Книжные циклы, на которые стоит обратить внимание, когда романы Джорджа Мартина уже прочитаны.
Главный фэнтезийный сериал современности подошёл к концу, а Джордж Мартин не торопится выпускать следующие книги «Песни Льда и Пламени». Но что делать, если хочется еще атмосферного и захватывающего эпического фэнтези? Мы собрали саги, на которые в таком случае стоит обратить внимание.
Творчество Джо Аберкромби, пожалуй, наиболее близко по духу к «Игре престолов». Север, наполненный дикарями-северянами, бурлящий котёл интриг в столице Союза, агрессивное государство на Юге. Минимум магии, максимум жестокой реалистичности, качественной проработки персонажей и придворных интриг. И всё это приправлено отборным чёрным юмором и динамичными боевыми сценами.
Цикл начинается с трилогии «Первый закон», в которой маг по имени Байяз собирает отряд для рискованного похода на край мира. Инквизитор Глокта, изувеченный калека со стальным характером, оказывается втянут в придворные интриги. На Севере, населённом воинственным народом, набирает силу могучий правитель, сплотивший вокруг себя племена, и теперь угрожает Союзу. А где-то далеко на Юге маг Кхалюль объявил себя посланником бога, и его подданные тоже готовятся напасть на Союз.
Вслед за «Первым законом» Аберкромби выпустил три самостоятельных романа («Лучше подавать холодным», «Герои», «Красная страна»), в которых наряду с новыми встречаются и уже знакомые читателям персонажи. А осенью 2019-го автор выпускает «Немного ненависти» — начало новой трилогии, в которой Земной круг уже переходит в индустриальную эпоху.
Тэд Уильямс по праву считается мэтром эпического фэнтези — его цикл «Орден манускрипта», выходивший в конце 80-х, стал важной вехой в истории жанра и вдохновил Джорджа Мартина на написание «Игры престолов». Тот даже оставил в своём цикле множество отсылок к серии Уильямса. Не менее восторженно о книгах Уильямса отзывались Патрик Ротфусс, Брендон Сандерсон и другие именитые писатели.
Светлый Ард — континент, на котором изначально проживали ситхи (народ изящных долгожителей, напоминающих классических эльфов), а затем туда явились люди, и со временем потеснили местных обитателей. Уильямс был одним из первых, кто не боялся писать серьёзное фэнтези, не деля героев на благородных героев и мерзких злодеев. Сейчас у него выходит новая трилогия, в которой он возвращается в Светлый Ард после тридцатилетнего перерыва с новой историей, действие которой разворачивается спустя три десятилетия после «Ордена манускрипта».
Многие полюбили «Игру престолов» за мрачность и эпический размах. Этим может похвастаться и «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона, в которой рассказывается о жестокой захватнической войне, которую ведет могучая Империя сразу на нескольких континентах. В саге огромное количество действующих персонажей, в рядах которых, впрочем, часты потери — автор расправляется с ними типично «по-мартиновски».
Но что больше всего отличает Малазан от Вестероса, так это обилие магии. В людские дела то и дело вмешиваются боги, да и сами люди нередко прибегают к волшебству. Первый роман цикла начинается с того, что малазанская армия покоряет один вольный город за другим, но очередная цель оказывается крепким орешком.
Сложно отыскать фэнтези темнее, чем у Ричарда Скотта Бэккера. По части безысходности и жестокости он заткнул за пояс Мартина и Аберкромби — концентрация насилия в его книгах поражает. А ещё цикл выделяется грандиозным размахом, неспешным темпом повествования и неоднозначными персонажами.
В центре сюжета — конфликт между нелюдями, жаждущими устроить Апокалипсис, и людьми, которые организуют против них поход. И те и другие, преследуя свои цели, не проявляют разборчивости в средствах. Со временем очень интересно раскрывается мир Бэккера, который оказывается весьма самобытным и оригинальным для фэнтези.
Авторству Роджера Желязны принадлежит один из самых оригинальных вымышленных миров в истории фэнтези. Его мультивселенная содержит огромное множество параллельных реальностей, в каждой из которых действуют собственные законы. С книгами Мартина цикл роднят прекрасно выписанные придворные интриги и то, что «Хроники Амбера» также планируют экранизировать в виде сериала.
В некотором смысле «Хроники Амбера» предвосхитили идею «Матрицы» о том, что наш мир — всего лишь отражение другой реальности. Десятикнижие Желязны богато на детали, символизм, аллюзии и интересных персонажей.
Новая звезда польского фэнтези, Роберт Вегнер, прославился циклом об империи под названием Меекхан. Сперва автор познакомил читателей с миром с помощью двух сборников рассказов, после чего взялся уже за романы. Со временем сюжетные линии и герои начинают пересекаться друг с другом, а накал истории только нарастает.
Захватывающие дух военные кампании и баталии, интересное использование магии, вмешательство богов, обилие главных героев и политические интриги — всем этим насыщены романы Вегнера.
Сага о Геральте Анджея Сапковского — настоящая жемчужина фэнтези. Автор начал писать историю об охотнике на монстров с рассказов, некоторые из которых отсылали нас к восточноевропейским легендам или оригинально обыгрывали жанровые штампы. Затем события начали приобретать эпический масштаб, и цикл стал превращаться в мрачное и военное фэнтези с политикой, магией и множеством действующих лиц.
Сегодня «Ведьмак» имеет все шансы заменить «Игру престолов» в качестве главного фэнтезийного сериала современности — литературная основа очень хороша и премьера шоу от Netflix уже не за горами.
В серии Джорджа Мартина можно обратить внимание, что история в некотором роде идет кругом: некоторые события, вроде прихода долгой Зимы и наступления Ходоков, закольцованы — некогда происходили и теперь повторяются вновь. В «Колесе времени» Джордана на этом делается еще больший акцент. Миру угрожает тёмная сила, которую некогда удалось остановить.
Эпический размах событий, оригинальный подход к системе магии и множество персонажей стали отличительной чертой Роберта Джордана. Цикл «Колесо времени» насчитывает 14 книг, правда последние из них дописывал Брендон Сандерсон, так как Джордан умер, не успев закончить серию.
Зачастую фэнтезийные миры строятся на основе исторических эпох нашего мира и имеют с ним много общих черт. Брендон Сандерсон пошёл другим путем и создал «с нуля» полностью оригинальный мир — и притом один из самых больших и детально продуманных.
Как и в «Колесе времени», в «Архиве Буресвета» миру тоже грозит наступление большой беды. Но до поры герои об этом даже не подозревают. Молодой воин Каладин попадает в рабство, но заводит маленькую волшебную спутницу и находит в себе силы бороться. Девушка Шаллан хочет стать ученицей одной из самых влиятельных женщин города лишь для того, чтобы украсть у неё магический артефакт и прокормить свою семью. А тем времен кронпринц Далинар соперничает с другими могущественными дворянами и ведёт бои на Разрушенных Равнинах с расой краснокожих созданий паршенди.
Не только «Игра престолов»: эпическое фэнтези, которое стоит прочитать
Джо Аберкромби: «Земной круг»
Тэд Уильямс: «Светлый Ард»
Стивен Эриксон: «Малазанская книга павших»
Р. Скотт Бэккер: «Второй апокалипсис»
Роджер Желязны: «Хроники Амбера»
Роберт Вегнер: «Сказания Меекханского пограничья»
Анджей Сапковский: «Ведьмак»
Роберт Джордан: «Колесо времени»
Брендон Сандерсон: «Архив Буресвета»