Моровое поветрие, терзавшее Княжества десять зим назад, вновь набирает силу. Гонец Кречет мчит сквозь владения лесовых, чтобы отыскать знахаря для больного княжича, но находит что-то совсем иное.
Некогда гонимая отовсюду гильдия Шутов начинает кровавые набеги на деревни и города, оставляя после себя лишь пепелища.
Художник, свечник, сын рыбака и девушка, бегущая от прошлого, оказываются на перепутье, и в какое полотно сплетутся нити их судеб, знает только Господин Дорог.
Я сразу же влюбилась в хмельной слог писательницы и мрачную славянскую атмосферу. Мне понравилось бродить по перепутьям лесных дорог, узная больше о нечестецах, соколах и Княжествах. Понравилось зрелищное выступление настоящих скоморохов. Сюжет увлёк и не отпускал до конца, пока не распутался сложный узор Господина Дорог. Финал знатно удивил меня, не ожидала я таких поворотов с хозяином безликих и подменышами... Герои все интересные, со своими тараканами в головах, но большой симпатии у меня не вызвали, только Рудо и Смарагдель с Ольшайком полюбились мне, да Нимуса было жалко, затянули его, чужака, в свои дебри, искалечили.
Я сразу же влюбилась в хмельной слог писательницы и мрачную славянскую атмосферу. Мне понравилось бродить по перепутьям лесных дорог, узная больше о нечестецах, соколах и Княжествах. Понравилось зрелищное выступление настоящих скоморохов. Сюжет увлёк и не отпускал до конца, пока не распутался сложный узор Господина Дорог. Финал знатно удивил меня, не ожидала я таких поворотов с хозяином безликих и подменышами... Герои все интересные, со своими тараканами в головах, но большой симпатии у меня не вызвали, только Рудо и Смарагдель с Ольшайком полюбились мне, да Нимуса было жалко, затянули его, чужака, в свои дебри, искалечили.
Лес шумит завораживающе, призывно, маняще. Шуршит, поёт тихим шорохом колыбельную и обещает поведать невероятный сказ про соколов, что могут разносить вести в считанные дни, про лесовых, которые справедливо жестоки, но чаще добры, про шутов с недугами, про моровое поветрие и про отношения. Как же без них.
Леса много не бывает. Сейчас, среди бетонных, городских "деревьев", не позволяющих даже ранним утром рассмотреть полную еле пробивающуюся луну, его не хватка чувствуется остро, отчаянно. И самый лучший способ увидеть лес и узнать если не все, то хотя бы часть его секретов - это встретиться с ним на страницах чудесных, древних, сказочных историй.
В этих историях порой могут происходить невероятные, удивительные вещи, иногда пророческие, иногда настолько реальные и близкие, что хочется обнять сказителя и прошептать: "Спасибо за понимание и отзывчивость". И всё глубже проникает желание не расставаться с историей долгое и долгое время, начать жить ею, погрузиться в озеро повествования с головой, без остатка. Это ли не счастье?
Лес и волшебство - идеальное сочетание.
Если Вы поклонник славянского фэнтези, либо же только хотите начать знакомство, то искренне советую эту книгу.
Атмосфера просто нереальная. Сюжет динамичный и лишнего ничего нет. В тему выписаны/подобраны старые слова. Герои такие, что сердце разрывается.
Соколик вообще герой моего сердца. Сначала бесил, потом сердце разрывалось и реветь хотелось. Очень хорошо прописаны и остальные герои. У каждого своя история, никто не пропущен, не не учтён.
Прекрасная история, в которой есть мифология, тёмное фэнтези, прекрасные описания, динамичный сюжет. А так же дружба, преданность, предательство и смерть.
Эти пути никого не оставят равнодушными!
Читаете славянское фэнтези? А мифологии?
Хотели бы оказаться в одном из таких миров?
Господин Дорог плетёт нити судеб разных людей. И в этой книге сплетаются две линии. В первой мы следуем за соколом Кречетом, особым княжеским слугой, который ищет знахаря для избавления молодого княжича от беспощадной болезни. Вторая линия повествует о парне по имени Ним, который из родного дома отправляется на обучение, но в пути его поджидают непредвиденные обстоятельства.
В первом томе эти линии развиваются абсолютно параллельно и лишь в конце объединяются. Узор встреч и пересечений нитий во втором томе более сложный.
Книга достаточно быстро погружает в фольклорно-сказочную атмосферу. Кругом леса и княжества, лешачата, водяные и мавки. И Господин Дорого с Владычицей Яви ходят рука об руку. Написано всё складно и ладно.
