Информация
Родился: 6 марта 1927 г., Аракатака, Магдалена, Колумбия
Умер: 17 апреля 2014 г., Мехико, Мексика
Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».

Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне р. Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.
 Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.
 С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть "Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.
 В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты "Эль Эспектадор" приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть "Полковнику никто не пишет", первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.
 Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, "снайперская точность языка", ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия — 1956 г., место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. "Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман "Недобрый час". Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов "Похороны Большой Мамы" (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, "работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман".

В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может "начать диктовать машинистке первую главу слово за словом". На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман "Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин "магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.
 "Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.
 Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в. Роман "Сто лет одиночества" стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркес
 В 1972 г. появляется сборник рассказов "Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе "Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет "Хроника объявленной смерти" (исп. Cronica de una muerte anunciada), а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.

Умер 17 апреля 2014 года в возрасте 87 лет в своём доме в Мехико. В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур, а президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос оставил сообщение в своем Twitter: "Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою поддержку и соболезнования семье". Последний раз на публике писатель появился в начале марта 2014 года, когда вышел из своего дома для общения с журналистами и поклонниками, отмечавшими его день рождения.

Библиография
Романы

1962 — Недобрый час (Проклятое время) / La mala hora 
 1967 — Сто лет одиночества / Cien años de soledad / Сто років самотності 
 1975 — Осень патриарха (Мануэла Санчес) / El otoño del patriarca / The Autumn of the Patriarch 
 1985 — Любовь во время чумы (Любовь во время холеры) / El amor en los tiempos de cólera / Love in the Time of Cholera / Кохання під час холери 
 1989 — Генерал в своем лабиринте / El general en su laberinto / The General in His Labyrinth 

Повести

1955 — Палая листва / La hojarasca 
 1957 — Полковнику никто не пишет / El coronel no tiene quien le escriba / No One Writes to the Colonel 
 1970 — Десять дней в открытом море без еды и воды ( Рассказ неутонувшего в открытом море ) / Relato de un náufrago 
 1972 — Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке / La increíble y triste historia de la cándida Eréndira y de su abuela desalmada 
 1981 — Хроника объявленной смерти (Хроника предсказанной смерти; История одной смерти, о которой знали заранее ) / Cronica de una muerte anunciada / Chronicle of a Death Foretold / Chronique d'une mort annoncée / Хроніка вбивства, про яке всі знали заздалегідь 
 1994 — О любви и прочих бесах / Diatriba de amor contra un hombre sentado y Del amor y otros demonios / Of Love and Other Demons 
 2004 — Вспоминая моих несчастных шлюшек / Memoria de mis putas tristes 

Рассказы

1947 — Третье смирение / La tercera resignación
 1948 — Ева внутри своей кошки / Eva está dentro de su gato 
 1948 — Другая сторона смерти / La otra costilla de la muerte 
 1948 — Тувалкаин кует звезду / Tubal-Caín forja una estrella 
 1949 — Огорчение для троих сомнамбул / Amargura para tres sonánbulos 
 1949 — Диалог с зеркалом / Diálogo del espejo 
 1950 — Про то, как Натанаэль наносит визиты / De cómo Natanael hace una visita 
 1950 — Женщина, которая приходила ровно в шесть / La mujer que llegaba a las seis 
 1950 — Глаза голубой собаки / Ojos de perro azul 
 1951 — Набо — негритёнок, заставивший ждать ангелов / Nabo, el negro que hizo esperar a los ángeles 
 1952 — Тот, кто ворошит эти розы / Alguien desordena estas rosas 
 1953 — Ночь, когда хозяйничали выпи / La noche de los alcaravanes 
 1954 — Мужчина приходит во время дождя / Un hombre viene bajo la lluvia 
 1955 — Монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо (Исабель смотрит на дождь в Макондо) / Monólogo de Isabel viendo llover en Macondo 
 1955 — День после субботы / Un día despues del sábado 
 1961 — Море исчезающих времен (Море, где исчезали времена) / El mar del tiempo perdido 
 1961 — Вдова Монтьель / La viuda de Montiel 
 1961 — Искусственные розы / Rosas artificiales 
 1961 — Похороны Великой Мамы / Los funerales de la Mamá Grande 
 1962 — У нас в городке воров нет / En este pueblo no hay ladrones 
 1962 — Незабываемый день в жизни Бальтасара / La prodigiosa tarde de Baltazar
 1962 — Сиеста во вторник / La siesta del martes
 1962 — Один из этих дней / Un día de éstos 
 1968 — Добрый фокусник, продавец чудес (Блакаман Добрый, продавец чудес) / Blacamán el bueno vendedor de milagros
 1968 — Самый красивый утопленник в мире / El ahogado más hermoso del mundo 
 1968 — Последнее путешествие корабля-призрака (Последнее плавание корабля-призрака) / El último viaje del buque fantasma 
 1968 — Очень старый человек с огромными крыльями (Очень старый человек с большими крыльями) / Un señor muy viejo con unas alas enormes 
 1970 — За любовью неизбежность смерти (А смерть всегда надежнее любви; За плечом любви всегда стоит смерть) / Muerte constante más allá del amor 
 1976 — Следы твоей крови на снегу (По следу твоей крови на снегу) / El rastro de tu sangre en la nieve 
 1976 — Последнее лето сеньоры Форбес (Счастливое лето сеньоры Форбес) / El verano feliz de la señora Forbes 
 1978 — Свет — всё равно что вода / La luz es como el agua 
 1978 — «Я пришла только позвонить по телефону» / «Solo vine a hablar por teléfono»
 1979 — Счастливого пути, господин президент! / Bon Voyage, Mr President 
 1979 — Мария дус Празериш / María dos Prazeres 
 1980 — Семнадцать отравленных англичан / Diecisiete ingleses envenenados 
 1980 — Августовские страхи / Espantos de agosto
 1980 — «Я нанимаюсь видеть сны» / Me alquilo para soñar 
 1981 — Святая / La Santa 
 1982 — Самолет спящей красавицы / El avión de la bella durmiente 
 1982 — Трамонтана / Tramontana 
 Мы увидимся в августе / En agosto nos vemos *рассказ, по некоторым источникам Маркес писал на его основе роман. 
 Противоречивые мысли по поводу одной некрасивой женщины 
 Грустный рассказик 
 Человек который не смеётся

