Об автореподробнее
Родился: 24 апреля 1929 г.
Умер: 28 сентября 2008 г.
Владимир Дмитриевич Михайлов родился в Москве. Окончил юридический факультет Рижского университета им.П.Стучки. До 1950 года работал следователем в прокуратуре, служил в армии, был на партийной работе. С 1958 года перешел на литературное поприще, работал в редакциях ряда рижских изданий и писательских организаций, публиковался в антологиях. Был главным редактором журнала «Даугава», превратившимся под его руководством в годы перестройки в один из самых интересных журналов страны. Известен также как поэт и переводчик. Живет в Москве. 

Сейчас уже трудно в это поверить, но мэтр отечественной социальной фантастики Владимир Михайлов писателем-фантастом становиться не собирался. Входил-то он в литературу вполне «традиционным» маршрутом — через поэзию и сатиру. А фантастом cтал, как сам признается, по чистой случайности. «Впрочем, ничего случайного в жизни не происходит». — тут же поправляет сам себя В.Д.Михайлов. А произошло вот что: «Знакомые литераторы издавали альманах на русском языке. Чтобы привлечь читателя, им хотелось иметь в альманахе что-нибудь фантастическое. Ну, если есть заказ... Я писал с удовольствием. Сначала рассказ. Рассказ перерос в повесть. Повесть напечатали. Это была грань 50-х и 60-х годов. Может быть потому, что напечатали меня легко, без правки и сокращений, я решил фантастику не оставлять и на реалистическую прозу некоторое время не отвлекаться». Не отвлекается он и по сей день, за исключением романа «Один на дороге». Для В.Д.Михайлова фантастика оказалась воистину счастливой случайностью, подтверждение чему — его писательский путь длиною в сорок лет и три десятка книг.

Как фантаст Михайлов появился на свет в 1962 году, когда в «Искателе» была опубликована дебютная повесть «Особая необходимость». 1962 год — начало яркого прорыва в научной фантастике. Одна из доминирующих тем — освоение космоса, тема самая животрепещущая, ведь всего год прошёл после выхода человека в космос.

Ранняя фантастика Владимира Михайлова — это научная романтика: сильные и умные люди бесстрашно разгадывают загадки Вселенной (например, в повести «Спутник «Шаг вперед»», 1964). Для 60-х это было как поветрие. Но даже эти ранние вещи выделялись довольно редким для НФ того времени вниманием к психологии поступков героев, остроте ситуаций, заданностью нравственных коллизий. Впрочем, сам писатель к раннему периоду своего творчества относится с изрядной долей иронии: «Начинал я до отвращения банально: с сюжета, обязательно приключенческого, с какой-то фантастической идеи, с открытия, с изобретения — они-то и были «мотором» моих первых книг. Сегодня я себя утешаю: так начинал не один я…». Но в каждой последующей повести, книге В.Д.Михайлова «человеческий фактор» все больше вытеснял из его научной фантастики собственно науку. Тут необходимо сделать паузу и отметить одно важное свойство, присущее всему творчеству В.Д.Михайлова. Свойство, которое можно выразить одним словом — «преодоление». Не столь уж часто встречающееся в современной литературе качество писателя — способность к преодолению слова и единожды выбранного стиля — от книги к книге. Оставаясь в художественном пространстве фантастики, Владимир Михайлов почти в каждой своей вещи преодолевает ее, то и дело стремится выпрыгнуть за «штрафную линию» жанра. Преодолевает, рискуя сорваться в пропасть самоуничтожения целостности текста, замысла. Но риск — также свойство Словотворца. 

Первый серьезный шаг к преодолению научно-приключенческой фантастики был сделан в романе «Дверь с той стороны» (1974), который вывел писателя в число ведущих авторов (наряду со Стругацкими) советской социальной фантастики.

В 70-е и 80-е годы получили широкую известность его романы о звездном капитане Ульдемире. Тогда же обнаруживается «визитная карточка» фантастической прозы Михайлова: публицистичность. Каждый его роман напоминает дискуссионный клуб. Персонажи представляют разнообразные общественные группы, философские и политические платформы. Сюжет играет роль спикера, собирающего оппонентов для обсуждения какой-нибудь глобальной проблемы. Так, например, в известном интеллектуальном боевике «Вариант 'И'» (1998) стремительная детективная динамика удачно разбавляет диспут-многоходовку на тему о перспективах сращения России с исламским миром. Философия и «драйв» органично дополняют друг друга.

