Энтони Бёрджесс (полное имя — Джон Энтони Бёрджесс Уилсон) — английский писатель, литературовед, композитор, переводчик и журналист.
Родился 25 февраля 1917 в Манчестере, в католической семье музыкантов. Отец Бёрджесса был кассиром и играл на фортепиано. Мать Бёрджесса умерла от пандемии гриппа, когда ему было 2 года. Его воспитанием занимались тётка, а потом приёмная мать.
Образование Бёрджесс получил в колледже Ксавериан и в университете Манчестера, который закончил в 1940. Там же стал читать курс лекций по истории английского языка и литературы. В ходе Второй мировой войны Бёрджесс служил в сухопутных войсках.
В 1942 он женился на Луелле Ишервуд Джонс, которая в 1968 умерла от цирроза печени. С 1946 по 1950 Бёрджесс занимался преподаванием в университете Бирмингема, работал в Министерстве образования и в школе Бэнбари. Дебютный роман Бёрджесса был написан в 1949, но издан лишь в 1965. До 1959 Бёрджесс изучал теорию музыки и уделял мало времени писательству. В 1954 он был инспектором по делам образования в Малайской Федерации, а в 1958 — в Брунее.
В 1959 у тогда ещё учителя Энтони Бёрджесса после того, как он упал в обморок на уроке, была обнаружена опухоль мозга и, по мнению врача, ему осталось жить не больше года. Это событие послужило для Бёрджесса толчком к началу писательской деятельности. С тех пор он опубликовал более 50 книг, в том числе наиболее известные «тетралогию Эндерби» и «Заводной апельсин». Бёрджесс писал не только под своим именем, но и под различными псевдонимами, которые ему предлагала жена. Однажды Бёрджесс написал рецензию для газеты Yorkshire Post на свой же роман «Мистер Эндерби изнутри» по пожеланию главного редактора газеты — роман был написан под псевдонимом Джозеф Келл, о принадлежности которого Бёрджессу главный редактор не знал.
На творчество писателя значительно повлияли произведения Джеймса Джойса и также в какой-то мере его католическое вероисповедание.
Его самое известное произведение «Заводной апельсин», которое обрело популярность главным образом после экранизации Стэнли Кубрика, затрагивает такие темы как свободная воля и мораль.
Бёрджесс владел такими языками как: английский, русский, немецкий, испанский, итальянский, валлийский, японский. Эти знания пригодились ему в составлении искусственного языка «надсат», которым пользовались герои его книги.
Бёрджессу впоследствии не нравилось, когда его рассматривали как автора только одного «Заводного апельсина». Это понятно, если учесть, что спектр его творчества был невероятно широк.
В начале 60-х Бёрджесс посетил Советский Союз, много времени проводя в Ленинграде и общаясь со стилягами.
В 1968 Бёрджесс женился на итальянской княжне. Участвовал в различных ток-шоу, писал статьи в британские газеты. В 1970-1971 Бёрджесс преподавал в Принстонском университете, стал почётным профессором Сити Колледжа в Нью-Йорке (1972). В 1972 был заведующим литературной частью театра Гатри в Миннеаполисе. В 1976 преподавал в нью-йоркском университете в городе Буффало.
На протяжении всей жизни Бёрджесс также сочинял музыку — в общей сложности ему принадлежит около 175 композиций, среди которых как достаточно простые мелодии, так и сложные произведения, сочетающие следование традициям английской композиторской школы (Элгар, Холст, Уолтон, Воан Уильямс) с влиянием Дебюсси и Стравинского. Третья симфония Бёрджесса была написана по заказу Симфонического оркестра Университета Айовы и впервые исполнена этим оркестром под управлением Джеймса Диксона (22 октября 1975), а оперетта «Блумы из Дублина» по мотивам знаменитого романа Джойса «Улисс» была исполнена на радио BBC в 1982 по случаю столетия со дня рождения Джойса. Некоторые сочинения Бёрджесса основаны на его впечатлениях от малайской музыки; ему принадлежат также опера «Троцкий в Нью-Йорке» (1980), фантазия для фортепиано с оркестром «Рим во время дождя» и т. д. Бёрджесс также осуществил новый перевод на английский язык оперы Бизе «Кармен» и написал новое либретто для оперы Вебера «Оберон» — оба либретто были использованы в различных британских постановках.
Бёрджесс умер 22 ноября 1993 в Лондоне от рака лёгких.
Романы
1949 — A Vision of Battlements
1956 — Время Тигра / Time for a Tiger
1958 — Враг под покрывалом / The Enemy in the Blanket
1959 — Восточные постели / Beds in the East
1960 — The Right to an Answer
1960 — Доктор болен / The Doctor Is Sick
1961 — The Worm and the Ring
1961 — Однорукий аплодисмент / One Hand Clapping
1961 — Devil of a State
1962 — Заводной апельсин / A Clockwork Orange
1962 — Сумасшедшее семя ( Вожделеющее семя ) / The Wanting Seed
1963 — Мёд для медведей ( Клюква для медведей ) / Honey for the Bears
1963 — Мистер Эндерби изнутри / Inside Mr. Enderby
1964 — Влюблённый Шекспир / Nothing Like the Sun: A Story of Shakespeare’s Love Life
1966 — Трепет намерения / Tremor of Intent
1968 — Эндерби снаружи / Enderby Outside
1971 — М. Ф. / MF
1974 — Napoleon Symphony
1974 — The Clockwork Testament; or, Enderby’s End
1976 — Beard’s Roman Women
1977 — Abba Abba
1978 — 1985 / 1985
1979 — Человек из Назарета / Man of Nazareth
1980 — Earthly Powers
1982 — The End of the World News: An Entertainment
1984 — Enderby’s Dark Lady; or, No End of Enderby
1985 — The Kingdom of the Wicked
1986 — The Pianoplayers
1988 — Железо, ржавое железо / Any Old Iron
1991 — Mozart and the Wolf Gang
1993 — Мертвец в Дептфорде / A Dead Man in Deptford
1995 — Byrne: A Novel
Повести
1976 — Долгий путь к чаепитию / A Long Trip to Teatime
1979 — The Land Where the Ice Cream Grows
Поэзия
1976 — Moses: A Narrative
2002 — Revolutionary Sonnets and Other Poems
Документальная проза
1970 — Уильям Шекспир. Гений и его эпоха / Shakespeare
1978 — Ernest Hemingway and His World
1985 — Flame into Being: The Life and Work of D. H. Lawrence
Автобиографии
1986 — Little Wilson and Big God, Being the First Part of the Confessions of Anthony Burgess
1990 — You’ve Had Your Time, Being the Second Part of the Confessions of Anthony Burgess
1965 — Винил / Vinyl (реж. Энди Уорхол)
1971 — Заводной апельсин / A Clockwork Orange (реж. Стэнли Кубрик)