5d63768294723.jpgВ этих книгах реальные известные личности оживают, чтобы любить и страдать, как обычные люди. С поправкой на то, что истории разворачиваются на фоне драматических событий — войны, революции, радикальных реформ или дворцового переворота.

Если после прочтения вам захочется докопаться, так ли всё было на самом деле, значит, автор достиг своей цели. Вы влюбились в эпоху! Настолько, что готовы тратить время на скучные научные труды и сухие первоисточники.

Исторические любовные романы с героями Древнего мира


1. «Нефертити», Мишель Моран

5d637682a54b1.jpg
О судьбе легендарной царицы Египта повествует её сводная сестра — Мутноджмет. В отличие от Нефертити, она не стремится к славе и власти. Девушка наблюдает за восхождением легендарной родственницы на трон и порой вынуждена участвовать в интригах.

Много внимания уделяется отношениями Нефертити с мужем, фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном). Основатель первой в истории человечества монотеистической религии ведёт себя как избалованное и упрямое дитя. По версии американки Мишель Моран, Нефертити всё-таки удалось приручить мужа‑истеричку.

2. «Антоний и Клеопатра», Колин Маккалоу

5d637682b21d4.jpg
Австралийскую писательницу Колин Маккалоу знают в основном по бестселлеру «Поющие в терновнике». Хотя после него она успела издать пару десятков книг. «Антоний и Клеопатра» — это седьмой и заключительный роман монументального цикла «Владыки Рима».

У Маккалоу любовная история последней египетской царицы и древнеримского полководца Марка Антония дополнена пояснениями, датами и деталями. Что, безусловно, добавляет заезженному сюжету вес и правдоподобность. После прочтения велик риск, что вам захочется осилить весь цикл начиная с первой книги.

3. «Селена, дочь Клеопатры», Франсуаза Шандернагор

5d637682bdaf3.jpg
Это первый роман трилогии «Забытая царица» о судьбе дочери Антония и Клеопатры, которую выдали замуж за царя Мавритании.

Для жизнеописания Cелены именитая французская романистка Франсуаза Шандернагор нашла неожиданный ход. Рассказ ведётся от лица нашей современницы‑медиума. Во сне она перевоплощается в последнюю представительницу рода Птолемеев и смотрит на мир её глазами. А просыпаясь, дополняет свои видения историческими подробностями.

Исторические любовные романы с героями XI–XII веков


1. «Корона для миледи», Патриция Брейсвелл

5d637682c922c.jpg
И снова жизнь и страсти одной женщины не поместились в рамки целого романа. «Корона для миледи» — это только первая книга трилогии «Эмма Нормандская».

По политическим мотивам граф Нормандии Ричард I отдаёт свою 15‑летнюю дочь замуж за деспотичного короля Англии Этельреда II Неразумного. Девушку окружают соперницы и недоброжелатели. Но светом в окне становится любовь — к взрослому сыну собственного мужа. Понятно, что запретный роман не мог протекать легко и беззаботно.

В дальнейшем Эмма станет влиятельной политической фигурой XI века и единственной женщиной, которой удалось дважды сесть на британский трон. Но об этом — в следующих книгах.

2. «Летняя королева», Элизабет Чедвик

5d637682d4945.jpg
Алиеноре Аквитанской исполнилось всего 13 лет, когда она обвенчалась с королём Франции Людовиком VII. Брак её был безрадостным, пока монарх не взял юную жену в Крестовый поход. И там девушка быстро влюбилась в другого.

Элизабет Чедвик — признанный исследователь и реконструктор английского Средневековья. По её произведениям снят фильм «Первый рыцарь» с Шоном Коннери и Ричардом Гиром в главных ролях. Поэтому даже придирчивому читателю наверняка захочется узнать продолжение истории Алиеноры из двух следующих книг — «Зимняя корона» и «Осенний трон».

Исторические любовные романы с героями XV–XVI веков


1. «Тайный брак», Джин Плейди

5d637682dfc10.jpg
Роман даёт развёрнутый ответ на вопрос, как появилась королевская династия Тюдоров. История семейства начинается с запретной любви вдовствующей королевы Екатерины Валуа к простому оруженосцу Оуэну Тюдору.

Настоящее имя автора — Элеанор Элис Хибберт. Эта английская писательница известна своей феноменальной трудоспособностью. Ежегодно из‑под её пера выходило несколько книг в разных жанрах под отдельными псевдонимами. Она была Викторией Холт для готических романов, Филиппой Карр для семейных саг и Джин Плейди для любовных историй из жизни монархов.

2. «Ещё одна из рода Болейн», Филиппа Грегори

5d637682eb074.jpg
Филиппу Грегори называют королевой британского исторического романа. Её самое известное произведение «Ещё одна из рода Болейн» открывает серию «Тюдоры и Плантагенеты», в которую входит 15 книг.

Две сестры — Мария и Анна Болейн  — соперничают за сердце короля Генриха VIII. В этой борьбе предсказуемо побеждает более напористая и беспринципная Анна. И вот уже одержимый страстью монарх готов развестись с женой, что грозит отлучением от католической церкви.

3. «Внесите тела», Хилари Мантел

5d637683029bc.jpg
Дама‑командор ордена Британской империи Хилари Мантел тоже не смогла пройти мимо сюжета с Анной Болейн и Генрихом VIII. И правильно. Роман «Внесите тела» принёс ей несколько престижных литературных наград, включая Букеровскую премию.