Кроме писательской и редакторской деятельности Владимир Михайлов руководил Рижским семинаром молодых фантастов, был одним из руководителей Малеевского семинара молодых фантастов. Член Литературного Жюри премии «Странник». Лауреат множества литературных премии, входил в Творческий совет журнала «Если».

© Компиляция из статей Евгения Харитонова, Елены Кошары и материалов, найденных в Сети

НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 27
Год выхода: 1982
В сборнике научной фантастики представлены произведения известных советских фантастов (Г. Гора, Р. Леонидова, В. Михайлова), начинающих авторов (М. Веллера, И. Пидоренко, Б. Руденко), рассказы зарубежных фантастов (Курта Воннегута, Джона Риза, Генри Каттнера), а также статья критика Вл. Гакова. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Платиновый обруч
Год выхода: 1982
В сборник входят фантастические произведения Л. Алферовой, В. Бааля, Н. Гуданца, А. Дукальского, С. Кольцова, В. Михайлова и других рижских писателей. Хотя в основе остросюжетных повестей и рассказов лежат фантастические идеи, авторы сосредоточивают свое внимание на актуальных проблемах: нравственное совершенствование человека, его отношение к труду, ответственность перед обществом и перед грядущим. Книга предваряется предисловием составителя, а завершается статьей гостя Рига куйбышевского...


