Об автореподробнее
Родился: 20 февраля 1944, Баку, СССР
Павел (Песах) Рафаэлович (Рафаилович) Амнуэль — советский и израильский астрофизик, писатель-фантаст, популяризатор науки.
В 1967 году окончил физический факультет Азербайджанского государственного университета и в течение 23 лет работал в лаборатории физики звёздных атмосфер — сначала в Шемахинской астрофизической обсерватории, а с 1979 года — в Институте физики в Баку.
Кандидат физико-математических наук («Некоторые возможности наблюдения нейтронных звезд», 1972), опубликовал более 70 научных работ и пять книг по специальности. Первая научно-фантастическая публикация — рассказ «Икария Альфа» в журнале «Техника — молодёжи» (1959, стр. 30—32). В 1990 году эмигрировал в Израиль. Живёт в Бейт-Шеане.
Несмотря на то, что первая научно-фантастическая книга — сборник «Сегодня, завтра и всегда» — увидела свет только в 1984 году, её автор уже без малого четверть века считался одним из ведущих мастеров «твёрдой» (естественнонаучной) фантастики, последователем и соратником Генриха Альтова. Как правило, герои произведений Амнуэля — люди творческие, смело штурмующие неразрешимые научные проблемы. Таков Ноэль Бельчер из рассказа «Третья сторона медали» (1968 — в соавторстве с Романом Леонидовым), художник, обнаруживший на Марсе послания далёкой цивилизации; таков Игорь Астахов, герой рассказа «Странник» (1975) и повести «Крутизна» (1975), учитель и учёный, создавший науку об ошибках — эрратологию, ставший всемогущим и ушедший «пешком» к звёздам; таковы «вариаторы» из рассказа «Иду по трассе» (1973) — люди с изменённым генетическим механизмом, способные жить в неземных условиях, — и их создатели. Основной сюжет рассказа «Преодоление» (1981) — установление контакта с обитателями далёкой нейтронной звезды — соединён с рассуждениями о проблемах гениальности, экологии космоса, об исследовании научных проблем с помощью приёмов фантазирования. В рассказе «Звено в цепи» (1981) находят и учатся общаться друг с другом совершенно разные существа: межгалактическое газовое облако, мыслящее поле тяжести и земной человек; в этой цепочке разумов отсутствует звено: четвёртая, отличная от всех, цивилизация самоуничтожилась. Проблема ответственности каждого за всех наиболее ярко и отчетливо высвечена в одном из лучших рассказов Амнуэля и всей советской научной фантастики[1] 1980-х годов — «Через двадцать миллиардов лет после конца света» (1984), где проведено прямое соответствие между существованием жизни на Земле и Вселенной в целом; в рассказе органично соединены два сюжетных плана: политическое противостояние сверхдержав в настоящем, чреватое ядерной войной, и воспоминания некогда «разумной Вселенной», обитатели которой успели истребить и её, и себя, дав начало разбеганию галактик. Теме контакта, необходимости жертвовать чем-то для достижения понимания, посвящена и повесть «Сегодня, завтра и всегда» (1984), также объединяющая совершенно различные формы разума.
Советский период в творчестве Амнуэля завершился публикацией повестей «Взрыв» (1986), «Бомба замедленного действия» (1990) и «Высшая мера» (1990). Герой повести «Взрыв», гениальный американский ученый-биолог, открывает средство против рака и вместе с этим приобретает качества сверхчеловека; столкновение героя (ставшего также своего рода мессией, несущим человечеству новые идеи) с политиками и военными, встревоженными появлением идеалиста-сверхчеловека, составляет острый сюжет повести. Идея повести «Бомба замедленного действия»: человечество является для Вселенной своеобразной «бомбой замедленного действия», которая однажды «сработает» и спасёт мироздание от гибели.
В течение израильского периода Амнуэль опубликовал в периодической печати несколько сотен научно-фантастических рассказов, составивших циклы «Что будет, то и будет» (2002) и «Странные приключения Ионы Шекета» (2005; аллюзия на Ийона Тихого), а также НФ романы «Люди Кода» (1997, 2006, 2008), «Тривселенная» (2000, 2004), «Дорога на Элинор» (2008). Научно-фантастическая проблематика этих романов и большинства рассказов — место и роль человека в системе мироздания, ответственность человека перед собой и миром, в котором он живёт, влияние человека и человечества на процессы, происходящие во Вселенной.
