Об автореподробнее
Родился: 20 февраля 1926 г., Аллендэйл, Нью-Джерси, США
Умер: 23 июня 2013 г., Лос-Анджелес, США

...Ему по жизни удавалось всё — и увлекательные романы, и шокирующие рассказы. Признанный американский писатель и сценарист «по части ужасов», Ричард Матесон (полное имя — Ричард Бэртон Матесон / Richard Burton Matheson) удостоен многих разноплановых премий: Эдгара А.По (в детективном жанре), Хьюго (в фантастике), «The Golden Spur» («Шпора» — за вестерн), Брэма Стокера (награда Lifetime Achievement, 1991, по совокупности трудов), лауреат премии Гильдии Писателей («Живая Легенда Хоррора», 2000). При жизни он был удостоен двух высших премий из четырёх, став Гранд Мастером Хоррора (1993) и лауреатом World Fantasy Award (в фэнтези, 1984). Многие его произведения трудно причислить к одному определенному жанру, и критики прозвали его «разрушитель жанров». Рэй Брэдбери считал его «одним из наиболее значительных писателей 20-го века», а Стивен Кинг называл «автором, который повлиял на меня больше всего, как на писателя». Дин Кунц признался, что «мы стали явно богаче, имея Ричарда Матесона среди нас». Матесон подарил нам свыше пятидесяти лет творчества в различных жанрах.

Матесон родился 20 февраля 1926 года в Аллендейле, штат Нью-Джерси, в семье иммигрантов из Норвегии, и вырос в Бруклине, где закончил в 1943 году Техническую Школу. Поступив на военную службу, он стал пехотинцем Второй Мировой Войны (о чем впоследствии напишет в автобиографическом романе «The Beardless Warriors», 1960).

В 1949 году он получил диплом бакалавра журналистики в Университете Миссури. Начитавшись в детстве сказок и фантастических историй, он реализовал мечту стать профессиональным писателем — в 1950 году в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» появляется его первый фантастический рассказ о ребёнке-мутанте с неестественной лексикой «Born of Man and Woman» (переведенный как «Рожденный мужчиной и женщиной» и «Рожденный людьми»), а в 1954-м под таким же названием будет опубликован целый сборник его рассказов. Справедливости ради, писал истории он уже в восемь лет, а печататься начал в детстве — несколько его рассказов и стихотворений были опубликованы в газете «Brooklyn Eagle». Матесон признался как-то, что как отец четверых детей (он женился в 1952 году), он сейчас бы не написал такого рассказа, как «Рожденный людьми». Переехав в 1951 году в Калифорнию, он вскоре обращается к написанию историй, полных леденящего ужаса, мистики, фэнтези («Белое шелковое платье», «Выпей моей крови», «Война ведьмы», 1951; «Безумный дом», «Соответствовать преступлению», 1952; «Дом резни», «Влажная солома», 1953 и др.). Не гнушается он и детективным жанром — в 1953 году выходят его романы «Ярость в воскресенье» («Fury on Sunday») и «Кто-то истекает кровью» («Someone Is Bleeding»).

Некоторые рассказы Матесона имеют оригинальную концовку (скетчи «Third from the Sun», 1950); «Deadline», 1959 и «Кнопка, кнопка», 1970), другие тщательно исследуют характеры героев («Trespass», 1953; «Being», 1954 и «Немой», 1962), третьи пронизаны сатирой на жанровые клише («The Funeral», 1955 и «The Doll that Does Everything», 1954). В 1954 году появляется «Я — легенда» («I Am Legend»), его классический роман о пандемии вампиризма, вызванного распространением вируса, и о последнем человеке в мире, состоящем исключительно из вампиров. «Легенда» появилась под впечатлением вампира Дракулы, и Матесон сказал себе: а если вместо одного вампира их будет целый мир?! Роман «Я — легенда» был триджы экранизирован («The Last Man on Earth», 1964; «Omega Man», 1971; «I Am legend», 2007), и не только прославил автора, но и породил целую серию произведений о вампирах разных авторов в 70-е годы.

