Об автореподробнее
Родился: 25 января 1882 г., Лондон, Великобритания
Умер: 28 марта 1941 г., Льюис, Великобритания

Вирджиния Вулф — английская писательница, литературный критик.

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим общим ребёнком Лесли и Джулии. Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

Старшая сестра Вирджинии Стелла в течение некоторого времени выполняла роль хозяйки дома, но вскоре умерла. Ванесса — следующая по старшинству — вынуждена была заниматься домом, но, в отличие от своей старшей сестры, она обладала твёрдым характером и крепкими нервами, и могла дать отпор отцу, постепенно превращавшемуся в деспота.

Сэр Лесли Стивен умер от рака 22 февраля 1904. Все его дети, кроме Вирджинии, восприняли этот факт с огромным облегчением. Наконец-то они были свободны! Однако Вирджиния не чувствовала себя вполне свободной даже после смерти отца. До конца своей жизни она вела с ним непрекращающиеся внутренние споры, то обвиняя, то оправдывая его.

Сразу же после смерти отца семейство переехало из дорогого респектабельного Кенсингтона в дешёвый богемный район Блумсбери, который вскоре прославился на весь мир благодаря кружку интеллектуалов, центром которого вскоре стала Вирджиния. Здесь, в спорах с представителями новой, молодой британской культуры она оттачивала своё мастерство, формировала свою эстетическую программу.

В 1905 она начинает свою писательскую карьеру. Первые её публикации — это статьи и рецензии для литературного приложения к «Таймс» и других изданий, посвящённые произведениям классиков и современных авторов.

Однако череда несчастий не оставляет семью Стивенов. В 1906 Ванесса, Вирджиния, Тоби и Адриан отправляются в путешествие по Греции, во время которого Тоби, любимый брат Вирджинии, подающий большие надежды в области математики, заразился тифом и по возвращении в Лондон умер. Ему было всего 26 лет.

Через два дня после этого последовал новый удар: Ванесса приняла предложение Клайва Белла, одного из членов «блумсберийского кружка», и Вирджиния осталась вдвоём с братом Адрианом. В 1907 она пишет «Воспоминания», где повествует о семейной истории и своём отношении к ней. Официально книга писалась для первого ребёнка Беллов, но на самом деле это была попытка психологической самотерапии.

В 1912 Вирджиния вышла замуж за журналиста и писателя Леонарда Вулфа, завсегдатая собраний блумсберийцев. Это был брак, потребовавший обоюдной терпимости. Вирджиния не могла преодолеть фригидности, которая стала следствием домогательств её сводных братьев в детстве, а потому физическая близость супругов, по признанию самой Вулф, принесла обоим разочарование и продлилась не больше месяца. Брак стал интеллектуальным союзом уважающих друг друга людей.

Леонард создал практически идеальные условия для писательской деятельности своей жены. В 1915 выходит её первый роман — «По морю прочь». Можно без преувеличения сказать, что в этом браке Леонард играл роль заботливой жены.

Однако и в этом счастливом браке мысли о родителях не оставляли Вирджинию. В 1927 она опубликовала роман «На маяк», в котором попыталась воссоздать характеры Джулии и Лесли Стивена в образах миссис и мистера Рэмзи. И хотя опыт был успешным, произведение не избавило писательницу от навязчивых мыслей об отце. До самой её смерти сэр Лесли не покидал её сознания.

Можно без преувеличения сказать, что гнев, вызванный семейной тиранией отца, а также неравными условиями материального обеспечения и образования, установленными в семье по отношению к мальчикам и девочкам, лег в основу феминистских произведений Вулф.

Патриархальный уклад в собственной семье породил отторжение патриархального уклада в обществе, что и выразилось в двух эссе Вирджинии, которые стали классикой феминистской критики: «Своя комната» (1929) и «Три гинеи» (1938). В последнем эссе, в частности, она возлагает на общество, устроенное по законам патриархата, всю ответственность за ставшую реальной угрозу Второй мировой войны.

Как и Э. М. Форстер в своих «Записках об английском характере», Вирджиния видит пороки общества в жёсткой системе образования, основанной на беспощадной конкуренции. Именно эта система воспитывает мужчин жестокими, беспощадными и лишёнными воображения. В этой же системе образования она видела и корни всех ужасных качеств характера своего отца.

В первые месяцы войны образ отца вновь занимает её мысли. В апреле 1940 она пишет в дневнике:

Как ребёнок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина — понимаю, то есть я хочу сказать — отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?



Но даже написание мемуаров не помогло Вирджинии избавиться от демонов прошлого. Нервные срывы становились всё чаще и протяжённее.

К тому же континентальная Европа была охвачена войной, и угроза вторжения фашистских войск на территорию Британии была вполне реальной. В Лондоне во время бомбёжки был разрушен дом Вулфов, уничтожена библиотека, полная редких книг — для Вирджинии это было знаком не личной потери, но крушения культуры и цивилизации в целом. Леонард был евреем, в случае вторжения немецких войск его судьба была бы печальной. Вирджиния и Леонард договорились, что как только будет объявлено о вторжении, они вместе покончат жизнь самоубийством.

На протяжении 1940-1941 психическое состояние Вулф ухудшалось. Она мучалась головными болями, слышала голоса, впадала в невероятную раздражительность. Леонард несколько раз приглашал известного в то время доктора-психиатра Октавию Уилберфорс, которая отмечала ухудшения в состоянии Вирджинии, но помочь ничем не могла.

По мнению современных психиатров и психологов, которые тщательно изучили историю болезни Вулф по сохранившимся документам и воспоминаниям современников, писательница страдала серьёзной формой маниакально-депрессивного психоза, при котором стадии мании (т. е. душевного подъёма, прилива физических и творческих сил) чередуются со стадиями депрессии (полной апатии, физической и эмоциональной угнетённости, зачастую сопровождающейся суицидальным синдромом).

Возможно, причиной болезни была опухоль головного мозга, однако уровень медицины и особенно диагностики в то время не был так высок, как сегодня, поэтому лечение Вулф сводилось, в основном, к усиленному питанию и полному покою — т. е. как раз к тому, что она ненавидела больше всего.

28 марта 1941, оставив прощальное письмо Леонарду, Вирджиния утопилась в реке Оуз неподалеку от их загородного дома в Сассексе.

В предсмертной записке мужу Вирджиния написала: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал — за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы».

Немало знакомых семейной пары Вулф считали, что эта смерть стала избавлением для Леонарда. Так считала и сама Вирджиния, о чём она и написала в предсмертной записке.

Интересно, что вплоть до 1960-х в аннотациях на обложках книг Вирджинии Вулф писательница рекомендовалась как «дочь сэра Лесли Стивена и жена Леонарда Вулфа», т. е. считалось, что эти мужчины внесли в культуру Великобритании более весомый вклад, нежели сама Вирджиния. Однако вскоре ситуация изменилась, и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно творчество Вулф во многом определило векторы развития мировой прозы в ХХ веке и стало поворотным пунктом в формировании такого феномена как женская проза.

Дом с привидениями (сборник)
Дневники: 1920–1924
Дневники: 1925–1930
Дневники, 1915–1919
Три гинеи
Дневник писательницы


По морю прочь
Миссис Дэллоуэй
На маяк
Миссис Дэллоуэй. На маяк (сборник)
Ночь и день
Своя комната
Комната Дэжейкоба
Годы