В детективно-фантастических повестях «Шесть картин» (2004), «Удар гильотины» (2004), «Полёт сокола» (2003), «Что там, за дверью?» (2005), «Маленький клоун с оранжевым носом» (2006) и др., Амнуэль популяризирует малоизвестные читателю идеи многомирия и предлагает новые НФ идеи, описывающие жизнь человека и человечества во Вселенной, состоящей из множества миров.
Кроме того, автор реалистического детективного романа «Чисто научное убийство» (2002), цикла детективных повестей об израильском адвокате Амосе Лапиде и цикла детективных новелл «Расследования Бориса Берковича» (в книге «Салат из креветок с убийством», 2008).
Также автор ряда работ по истории НФ и развитию творческого воображения («Звёздные корабли воображения», 1988), совместно с Генрихом Альтовым им разработана шкала «Фантазия-2» для оценки новизны, убедительности, человековедческой и художественной ценности НФ идей (1986).
С 2008 года является главным редактором литературного журнала «Млечный Путь», а с 2010 года — также редактором международного журнала РБЖ Азимут. Эксперт программы «Всенаука».
Лауреат премии имени И.А. Ефремова Союза писателей России и Совета по фантастической и приключенческой литературе (2009) в номинации "За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы" - как писатель-фантаст, исследователь и пропагандист отечественной научной фантастики.
Искатель, 2014 № 12
Год выхода: 2014
«ИСКАТЕЛЬ» — советский и российский литературный альманах. Издаётся с 1961 года. Публикует фантастические, приключенческие, детективные, военно-патриотические произведения, научно-популярные очерки и статьи. В 1961–1996 годах — литературное приложение к журналу «Вокруг света», с 1996 года — независимое издание. В 1961–1996 годах выходил шесть раз в год, в 1997–2002 годах — ежемесячно; с 2003 года выходит непериодически. Содержание: Александр Филиппов ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ (повесть) Павел...
Расследования Берковича 8 [сборник]
Год выхода: 2014
Сборник отличных, остросюжетных и действительно интересных рассказов, публиковавшихся в разные годы в периодической печати Израиля. Все эти произведения вышли из-под пера признанного мастера, известного в России преимущественно в жанре фантастики. Однако П. Амнуэль немало сделал и на ниве детектива. В течение четырех лет в газете «Вести-Иерусалим» печатался цикл детективных рассказов «Расследования Бориса Берковича», число которых выросло до 200.


Расследования Берковича 7 [сборник]
Год выхода: 2014
Сборник отличных, остросюжетных и действительно интересных рассказов, публиковавшихся в разные годы в периодической печати Израиля. Все эти произведения вышли из-под пера признанного мастера, известного в России преимущественно в жанре фантастики. Однако П.Амнуэль немало сделал и на ниве детектива. В течение четырех лет в газете «Вести-Иерусалим» печатался цикл детективных рассказов «Расследования Бориса Берковича», число которых выросло до 200.
Расследования Берковича 12 [сборник]
Год выхода: 2014
Сборник отличных, остросюжетных и действительно интересных рассказов, публиковавшихся в разные годы в периодической печати Израиля. Все эти произведения вышли из-под пера признанного мастера, известного в России преимущественно в жанре фантастики. Однако П.Амнуэль немало сделал и на ниве детектива.
Расследования Берковича 11 [сборник]
Год выхода: 2014
По признанию автора, Павла Амнуэля, «после репатриации в Израиль он написал больше, чем за все предыдущие десятилетия». И теперь Амнуэль больше внимания уделяет духовности человека, его ответственности перед близкими и окружающей действительностью. Мы предлагаем читателю сборник отличных, остросюжетных и действительно интересных рассказов, публиковавшихся в разные годы в периодической печати Израиля. Все эти произведения вышли из-под пера признанного мастера, известного в России преимущественно...