Не меньшую известность принес Матесону и экранизированный роман «The Shrinking Man» (1957, «Сжимающийся человек», другое название — «Путь вниз»). Уменьшившись до размеров огурца под влиянием радиоактивных осадков, герой романа вынужден сражаться с собственной кошкой, пауками, ставшими для него грозной силой. В конце 50-х Матесон стал сценаристом кинокомпании American International Pictures, внесшей значительный вклад в развитие фильмов ужасов — Ричард адаптирует ряд произведений Э. По (сценарии «Падение дома Ашеров», 1960; «Колодец и маятник», 1961; «Истории ужаса», 1962 и «Ворон», 1963). Работая над произведениями Э. По, Ричард внес комические нотки в сценарии, а «Ворона» превратил в искрящуюся комедию.

В 1962 году вместе с Ч. Бомонтом он написал сценарий по роману Ф. Лейбера «Колдунья» («Night of the Eagle» в Англии и «Burn, witch, burn» в США). Матесон обращается к творчеству Ж. Верна и на базе двух его романов «Творец мира» и «Робур-Завоеватель» пишет сценарии для кино. Блестящие рассказы Матесона печатаются в пяти сборниках (1961-1970) сериала «Шок» («Крикеты», «Первая годовщина», 1960; «Девушка моих грёз», «Ах, эта Джулия!», 1963; «Добыча», 1969; и многие другие). Большинство своих рассказов (86 произведений) он объединил в сборник «Собрание рассказов Ричарда Матесона» (1989). В 1971 году выходит фильм «Дуэль» («Duel») режиссера Стивена Спилберга. Сценарий опирался на личный опыт Матесона, когда их с другом, возвращавшихся по пустынной дороге после игры в гольф, долго преследовал тяжелый грузовик, параноик-водитель которого превратил обычную езду в дуэль не на жизнь, а на смерть. В 1972 году Матесон адаптировал для кинофильма роман Джефа Райса «Ночной преследователь» («The Night Stalker»), в 1973 — собственный роман «Адский дом» для фильма «Легенда адского дома», в 1975 году — создает «Трилогию Террора», а в 1980 появляется «Где-то во времени» (“Somewhere in Time”). Матесон регулярно писал сценарии для телесериала «Сумеречная зона», включая знаменитую серию «Кошмар на высоте 20 000 футов», «The Invaders», «Steel» и другие. В 1986 году все свои сценарии этой серии Матесон издает отдельной книгой. Матесон часто издавался, и является рекордсменом по числу вариантов его фамилии (Мэтсон, Мэфсон, Мэтисон) на обложках книг.

В 1990-е годы Матесон по-прежнему в седле — он издает серию книг-вестернов («Journal of the Gun Years», «The Gun Fight», «By the Gun»). В 1998 по его роману «What Dreams May Come» снимают фильм «Куда приводят мечты» с Робином Уильямсом в главной роли, а в 1999 году следует очередная экранизация — «Отзвук эха». Выходят очередные романы мэтра («Abu and the 7 Marvels» и «Hunted Past Reason», 2002; «Come Fygures, Come Shadowes», 2003). В довершение, отметим, что трое из четверых его детей (Крис, Ричард Кристиан и Али) пошли по стопам отца, и стали писателями и сценаристами. Наиболее известен тезка отца, Ричард Кристиан Матесон, что добавляет путаницы при обсуждении авторства работ. Вместе они написали рассказ «Где есть желание» (1980). Матесон по-прежнему крепко держит перо в руках («Other Kingdoms», 2011).

Трое из чётверых его детей (Крис, Ричард Кристиан и Али) пошли по стопам отца и стали писателями и сценаристами. Наиболее известен тёзка отца, Ричард Кристиан Мэтисон, что добавляет путаницы при обсуждении авторства работ. Вместе они написали рассказ «Где есть желание» (1980).

Последней крупной работой автора стал роман «Generations», изданный в 2012 году.

