал в области киноиндустрии признал его «одним из наиболее успешных независимых сценаристов Голливуда».
Блейку удалось продать большое число своих готовых сценариев и идей фильмов крупнейшим киностудиям, включая две сделки на суммы с шестью нулями (одна из них была заключена со Стивеном Спилбергом), а также выступить продюсером двух картин. Сценарии фильмов «Стой! Или моя мама будет стрелять…», «Третий класс» (Third Grade) и «Ядерная семейка» купила кинокомпания Universal; «Ночь покера», «Растяпы» (Drips), «Мне хватит миллиона» и «Херби возвращается домой» (Herbie Comes Home) — киностудия Disney; «Как я поступил в ЦРУ» (How I Joined the CIA) и «Большой, страшный младенец» (Big, Ugly Baby!) — телеканал Fox Family TV; а сценарий Alienators приобрела компания Total Film Group.
Я поискал более подробную информацию, и пришел в восторг! Этот сценарист известен аж двумя (!) фильмами - один детский, второй скучнейший фильм со Слаем "Стой! Или моя мама будет стрелять!" И всё! Но главное ведь не в том чтобы твои сценарии стали фильмами. Главное чтобы их купили. И желательно не абы кто, а сам Стивен Спилберг.
Именно так вышло со сценарием фильма «Ядерная семейка», который я написал в соавторстве. Изначально у меня было только название, а потом мне в голову пришла неожиданная идея. Почему бы не использовать термин «ядерный», который употреблялся в значении «ядро семьи», то есть отец, мать и дети, в другом смысле — «радиоактивный»? Так появился логлайн: «Однажды семья, в которой возникли психологические трудности, отправляется с палатками на отдых в место выброса радиоактивных отходов, а на следующее утро они просыпаются со сверхспособностями». Вместе с моим соавтором, остроумным и успешным Джимом Хаггином, мы вдохнули жизнь в эту историю и продали сценарий на торгах Стивену Спилбергу за один миллион долларов. Наш логлайн и название соответствовали всем перечисленным выше критериям: ирония, обещание большего, аудитория и стоимость (широкая публика, спецэффекты, отсутствие звездных актеров). К тому же они четко говорили, о чем фильм.
Это тот фильм, который я очень хотел бы увидеть.
Всем должно быть понятно, что сценарии у него покупает никто-нибудь, а сам Стивен Спилберг. И никак-нибудь, а на торгах и за миллион долларов. Правда, тут же примечание переводчика -
Фильм так и не был запущен в производство.
И получается что Спилберг и все остальные покупали сценарии Блейка Снайдера или из жалости, или чтобы это унылое говно никто больше не видел. И это не голословное утверждение. Все фильмы, все два фильма по сценариям Снайдера вышли в 1992 и 1994 году. Дальше - тишина. Если учитывать что за "Стой! Или моя мама будет стрелять", он стал обладателем "Золотой малины", то тут и говорить нечего. Видимо после того как сценарии перестали покупать, написал книжку про то как писать и продавать сценарии.
Так что даже не знаю, что и сказать. Да я ее прочитал по диагонали, потому как все я это уже читал или слышал, и никакой оригинальности в данной книге нет. Переливание из пустого в порожнее, и обратно. Затасканные схемы, штампы, цитаты. Вот только к кино, как к искусству, это не имеет никакого отношения. Но если кто-то еще верит в чудодейственную силу этой книги, и напишет сценарий, и по нему снимут фильм, и он будет хотя бы фильмом, то дайте мне знать.
Толковая книга в помощь начинающим.
Единственное, предполагает, что с такими словами, как «идея» и «сверхидея», например, читатель уже знаком и разницу приблизительно понимает.
Доступно и просто автор объясняет, что такое «логлайн» и «хай-концепт», почему они обязательно должны быть «убойными», и, собственно, почему они вообще должны быть в хорошем сценарии. Кого сделать главным героем, какую мотивацию (правильный ответ – одну из базовых потребностей) ему придумать, почему так важно развернуть второстепенную сюжетную линию, а главное, где в сценарии она должна начаться…
Бонусом идет несколько приемов («законов сценариста», как называет их автор), которые помогут сделать сценарий лучше: увлекательно преподнести скучную, но необходимую информацию, создать запоминающихся героев и т.д.
