Информация
Родился: 27 февраля 1913 г., Нью-Йорк, США
Умер: 16 мая 1984 г., Давос, Швейцария

Ирвин Шоу — американский писатель-романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу не только неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Настоящее имя писателя — Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.
В юности он испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».
В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.
Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена»».
В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.
С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.
В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).
Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того, как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.
Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».
В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот чёрный список только «слегка контузил» его карьеру.
Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.
В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».
Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).
Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.
Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.
К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).
«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.
После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.
В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.
В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.
В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.
Скончался писатель 16 мая 1984 года в Давосе (Швейцария).
Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».

Библиография

1936 — «Предайте мёртвых земле» (пьеса)
1937 — «Осада» (пьеса)
1937 — «Бруклинская идиллия» (пьеса)
1939 — «Моряк из Бремена» (сборник рассказов)
Рассказы
* Я — за Дэмпси!
* Девушки в летних платьях
* Возвращение в Канзас-Сити
* Помощник шерифа
* Вторичная закладная
* Вперед, только вперед, если ты вышел на поле!
* Прогулка по Чарлз-ривер
* Санта-Клаус
* Памятник
* Греческий генерал
* Мой бутончик!
* Клубничное мороженое с газировкой
* Хозяин
* Маленький Генри Ирвинг
* Прекрати наседать, Рокки!
* Живущие в других городах
* Я стану оплакивать их в грядущем
* Район кладбищ
1941 — «Добро пожаловать в наш город» (сборник рассказов)
1944 — «Убийцы» (пьеса)
1946 — «Акт доверия» (сборник рассказов)
Рассказы
* Проповедовать на пыльных дорогах
* Глубокое доверие
* Судьба пулеметчика
* Когда ноет душевная рана
* Гамлеты всего мира
* Отступление
* Роль в пьесе
* Священник
* Ночь в Алжире
* Медаль из Иерусалима
* Ветераны вспоминают
* Акт веры
1948 — Молодые львы
1950 — «Доверяй, но проверяй» (сборник рассказов)
1951 — Растревоженный эфир (роман)
1956 — Люси Краун (роман)
1957 — Ошибка мертвого жокея (сборник рассказов)
1960 — Две недели в другом городе (роман)
1965 — Голоса летнего дня (роман)
1965 — Любовь на темной улице (сборник рассказов)
Love on a dark street
Рассказы
* Человек, который женился на француженке
* Обитатели Венеры
* Городские звуки
* Год на изучение языка
* Любовь на темной улице
* Однажды в Алеппо
* Круг света
* Мечтательная, нежная, веселая
* Настрой свое сердце на каждый голос
* Золотистый лютик у края могилы
1970 — Богач, бедняк (роман)
1973 — Вечер в Византии (роман)
1973 — Бог был здесь, но уже ушёл (сборник рассказов)
Рассказы
* В грядущем о бывалом не замолчат
* Неслышные голоса
* Раствор Маннихона
* Неудачная суббота
* Бог был здесь, но уже ушел
*…Где мудро все и справедливо…
* Это случилось в Рочестере
* Священник
* Морской бог
* Встреча вдов
1975 — Ночной портье (роман)
1977 — Нищий, вор (роман)
1978 — «Пять десятилетий» (сборник рассказов)
1979 — Вершина холма (роман)
1981 — Хлеб по водам (роман)
1982 — Допустимые потери (роман)

Экранизации

Экранизации произведений, театральные постановки
* Большая игра [1936]
* Весь город говорит [1942]
* Коммандос атакуют на рассвете [1942]
* Сделай один ложный шаг [1949]
* Я хочу тебя [1951]
* Закон и Джейк Уэйд [1957]
* Молодые львы [1958]
* Большая игра [1961]
* Две недели в другом городе [1962]
* Богач, бедняк (сериал) [1976, 1982]
* Девушки в летних платьях и другие истории Ирвина Шоу [ТВ] [1981]
* Женщины и мужчины 2: В любви нет правил [ТВ] [1991]

не оторваться
Моя оценка:
Великолепный роман .это не просто судьбы семьи,а истории которые невозможно выкинуть из головы, море эмоций.Впервые прочитал его в читальном зале в журнале "Иностранная литература".Советую всем любителям и поклонников творчества драматического повествования и описывает самые глубокие вопросы о человеческой природе и сути ,исследуют вопросы о морали, этике, вере и справедливости.
Ирвин Шоу (1913–1984) — имя для англоязычной литературы не просто заметное, но значительное. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Перед читателем неспешно разворачиваются события саги о двух поколениях семьи Джордах — саги, в которой находится место бурным страстям и преступлениям, путешествиям и погоне за успехом, бизнесу и политике, любви и предательствам, искренней родственной...