Книжный червь
Год выхода: 1994
Может ли на свете существовать какая-либо причина, по которой тебе приспичило защебетать на французском языке? Проснувшись в то утро, Фред без предупреждения заговорил по-французски. Оставив жену в растерянных чувствах, он всю дорогу до работы ломал себе голову над тем, что же это может быть. Хорошо, что он работал в университете. fantlab.ru © ozor
Путь вниз
Год выхода: 1993
Серия: Fantasy
Можно ли превратиться в мальчика-с-пальчика? Во время плавания на лодке Скотт Карей попал в облако радиоактивных брызг. Матесон блестяще рисует ситуацию, когда радиация вызывает стремительное «уменьшение» человеческого тела, заставляя героя по иному взглянуть на обитателей нашей планеты, когда насекомые и пауки – гигантские противники. Другие названия: «Невероятный уменьшающийся человек», «Сжимающийся человек».


Легенда [Я-легенда. Путь вниз]
Год выхода: 1993
Этот загадочный, таинственный американский фантаст, лауреат Всемирной премии фэнтези, был знаком любителям фантастики лишь по фильмам «Последний» и «Сжимающийся человек». Настоящее издание знакомит читателей с двумя романами Р. Мэтсона, которые и легли в основу вышеназванных фильмов. Это романы — «Я — легенда» и «Путь вниз». Они не связаны общими героями, но их роднит тема — борьба одинокого человека с Роком, с Фатумом, с Судьбой. Творчество Р. Мэтсона можно отнести к жанру «философской...
Первая годовщина
Год выхода: 1992
Серия: Рассказы
Норман благословился на брак с Аделиной, самой великолепной женой, которой мужчина мог когда-либо желать. Совпадение взглядов, сходство индивидуальностей, характера. Но на их первой годовщине, когда он целует ее, то ощущает прокисший вкус и отвращение, и невольно оскорбляет ее. Аделина прощает его бестактность, но он начинает замечать другие вещи. Кто она, Аделина, в действительности?
Потомки Ноя
Год выхода: 1992
Серия: Рассказы
Все мы – дети Ноя, так как пошли от детей Ноя, спасшихся с отцом во время Потопа, и мы расселились по всей Земле, во всех её уголках, даже труднодоступных. В конце распрекрасного дня мистера Кетчума, пойманного за превышение скорости 15 МИЛЬ В ЧАС в Захрии, штат Мэн, привезли в захудалое поселение. Почему он не остался проводить отпуск в Ньюарке: спал бы все утро, ходил на концерты, ел, смотрел телевизор? Ибо ждет его наказание за нарушение Закона. Другие названия: Дети Ноя
Исчезновение. Сборник
Год выхода: 1991
Знаменитый английский режиссер сэр Альфред Джозеф Хичкок (1899–1980), нареченный на Западе «Шекспиром кинематографии», любил говорить: «Моя цель — забавлять публику». И достигал он этого не только посредством своих детективных, мистических и фантастических фильмов ужасов, но и составлением антологий на ту же тематику. Примером является сборник рассказов «Исчезновение», предназначенный, как с коварной улыбкой замечал Хичкок, для «чтения на ночь». Хичкок не любитель смаковать собственно кровавые...
Безработный робот (сборник)
Год выхода: 1989
В сборник включены произведения прогрессивных писателей-фантастов США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии: А. Азимова, Г. Гаррисона, Р. Брэдбери, Р. Шекли, C. Хоси и других. Они отражают тревогу авторов за будущее нашей планеты, за судьбы человечества. Произведения сборника характеризуют антивоенная и антибуржуазная сатирическая направленность, критика различных сторон жизни общества капитала. СОДЕРЖАНИЕ: Эрик Фрэнк Рассел. Пробный камень. Пер. с англ. Н. Евдокимовой Гарри Гаррисон....
Временная экспозиция
Год выхода: 1987
Он — таинственный бизнесмен с красивой улыбкой. Она — ищет любви и устала от скуки. Он — знает все закоулки Парижа и умеет вести беседы. Она — любит карнавалы и золотых рыбок. Он — искусный маньяк. Она...
Маги на стадионе
Год выхода: 1979