И пусть классификация фильмов по Шнайдеру вызывает большое сомнение (он взял и поделил все-все-все кино на десять категорий), зато веселые названия, например, «монстр в доме» или «у чувака проблемы» легко отображаются и надолго запоминаются.
Огромный плюсище книги – структура, которой предлагает придерживаться автор, дабы создать работающий сценарий. И реальные примеры. «Мисс Конгениальность» (с Сандрой Булок) автор буквально разобрал по косточкам, доказывая универсальность собственной системы.
Возможно, это немного бездушно, но сценарий это не квинтэссенция творческой мысли, не порыв и возвышенные идеи, сценарий – это механизм, пазл, набор элементов: собери воедино правильно, и оно сработает, возникнет та самая магия.
Думаю, всем пишущим придется по душе гениальная находка с доской и карточками. Пишешь краткое содержание эпизодов, расставляешь в нужном порядке – вуаля, скелет готов. Видны все огрехи. Где затянуто, а где дыра.
Отличная идея с маркировкой цветом тех же карточек, которые позволяют визуально за один взгляд отследить, как взаимодействуют персонажи, и пометки +/- и >
Лавкрафт, писатель наивных ужасов, затворник и мистик, дивно описал в своих книжках невыносимое чувство чуждости, которое возникает у достопочтенного джентльмена или леди из приличного общества, когда они видят архитектуру разумных грибов с Юггота, пробужденных древних богов и пересечение параллельных прямых. Разум не выдерживает, просто не может вместить эти явления, не в силах воспринять принципиально иное сознание, что их породило.
Именно с этим чувством я хожу мимо кинотеатра, завешенного афишами летних блокбастеров, романических комедий и прочих фильмов про неурядицы ваших соседей по микрорайону. И мне всегда было интересно - как это получилось? Кто и когда решил, что кино надо снимать вот так? Кто расписал, на какой минуте фильма герой должен хватать автомат и ломиться спасть нареченную, а молодые супруги ссориться по совершенно нерелевантному мне, зрителю, поводу?
Приготовьтесь к томлению вашего внутреннего сноба на медленном огне, так как это был Блейк, о мои милосердные читатели, Снайдер, автор этой книги.
И он сейчас зальет напалмом прагматизма все ваши робкие ростки идей о том, что кино - это такое творчество, это чтобы достучаться до души зрителя, чтобы вызвать в этой душе отклик, чтобы помочь человеку что-то рефлексировать в себе, как-то мир по-иному начать видеть.
Ничего подобного, говорит Снайдер. Главное - это броский заголовок, чтобы все прочитали заголовок, пошли на ваше кино из-за заголовка.
"Что ты делаешь?!" - кричит в этот момент внутренний сноб. Люди не ходят на фильм из-за названия, а ходят из-за любимого режиссера и его стиля, или может это их любимую книгу экранизировали, или им в целом жанр интересен? Ведь да же, да?
Но Снайдер только демонически хохочет в ответ и подбавляет огня под вашим котлом.
Снимать, пишет Снайдер, надо только комедии, боевики и семейное кино, ведь если вы не семейное кино снимаете, вы упускаете прибыль и на престижную тусовку вас не позовут.
Но как же фантастика, тихонько причитает сноб. Или военные драмы. Ну и все другие жанры, которые рановато детям, так как там очень не про них?
Пфф, ухмыляется Снайдер. Блондинка в законе - это отличное и правильное кино, и Мисс Конгениальность тоже, а всякие Memento и прочая нудятина - это все нишевое и конечно провал, провал.
Перестань, больше не надо, уже очень тихо просит сноб.