Документальные произведения

1986 — Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили / La aventura de Miguel Littín, clandestino en Chile 
 1996 — Известие о похищении / Noticia de un secuestro 
 2002 — Жить, чтобы рассказывать о жизни / Vivir Para Contarla 

Эссе

1978 — СССР: 22 400 000 кв. км — и ни одной рекламы кока-колы! / De viaje por los países socialistas 
 1984 — Аргентинец, который влюбил в себя весь мир / El argentino que se hizo querer de todos

Киносценарии

Поэзия:
На русском языке в сборнике Поэзия магов

 Пьесы:

Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине

Публицистика:
Загадка двух Чавесов 
Ностальгия по горькому миндалю 
Кандидат 
Самая лучшая работа на свете 
Этот человек умер своей смертью 
Роман в Америке / La novela en América Latina: Diálogo
Я здесь не для того, чтобы говорить речи сборник статей Г. Г. Маркеса

Премии
Лауреат
 1982 г. — Нобелевская премия по литературе 
 1972 г. — Премия Ромуло Гальегоса (Сто лет одиночества) 
 1972 г. — Нейштадтская литературная премия 
Номинант
 2005 г. — Международная Букеровская премия 
Интересные факты
• Во времена, когда Маркес только начинал свою карьеру писателя, ему часто не хватало денег на собственный угол, поэтому нередко приходилось жить в публичных домах.
 • Пресса неоднократно хоронила писателя. Периодически, в разных масс-медиа появляются сюжеты о смерти Маркеса. Он научился относиться к этому с юмором и иронией и совершенно не теряется, когда его просят прокомментировать свою очередную смерть.
 • В рассказе Маркеса «Последнее путешествие корабля-призрака» есть слово, которое, как правило, никогда не переводится, оно написано на борту корабля. Halalcsillag, с венгерского оно означает «Смертельна звезда», но и тут Маркес исхитрился пошутить, ведь Венгрия не морское государство.
• Известное многим и чрезвычайно популярное в интернете «Прощальное письмо человечеству», авторство которого приписывают Маркесу, на самом деле он не писал. Комментируя ажиотаж возникший вокруг этого «прощального письма», писатель выразил удивление и сожаление от того что чрезвычайное большое количество людей было ввергнуто в заблуждение. Существует версия что рукопись «письма» принес в редакцию одной из крупнейших в Перу газет, посол Аргентины, который на досуге развлекался писанием текстов, видимо, в какой-то момент он захотел признания своего таланта и сыграл на имени Маркеса.
• В 2009 году правительство Мексики признало, что мексиканские власти вели слежку за Габриэлем Маркесом с 1967 года по 1985 год (то есть в период президентства Луиса Эчеверрии и Хосе Лопеса Портильо) из-за его связей с коммунистическими режимами и лидерами.