Расследования Берковича 10 [сборник]
Год выхода: 2014
Сборник отличных, остросюжетных и действительно интересных рассказов, публиковавшихся в разные годы в периодической печати Израиля. Все эти произведения вышли из-под пера признанного мастера, известного в России преимущественно в жанре фантастики. На счету Павла Амнуэля не только несколько романов и повестей («День последний — день первый», «Люди Кода» и др.), но и около 200 рассказов, события в которых в основном происходят в Израиле XXI века (иногда в «альтернативном»). Сюда же входит и...
Искатель, 2013 № 10
Год выхода: 2013
«ИСКАТЕЛЬ» — советский и российский литературный альманах. Издаётся с 1961 года. Публикует фантастические, приключенческие, детективные, военно-патриотические произведения, научно-популярные очерки и статьи. В 1961–1996 годах — литературное приложение к журналу «Вокруг света», с 1996 года — независимое издание. В 1961–1996 годах выходил шесть раз в год, в 1997–2002 годах — ежемесячно; с 2003 года выходит непериодически. Содержание: Павел Амнуэль И НИКОГО, КРОМЕ… (повесть); Михаил Федоров...
Стражи последнего неба
Год выхода: 2012
Борис Штерн и Павел Амнуэль, Мария Галина и Хольм ван Зайчик, Г. Л. Олди и Даниэль Клугер… Современные писатели-фантасты, живущие в России и за ее пределами, предстают в этом сборнике как авторы еврейской фантастики. Четырнадцать писателей. Двенадцать рассказов. Двенадцать путешествий в еврейскую мистику, еврейскую историю и еврейский фольклор. Да уж, любит путешествовать этот народ. География странствий у них — от райского сада до параллельных миров. На этом фантастическом пути им...
Полдень XXI век, 2012 № 12
Год выхода: 2012
Содержание КОЛОНКА ДЕЖУРНОГО ПО НОМЕРУ -- Самуил Лурье ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ -- Павел Амнуэль «УГЛОВОЙ ДОМ». Повесть -- Олег Быстров «ОН ДОЛЖЕН ЖИТЬ». Рассказ -- Евгений Акуленко «МАКСИМКА». Рассказ -- Алексей Соколов «СИРОТЫ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫ». Повесть -- Александр Бачило «БЕЗ НАДЕЖДЫ». Рассказ ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ -- Павел Полуян «ЕФРЕМОВ: РЕЗИДЕНТ КОСМОСА» -- Леонид Зальцман «СВОЙСТВА ВИДА HOMO SAPIENS, ВИДОВОЙ ФАКТОР И СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» ИНФОРМАТОРИЙ --...
Бозон Хиггса
Год выхода: 2011
Кто сказал что НФ умерла? Нет, она затаилась — на время. Взаимодействие личности и искусственного интеллекта, воскрешение из мёртвых и чудовищные биологические мутации, апокалиптика и постапокалиптика, жёсткий киберпанк и параллельные Вселенные, головокружительные приключения и неспешные рассуждения о судьбах личности и социума — всему есть место на страницах «Бозона Хиггса». Равно как и полному возрастному спектру авторов: от патриарха отечественной НФ Евгения Войскунского до юной дебютантки...
Полдень, XXI век, 2010, № 08
Год выхода: 2010
В НОМЕРЕ: Колонка дежурного по номеру Александр Житинский ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ Павел Амнуэль «Клоны». Повесть, начало Макс Квант. «Сказочные ощущения». Рассказ Виталий Забирко «Кое-что из жизни членистоногих». Рассказ Евгений Камынин «Человек, упавший с неба». Фантастический триллер Антон Чудаков «Звонок за счет абонента». Рассказ Илья Марьянков «Борщ». Рассказ Наталья Резанова «Сашими». Рассказ Лев Гурский «Звери на ловцов». Рассказ ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ Михаил...