Но Снайдер не перестанет. Он пояснит и свой девиз "примитивнее, еще примитивнее", и то, что если на двадцатой странице сценария нет такой сцены, то фильм конечно плохой, и как делать главного героя героическим героем, а злодея злейшим злом, а то на кино с антигероем зритель конечно не пойдет.
В конце внутренний сноб зажаривается до хрустящей корочки, зато становится понятно, почему мейнстримовое кино вот такое.
Надеюсь, это знание не сломит хрупкого разума приличных господ, а если вдруг сломит, осмелюсь порекомендовать припарки из Кубрика и Линча. Прикладывать в больным местам до полного излечения, ну и еще, конечно, свежий воздух и покой.
Правило "Спасите котика": при первом появлении главному нерою надлежит сделать что-то такое, что завоевал бы симпатии аудитории и привлекло зрителей на его сторону.
Персонаж главного героя можно считать удачно найденным, если он соответствует следующим условиям: мы больше всего ему сопереживаем, он представляет наибольший эмоциональный конфликт и рост, несет главную идею фильма.
Структура сценария по Блейку СнайдеруНазвание сценария:Жанр:Дата:1. Открывающая сцена (с. 1)Задаёт тональность, настроение и стилистику картины,а также зачастую представляет нам главного героя, показывая его "до" основных событий. 2. Формулирование темы (с. 5)Кто-то (обычно не главный герой) задаёт вопрос или произносит фразу (как правило, в адрес главного героя), в которой формулируется основная тема картины. 3. Установка (с. 1-10)Встречаем всех персонажей или упоминание о них. Начинаем объяснять характер главного героя. Это полное описание мира "до", но уже остро чувствуется, что скоро грянет буря. 4. Катализатор (с. 12)Что-то, что разрушает мир главного героя — новость, звонок, письмо, разговор, измена. Катализатор не назовёшь хорошей новостью, и всё же в итоге он оказывается именно тем, что приводит главного героя к счастливой развязке. 5. Размышление (с. 12-25)6. Переход ко второму акту (с. 25)Момент, когда мы оставляем позади старый мир, тезис, и вступаем в новый мир, который является полной его противоположностью, антитезисом. Герой не может попасть сюда случайно, он должен принять решение самостоятельно. 7. Второстепенная сюжетная линия (с. 30)Обычно поддерживает основную, но приносит что-то новое. Часто это любовная линия. Это возможность передохнуть от основной истории. Могут появится новые персонажи. Они должны быть антиподами старых. 8. "Развлечение и приколы" (с. 30-55)Предвкушение раскрытия замысла. Эти кадры чаще всего попадают на плстер и в трейлер. Это сердце картины. 9. Поворотная точка (с. 55)Либо подъём, либо провал. И то, и то может быть иллюзией. 10. "Плохие парни наступают" (с. 55-75)Самая сложная часть. Внутренние разногласия героя или героев. При этом силы антигероев возрастают и беру верх. 11. "Всё потеряно" (с. 75)Противоположность Поворотной точки. Положение дел кажется безнадежным, но эти трудности — временные. Полный хаос, всё рушится, никакой надежды. "Дуновение смерти". Часто здесь умирает один из персонажей. Или есть косвенно упоминание смерти. 12. "Душа во мраке" (с. 75)Темнота, предшесьвующая рассвету. Время осознать, выучит урок, смириться. 13. Переход к третьему акту (с. 85)Ура! Решение найдено! 14. Финал (с. 85-110)Логическое завершение. Все уроки выучены. Просветление. Внутренние недостатки героя исправлены. Основная и второстепенная сюжетные линии заканчиваются триумфом. Прошлое остаётся позади, а на смену ему приходит новый мир. 15. Заключительная сцена (с. 110)Противоположность открывающей. Доказательство того, что перемены произошли.
... если история стоящая, жизненно необходимым условие служит вовлечение в нее каждого. Поэтому нужно придумать план действий и способ вознаграждения для каждого участника.
Пока секрет не выходит за рамки семьи, небольшого района, пока о нем знают лишь немногие и мы с вами, зрители, волшебство кажется более реальным.