Однако само полотно истории получилось неровным. Временами сюжет сводится к простым хождениям и блужданиям, а временами - слишком пестрит событиями, что они становятся обрывочными. Некоторые сюжетные ответвления случаются, просто потому что случаются, без необходимых для того предпосылок. А некоторые проблемы решаются очень легко, что успеваешь поверить в их трудность.
И я бы не сказала, что это тёмное фэнтези. Скорее, фэнтези-путешествие, где путь героя - это путь героя (почти по Кэмпбеллу). Книга с интересным миром (хотя некоторых подробностей всё-таки хотелось бы добавить) и грамотно вплетенным славянским колоритом, но не сопереживалось мне героям, не случилось волнения за их судьбу, не погрузилась я в их приключение, а лишь наблюдала за ним со стороны.
Меня немного пугает то, с какой скоростью набирает популярность славянщина в текстах, но "Пути волхвов" Анастасии Андриановой при всей эклектичности - про неё, родимую. То есть, тут не как у Звонцовой - там была историческая основа, но не антураж. Здесь - антураж и фольклор.
В землях Княжеств снова появилась Морь - волшебный смертельный недуг. Он или убивает, или превращает людей в странных созданий: то голова совиная вырастет, то лапы птичьи. Княжий Сокол Кречет, что-то вроде особо элитного гонца, ищет волхва волхвов, чтобы исцелить заболевшего княжича. Кречет, как и другие соколы, знается с местной нечистью и ходит в друзьях у одного из сильнейших лесовых. В этот раз ко всем бедам Господин Дорог, местное божество судьбы, подкинул Кречету заботу о странном мальчишке с зелёной кожей.
Одновременно с этим в Княжества из Царства, другой страны, более, скажем, дружелюбной к своим обитателям, попадает Ним, юноша-художник. Его корабль терпит бедствие и Ниму приходится быстро соображать и не менее быстро бегать. Ему повезло - он встречает компанию таких же бегущих куда-то ребят, и они ему помогают. Среди этих ребят есть один юноша, который ищет Сокола - к нему ведет проложенная Господином Дорог тропа.
Читать эту историю, пока сидишь дома на карантине, было весело: моровое безумие внутри книги резонировало с опытом этого года. Впечатления остались неоднозначные.
Моя проблема с Путями - это Кречет и его линия. Андриановой прекрасно удаётся атмосфера и описание леса, чисть и нечисть, мелкие детали и нагнетание ужаса, но вот в части политики, мне кажется, она не дотянула. Еще один недостаток - сценарная неровность. История где-то идет медленно, сюжетные линии и персонажи кажутся лишними, это тормозит. Чуть ниже я напишу, что к чему, потому что хочу поорать со спойлерами, а пока скажу, что несмотря на этот недостаток книга мне понравилась. По миру Княжеств хочется ещё побродить. Линия потерянных детишек располагает к сочувствию. Нечисть здесь колоритная, и пусть авторка вольно обращается со славянским каноном, по-своему его вертит, получилась гармоничная система. Понятная и ух, насколько жуткая местами. Местные ритуалы и верования, иерархия, детали быта - все выписано с такой любовью и вниманием, что дурака-Сокола можно и простить :)
Очень расстроилась из-за того, что тема Пустельги не раскрыта.
Мне на идейном уровне очень понравилась местная вера в путь и в его важность - саму по себе, в отрыве от того, куда ты в итоге пришел. И стиль у Андриановой приятный, когда она пишет лес, роскошное разноцветие, прочувствованные детали, ощущение такое, что ты сама вот-вот рукой коснешься шершавой коры и услышишь запах хвои.
Еще здесь совершенно потрясающая Гильдия Скоморохов - они правда выглядят чем-то волшебным, немного опасным и страшным, совершенно чужими и чуждыми людям. И описания песен, ритуалов и музыки - ритмичные, красивые и по-настоящему волшебные.
Если не боитесь чуток затянутого темного фэнтези с фольклорными мотивами и того, что один из персонажей - мужиковый мужик, хатьфу, по крайней мере - у себя в голове, то смело беритесь. Это очень неплохо и после "Манускрипта" Андрианова прокачала мощность лапищ.
Про темное - не шучу. Здесь есть и описание драк до первой смерти, и физические увечья. Да, все обосновано и в меру, но будьте осторожны.