Полдень XXI век. 2010. № 09
Год выхода: 2010
В НОМЕРЕ: Колонка дежурного по номеру Николай Романецкий ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ Павел Амнуэль «Клоны». Повесть, окончание Эльдар Сафин «Последний ковчег нах зюйд». Рассказ Андрей Кокоулин «Сколько?» Рассказ Александр Мазин «Пятый ангел». Рассказ Тим Скоренко «Удивительная история Эллы Харпер». Рассказ Дарья Беломоина «Цветы под водой». Рассказ ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ Илья Кузьминов «Карманный справочник сельского туриста» Виктор Ломака «Встроенный ограничитель» ...
Клоны
Год выхода: 2010
Группа российских астрофизиков, работающая на Гавайях, делает поразительное открытие: обнаруженная ими оптическая вспышка оказывается телевизионной передачей с земного звездолета, терпящего бедствие на расстоянии сотен световых лет от родной планеты. Как такое возможно — ведь сигнал сотни лет мчался к Земле! Столетия назад на Земле царило варварское средневековье, и, конечно, не существовало кораблей, способных летать к звездам.
Полдень, XXI век. 2010. № 1
Год выхода: 2010
Содержание: КОЛОНКА ДЕЖУРНОГО ПО НОМЕРУ. Самуил Лурье. ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ Сергей Соловьев «ЭХО В ТЕМНОТЕ». Повесть, начало. Виталий Шишикин «НОВАЯ МОДЕЛЬ». Рассказ. Владимир Голубев «ЗОЛОТОЙ ДУБЛЬ». Рассказ. Алексей Лукьянов «ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ». Повесть. Евгений Акуленко «ТИША». Рассказ. Владимир Диббук «ЖАЛО В ПЛОТЬ». Рассказ. ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ Павел Амнуэль «РЕКВИЕМ ПО НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ». Станислав Бескаравайный «ОЦЕНКА ПУТЕЙ ФУТУРИЧЕСКОГО...
Полдень, XXI век. 2010. № 3
Год выхода: 2010
Содержание: КОЛОНКА ДЕЖУРНОГО ПО НОМЕРУ Николай Романецкий. ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ Павел Амнуэль «БИБЛИОТЕКАРЬ». Повесть. Майк Гелприн «ПРАКТИКАНТ». Рассказ. Дарья Беломоина «ПАМЯТЬ». Рассказ. Елена Галиновская «ИГРА». Рассказ. Владимир Голубев «МОНСТР». Рассказ. Геннадий Лагутин «ПОСЛЕДНИЙ БОЙ». Рассказ. Юстина Южная «ИСТОРИК». Рассказ. ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ Дмитрий Лукин «ФАНТАСТИКА VS БОЛЛИТРА: МИР НЕИЗБЕЖЕН». Станислав Бескаравайный «ОБ ОГРАНИЧЕННОМ...
Полдень XXI век. 2009. № 04
Год выхода: 2009
Содержание: КОЛОНКА ДЕЖУРНОГО ПО НОМЕРУ. Самуил Лурье. ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ Юрий Гузенко «ПЕРЕПИСЧИК». Повесть Владимир Голубев «НАБЛЮДАТЕЛЬ». Рассказ Станислав Бескаравайный «МНЕМОКОГНИТОР». Рассказ Валерий Брусков «АККУРАТИСТ». Рассказ Николай Васильев «ИСТОРИЯ О БАБОЧКЕ». Рассказ Павел Амнуэль «БРЕМЯ ПРОРОКА». Рассказ Евгений Обухов «ТЛИМ И ГРОЗИМ». Ироническая проза ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ Ольга Чигиринская «ПРОБЛЕМА ЖАНРА» ОТНОСИТЕЛЬНО ФАНТАСТИКИ» Ярослав...
Маленький клоун с оранжевым носом
Год выхода: 2009
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. И банальный адюльтер может оказаться не совсем безопасным в Эвереттовском Мультиверсе. Еще одна повесть Амнуэля на любимую его тему эвереттики.
Месть в домино
Год выхода: 2007
Два убийства совершены во время оперных представлений в двух разных театрах на разных континентах. Два полицейских следователя расследуют преступления, которые не могли произойти. Но произошли… Это роман о невозможном и, в то же время, реальном. Роман, действие которого происходит одновременно, но в двух столетиях. В разных странах, но на одной сцене. Это роман о любви и мести, любви и разлуке. И просто о любви.