Экранизации
1979 — Вдова Монтьель / La Viuda de Montiel 
 1984 — Прощай, ковчег / Saraba hakobune
 1987 — Хроника объявленной смерти / Cronaca di una morte annunciata)
 1988 — Очень старый человек с огромными крыльями / Un señor muy viejo con unas alas enormes
 1989 — Лето мисс Форбс / El verano de la señora Forbes
 1989 — Счастливое воскресенье / Un domingo feliz
 1990 — Очень старый человек с огромными крыльями
 1992 — Только смерть приходит обязательно / Mkholod sikvdili modis autsileblad
 1999 — Полковнику никто не пишет / El coronel no tiene quien le escriba
 2006 — Недобрый час / O Veneno da Madrugada
 2007 — Любовь во время холеры / Love in the Time of Cholera
 2009 — Любовь и другие демоны / Del amor y otros demonios
 2011 — Вспоминая моих печальных шлюх / Memoria de mis putas tristes

Татьяна № 45 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Сто лет одиночества» 6 месяцев назад
не оторваться
полезно
мудро
Моя оценка:
Волшебная вещь, меня потрясла в мои 18). Вообще, мастер с большой буквы. Жаль, но это волшебство повторить невозможно...
Габриель Гарсия Маркес не нуждается в рекламе. Книги Нобелевского лауреата вошли в Золотой фонд мировой культуры. Тончайшая грань между реальностью и миром иллюзий, сочнейший колорит латиноамериканской прозы и глубокое погружение в проблемы нашего бытия — вот основные ингредиенты магического реализма Гарсиа Маркеса. «Сто лет одиночества» и «Полковнику никто не пишет» — лучшие произведения одного из самых знаменитых писателей XX века.
В оригинале оказывается все-таки "Любовь во время холеры", курьез перевода.
Язык написания иногда образный и красивый, а иногда напоминает поток сознания. Ощущение "странноватости". Есть триггерящий момент - упоминается связь четырнадцатилетней девушки с ее семидесятилетним опекуном. И в целом ощущение после прочтения какое-то нехорошее, хотя смысл в книге заложен. Она, мне кажется, о любви и старости. Один герой в самом начале, прожив насыщенную жизнь, будучи счастлив в любви, совершает самоубийство, чтобы избежать старческой беспомощности. У другого вся жизнь определена/отравлена несчастной любовью, которая вообще мираж, но ему и старость не помеха.
Первым произведением, вышедшим после присуждения Маркесу Нобелевской премии, стал «самый оптимистичный» роман Гарсия Маркеса «Любовь во время чумы» (1985). Роман, в котором любовь побеждает неприязнь, отчуждение, жизненные невзгоды и даже само время. Это, пожалуй, самый оптимистический роман знаменитого колумбийского прозаика. Это роман о любви. Точнее, это История Одной Любви, фоном для которой послужило великое множество разного рода любовных историй. Извечная тема, экзотический антураж и,...
мимопроходил № 49 в рейтинге
поделилась мнением о книге «О любви и прочих бесах» 8 месяцев назад
Моя оценка:
Если бы меня однажды спросили, хочу ли я сочинять книги? Я бы непременно пожелала писать как Н.В. Гоголь или... как Г.Г. Маркес, потому что во время чтения его книг (и неважно о чем он пишет) моментально подпадаешь под магию его слова. А слово его глубоко и ярко как вечнозеленая природа Южной Америки. Страница - и у твоих ног ковер из сочных трав американских прерий, вторая - и ты оплетен вечнозелеными лианами бесконечно влажных джунглей, пятая - и настоящее неважно, ибо ты погружаешься в сюжет - красивый, смешливый и щемяще-трагичный. Маркес как истинный художник, дарит фотографически четкое изображение своего мира, в котором поначалу ты не замечаешь мелких кислотно-разъедающих пятнышек из человеческих зла и ненависти, но постепенно... под влиянием писательской мысли Маркеса ты начинаешь видеть и чувствовать тьму, растущую перед твоими глазами, разъедающую яркий мир растительной природы и раскрывающую уродливую природу человеческих злодеяний.
О чем бы ни писал Маркес, он пишет, в сущности, о любви. О любви — и «Сто лет одиночества», и «Вспоминая моих несчастных шлюшек», и, разумеется, «О любви и прочих бесах»… Юную маркизу Марию сочли одержимой бесами и заточили в монастырь. Спасать ее душу взялся молодой священник Каэтано. Родные девушки и благочестивые монахини забыли старинную испанскую пословицу: «Коли огонь к пороху подносят, добра не жди». И что дальше? Любовь! Страсть! А бесов любви и страсти, как известно, не изгнать ни...