А теперь давайте подробно и начнем с Кречета. ОСТОРОЖНО - СПОЙЛЕРЫ!
Мне кажется, он получился таким квази-Геральтом: пришел в село, трахнул бабу, убил чудовище, нашел Ивасика, уехал дальше. Но этот образ получился гротескным. Да, авторка утверждает, что Кречет еще молод и потому дурак, но он ощущается не как молодой лихой дурак, а как взрослый лоб, ишь, с бородой даже, которого жизнь ничему не научила - а должна бы уже. Не хватает то ли дистанции, то ли ситуаций, в которых раскрывалась бы эта юношеская придурковатость. По всем данным Кречет - стреляный воробей, много где был и Князю своему долго служит, да и звание Сокола заслужить непросто. В общем, неувязочка выходит, а персонаж воспринимается как набор стереотипных маскулинных черт. По крайней мере - в первую половину книги, под конец происходит трансформация и это впечатление сглаживается.
Что не так с политикой? У князя есть жена, вторая, не та, от которой взрослый сын. Молодая Игнеда решает сбежать из Терема и просит Кречета помочь ей (здесь красиво обыгрывается постоянная просьба девок "взять в терем княжеский", своеобразная формула-заклинание). Кречет, только что совершивший ошибку и попавший в опалу у князя, почему-то соглашается - можно предположить, потому что в княгиню у него краш.
спойлерНет, любая царевна имеет право на побег, более того, мне было бы интересно почитать линию что избалованной аристократки, которая привыкает к суровым походным условиям, что умной, талантливой девушки, которую муж ни во что не ставит и она бежит от беды к отцу. Но линия Игнеды очень непонятная, словно и Игнеда, и авторка так и не поняли, что они хотят. Княгиня капризничает, начинает соблазнять Кречета (ей это в итоге удается), а потом совершенно дурацким образом погибает.
Потому что Кречет не удержал в штанах дружка, а один княжий воин из отряда, отправленного на поиски беглянки, невовремя спустил арбалет. Как итог - минус княгиня, почти рядом с городом, где обосновался ее отец.
Я думаю, не нужно объяснять, какие у этого будут политические последствия? Думает ли о них Кречет? Не особо, его волнует чуть другое (впрочем, сцена развивается так, что скоро это будет меньшая из его бед).
В линии Нима и компании тоже есть одна штука, которая меня напрягала - наличие там бедной несчастной девочки. Всю историю эта персонажка ощущается прицепом: ее бекграунд не играет особой роли даже для описаний мира, она не меняется, она мало взаимодействует с остальными ребятами. Кажется, она нужна только затем, чтобы в финале один из мальчиков влюбился в нее и немножечко пострадал. Мне кажется, и здесь я чувствую кусок вины, что четверых вполне можно было бы превратить в двух - Нима и Энгле, просто даже Энгле навык делать волшебные обережные свечи, а несчастную деву выпустить ближе к финалу, было бы ярче. Но мальчик-свечник, сын мельника, мне просто очень понравился, поэтому не буду ворчать.
Еще князь, которому служил Кречет, в начале показался странненьким, но это в итоге обосновалось безумием, которое сопутствует Мори. Наверное, то же самое безумие можно было бы показать лучше, если продумать, как именно это сделать (странное поведение, которое замечают окружающие, недальновидные решения).
Ну и, СПОЙЛЕР,
спойлервыпилить всех харизматичных Соколов одного за другим, конечно, такая себе идея - можно было бы помариновать читателя побольше, такой потенциал.Я помню, что в 2018 читала "Манускрипт". Он начинался как очень плохой дисней, но постепенно раскачивался и в финале стал красивым, эмоционально цепляющим и каким-то честным. По "Путям волхвов" хорошо видно, что авторка продолжает расти - и это безмерно радует.
Не-е, друг, чтобы помочь кому-то, нужно сначала помочь самому себе.
Правильно говорят, что пьяному и смерть не страшна, а драка - и вовсе забава.
Всё-таки лес мне был ближе и роднее любого города. Нечистецы не станут играть в сердобольных и сочувствующих, не попытаются завоевать твоё доверие. Захотят убить - убьют, и дело с концом. Только человек может так: прикинуться другом, а потом вонзить тебе в спину нож по самую рукоять.
- И на что ты мне сдался? Я ведь не лесовой, что делает несчастных своими лешачатами. И не водяной, которому служат русалки, мавки, да водяницы. Ну ты и чудак.
Когда часто встречаешься с чудесами, они превращаются в обыденность.