«Маги на стадионе» — первый у нас в стране сборник зарубежной фантастики на спортивные темы. Писатели шести стран (Англии, США, Испании, Италии, Голландии и Польши) рассматривают в фантастических рассказах возможности, скрытые в различных видах спорта, а также показывают, какие уродливые формы может принять спорт в мире чистогана. Ситуации, в которых оказываются персонажи рассказов, подчас трагичны, временами смешны. Среди авторов сборника — Айзек Азимов. Артур Кларк, Станислав Лем, Джанни...
Карточный домик. США глазами фантастов
Год выхода: 1969
В сборнике сатирических рассказов «Карточный домик» (США глазами фантастов) рисуется Америка будущего с ее нерешенными проблемами, но в этой гипотетической картине мы узнаем противоречивые стороны сегодняшней американской действительности.
Искатель. 1968. Выпуск №3
Год выхода: 1968
На 1-й стр.  обложки— рисунок Г. ФИЛИППОВСКОГО к по­вести   В.   Чичкова «Тайна Священного колодца».На 2 -й стр.обложки— рисунок П.ПАВЛИНОВА к очерку Юрия Тарского «Зеленые фуражки». На 3-й стр. обложки— фото В. МИШИНА «Глаза границы».
Тест
В будущем существует закон, согласно которому все старики каждые пять лет проходят тест с разными задачками. Они предельно простые, но ставят целью выявление одного лишь факта — пригоден и полезен ли ещё пожилой человек к жизни?.. fantlab.ru © sanchezzzz
Стальной человек
Тяжело состязаться с роботами. Можно, конечно, укрепить своё тело всякими апгрейдами и механическими приспособлениями, но на это нужны средства. И, если ты выходишь боксировать с роботом, ты просто стальной человек. fantlab.ru © ozor По мотивам этого рассказа в 2011 г. был снят фильм «Живая сталь» («Real Steel»).
Американские рассказы и повести в жанре "ужаса" 20-50 годов
Двадцатые — пятидесятые годы в Америке стали временем расцвета популярных журналов «для чтения», которые помогли сформироваться бурно развивающимся жанрам фэнтези, фантастики и ужасов. В 1923 году вышел первый номер “Weird tales” (“Таинственные истории”), имевший для «страшного» направления американской литературы примерно такое же значение, как появившийся позже «Astounding science fiction» Кемпбелла — для научной фантастики. Любители готики, которую обозначали словом “macabre” (“мрачный,...
Секс с чужаками
«Секс с чужаками» — одна из наиболее ярких, сильных и смелых тематических нф-антологий рубежа 80-х — 90-х годов, с неординарными, провокативными рассказами, запоминающимися своим разнообразием. Чуть больше половины всех вещей были написаны специально для нее (Скотт Бейкер, К.У. Джетер, Лиза Таттл, Льюис Шайнер, Джефф Раймен, Пэт Мерфи и др.), остальные — репринтные (Х. Эллисон, Ф. Фармер, Дж. Типтри-мл., Ли Кеннеди, Конни Уиллис и др.). Также в книгу вошло эссе Ларри Нивена и предисловие Уильяма...
Стальной человек
Тяжело состязаться с роботами. Можно, конечно, укрепить своё тело всякими апгрейдами и механическими приспособлениями, но на это нужны средства. И, если ты выходишь боксировать с роботом, ты просто стальной человек. fantlab.ru © ozor
Дети Ноя
Все мы — дети Ноя, так как пошли от детей Ноя, спасшихся с отцом во время Потопа, и мы расселились по всей Земле, во всех её уголках, даже труднодоступных. В конце распрекрасного дня мистера Кетчума, пойманного за превышение скорости 15 МИЛЬ В ЧАС в Захрии, штат Мэн, привезли в захудалое поселение. Почему он не остался проводить отпуск в Ньюарке: спал бы все утро, ходил на концерты, ел, смотрел телевизор? Ибо ждет его наказание за нарушение Закона. fantlab.ru © ozor
Звонок издалека
Бедная старая мисс Кин прикована к постели, ее старое тело заковало её в тюрьму её старости. Телефонный звонок будит мисс Кин и поднимает с кровати, но на линии нет никого. Гнилые шутники, думает мисс Кин. Вновь и вновь раздаются звонки, от которых веет тишиной могилы. Не пора ли собираться в дорогу?! fantlab.ru © ozor