Автор не распыляется на историю отношений от начала до конца. Её внимание сосредоточено на двух последних годах жизни Анны. Ради женитьбы на фаворитке король пошёл на разрыв с Римом, а она так и не подарила ему наследника. Разочарование Генриха VIII умело подпитывает его первый советник Томас Кромвель. Коварный политик намерен любыми путями избавиться от Анны.

Несмотря на некоторую сухость изложения, книга затягивает и с головой погружает в эпоху Тюдоров. Стоит прочитать и первую книгу Мантел о Томасе Кромвеле «Волчий зал», за которую она тоже получила Букера.

4. «Брачная игра», Элисон Уэйр

5d6376830e410.jpg
Английская писательница Элисон Уэйр не одно десятилетие изучала личную жизнь британских монархов. Её пятая по счёту художественная книга посвящена одному из самых скандальных романов в истории английского двора — между королевой‑девственницей Елизаветой I и лордом Робертом Дадли.

Дочь Генриха VIII и Анны Болейн единолично правила Англией без малого 45 лет. Она не вышла замуж и не оставила наследников, оборвав династию Тюдоров. Уэйр показывает Елизавету эгоистичной и неуравновешенной особой. Она ловко избегает брачных уз, морочит голову женихам и мучает бедного Роберта.

Портрет героини контрастирует с каноническим образом Елизаветы I, которую англичане превозносят за мудрость и жертвенность. Неудивительно, что книга возмутила многих британцев. А вот читатели за пределами Англии хвалят роман за психологическую глубину и свежий взгляд.

5. «Королева Марго», Александр Дюма

5d6376831b4f4.jpg
Объёмный роман одного из самых читаемых французских авторов охватывает всего два года из бытия Маргариты де Валуа. Но событий в нём хватило бы на несколько жизней.

Книга начинается свадьбой католички Марго с гугенотом Генрихом Бурбоном, королём Наваррским. Союз, который должен был примирить две враждующие религии, обернулся массовым убийством протестантов в Варфоломеевскую ночь. Один из преследуемых гугенотов граф де Ла Моль просит у Марго защиты и влюбляется в неё.

В романе мало придуманных персонажей. Даже де Ла Моль существовал в реальности, и ему действительно приписывают роман с королевой. Правда, был он не гугенотом, а фанатичным католиком и к тому же известным авантюристом.

6. «Роксолана», Павло Загребельный

5d63768326d90.jpg
Роман Павла Загребельного неспешно повествует о том, как простая наложница добивается положения единственной жены могущественного султана Османской империи — Сулеймана Великолепного.

Не пытайтесь найти в классике аналогий с популярным сериалом «Великолепный век». В книге нет клубнички, зато много философских отступлений.

Исторические любовные романы с героями XVIII–XIX веков


1. «Консуэло», Жорж Санд

5d63768332fd2.jpg
Прототипом главной героини — цыганки Консуэло — стала знаменитая оперная певица Полина Виардо. Жорж Санд связывала с Полиной долгая дружба. Именно писательница познакомила смуглянку с её будущим мужем, директором театра Полем Виардо. Он был старше роковой красавицы на 21 год и сыграл ключевую роль в её карьере.

Действие своего самого известного романа Жорж Санд переносит в Италию XVIII века. Юная Консуэло переживает предательство возлюбленного, рвёт общепринятые шаблоны, мучительно выбирает между искусством и чувствами. Но главное, она служит настоящим утешением для ближних. Ведь с испанского её имя так и переводится — «утешение».

О более зрелом этапе жизни Консуэло можно узнать из следующего романа «Графиня Рудольштадт».

2. «Страсти и скорби Жозефины Богарне», Сандра Галланд

5d6376833edfc.jpg
Большинству людей известно, что Жозефина Богарне была императрицей Франции и женой Наполеона. Но мало кто в курсе, сколько испытаний ей пришлось пережить.

Автор из Канады Сандра Галланд написала роман в форме дневников самой Жозефины. Читатель как бы от первого лица узнаёт о превратностях её судьбы, отношениях с Наполеоном и окружении легендарной пары. «Вы будете шокированы тем, как много вы не знали о Бонапартах и Французской революции», — утверждают рецензенты книги.

3. «Виктория и Альберт», Эвелин Энтони

5d6376834a198.jpg
Роман британской писательницы о браке королевы Виктории и её мужа Альберта был издан ещё в 1958 году. С тех пор никому не удалось рассказать эту историю лучше Эвелин Энтони.

Книга основана на переписке и дневниках самой Виктории. Она взошла на трон в 18 и правила Великобританией почти 64 года. По версии автора, единственной слабостью этой волевой женщины был её кузен и муж, саксонский принц Альберт. Виктория влюбилась в него с первого взгляда. Молодому человеку ничего не оставалось, как жениться.

В романе показано, как развивались отношения супругов на протяжении 20 лет — до самой смерти Альберта в 42 года. Любопытная деталь: хотя Виктория и родила девятерых детей, у неё так и не включился материнский инстинкт.

4. «Князь. Записки стукача», Эдвард Радзинский

5d637683553b8.jpg
В книге сосуществуют два рассказчика. Один — император Александр Второй — подробно повествует в своём дневнике о страсти к княгине Екатерине Долгоруковой и о совершённых на него покушениях. Второй — двойной агент князь В‑кий — посвящает читателя в заговоры вокруг царя.

Роман изобилует историческими персонажами, включая царских фавориток, террористов‑народовольцев и даже Карла Маркса и Фёдора Достоевского. Читается увесистый том взахлёб — это признают даже те, кто не согласен с видением Эдварда Радзинского.