Дверь с той стороны. Исток
Год выхода: 1979
«ДВЕРЬ С ТОЙ СТОРОНЫ» Космический корабль «Кит» при переходе из сопространства в наше пространство поменял знак (полная инверсия: право-лево, антивещество и т.п.). Из-за этого он не может вернуться на Землю или другую планету из обычного вещества. Корабль уходит от Земли и в поисках антизвезды… «ИСТОК» Земная экспедиция по планетам, обогнавшим Землю по цивилизации. Гигант-планета, на которой все земные тенденции доведены до предела, главным образом, положительные: всевозможные механизмы,...
Искатель. 1973. Выпуск №4
Год выхода: 1973
На 1-й и 4-й страницах обложки — рисунок Н. ГРИШИНА. На 2-й странице обложки — рисунок К. ЭДЕЛЬШТЕЙНА к рассказу В. МИХАЙЛОВА «Адмирал» над поляной». На 3-й странице обложки — рисунок Б. ДОЛЯ к рассказу А. Балабухи «Операция «Жемчужина».
Люди и корабли
Год выхода: 1967
"Люди и корабли" - третья книжка молодого писателя-фантаста Владимира Михайлова. В нее вошли рассказы "Люди и корабли", "Странный человек Земли" и "Пещера многоногов". Все рассказы молодого автора проникнуты идеей гуманизма, верой в человека будущего общества. Даже в самых острых и фантастических ситуациях в центре внимания - человек, проявляющий все лучшие качества, характерные для эпохи коммунизма. Происходит ли дело "по ту сторону пространства", как в рассказе "Люди и корабли", или в центре...
Искатель. 1965. Выпуск №6
Год выхода: 1965
На 1-й стр. обложки — рисунок П. ПАВЛИНОВА к повести Л. ПЛАТОВА «Когти тигра». На 2-й стр. обложки — рисунок Г. КОВАНОВА к рассказу Р. ШЕКЛИ «Особый старательский». На 3-й стр. обложки — Читайте в будущем году первые произведения молодых советских фантастов и приключенцев. На 4-й стр. обложки — «Верхолазы-монтажники». Фото Э. БРЮХАНЕНКО.
Спутник «Шаг вперед»
Год выхода: 1964
Любителям фантастики известны повесть «Особая необходимость» и рассказ «Черные журавли Вселенной» Владимира Михайлова, впервые напечатанные в «Искателе». Сегодня мы начинаем печатать его новую, написанную для нас научно-фантастическую повесть. Рисунки Н. Гришина Опубликовано в журнале «Искатель», 1964 г., № 2–5
Искатель. 1964. Выпуск №4
Год выхода: 1964
На 1-й странице обложки: Иллюстрация к повести В. Иванова-Леонова «Секрет Твалы». На 2-й странице обложки: Иллюстрация художника А. Гусева к документальной повести В. Саксонова «Тайна пятого океана». На 4-й странице обложки: Укрощение Иртыша. Фото А. Гостева с выставки «Семилетка в действии».
Искатель. 1964. Выпуск №5
Год выхода: 1964
На 1-й стр. обложки: иллюстрация к документальной книге Г. Проделя «Сливки общества». На 2-й стр. обложки: иллюстрация О. Безухова к очерку Д. Пипко «Выше, дальше, быстрее…». На 3-й стр. обложки: «Космос». Рисунок Е. Скрынникова. На 4-й стр. обложки: «Опоры». Фото А. Полякова с выставки «Семилетка в действии».
Искатель. 1964. Выпуск №2
Год выхода: 1964
В этом номере «Искателя» со своими новыми произведениями выступают молодые писатели, работающие в фантастическом и приключенческом жанрах. На 1-й стр. обложки: рисунок художника Н. Гришина к повести В. Михайлова «Спутник „Шаг вперед“». На 2-й стр. обложки: иллюстрация П. Павлинова к рассказу В. Чичкова «Первые выстрелы Джоэля». На 4-й стр. обложки: «Ритм труда». Фото Р. Нагиева с фотовыставки «Семилетка в действии».
Искатель. 1964. Выпуск №3
Год выхода: 1964
Читайте этом номере «Искателя» фантастические рассказы зарубежных писателей. На 1-й странице обложки: Иллюстрация к рассказу А. Кларка «Лето на Икаре». На 2-й странице обложки: Иллюстрация П. Павлинова к роману А. Насибова «Безумцы». На 4-й странице обложки: «Атомные дозировщики». Фото И. Пап. С фотовыставки «Семилетка в действии».
Искатель. 1963. Выпуск №4
Год выхода: 1963
На 1-й стр. обложки: рисунок А. Гусева к рассказу В. Михайлова «Черные Журавли Вселенной». На 2-й стр. обложки: рисунок П. Павлинова к повести Г. Цирулиса и А. Имерманиса «24-25 не возвращается». На 4-й стр. обложки: «Дороги пустыни». Фрагмент фотографии Д. Бальтерманца с выставки «Семилетка в действии».
Особая необходимость
Год выхода: 1963
«Нестерпимо тянулись страшные секунды. Космический корабль стремглав мчался, может быть в самый центр потока проникающего излучения, от которого не спасет никакая защита. Гибель надвигалась с давящей неотвратимостью…» Находчивость и отвага не раз помогали космонавтам избежать грозной опасности. Помогут ли они вновь? Хватит ли у космонавтов сил вынести испытания незнакомого странного мира, обнаруженного не столь уж далеко от Земли? О мужестве, о пытливом уме и крепкой дружбе пяти космонавтов и...
Искатель. 1962. Выпуск №3
Год выхода: 1962
Загораются и гаснут сигнальные лампы, пульсируют стрелки приборов. Дежурный оператор включает турбореактивный двигатель… Установка, которую вы видите на этой обложке, не имеет никакого отношения ни к освоению космического пространства, ни к проникновению в таинственные недра земли. Это гигантская зерносушилка, спроектированная Украинским научно-исследовательским проектным институтом. Ее основная часть — турбореактивный двигатель. Мощный поток теплого воздуха, нагнетаемый двигателем, позволяет...
Искатель. 1962. Выпуск №4
Год выхода: 1962
Содержание Искатель 1962, Выпуск № 4 ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ ПРОКЛАДЫВАЮТ КОММУНИСТЫ ГЕРОИ МООНЗУНДА Светлана Чекрыгина. «ВКЛЮЧИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОЛНЦЕ!» Владимир Михайлов. ОСОБАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЧУДЕСА ХХ ВЕКА Андрей Меркулов. РАЗВЕДЧИКИ ЗАОБЛАЧНЫХ ДОРОГ Николай Коротеев. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТЕНА Глеб Голубев. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В КОСМОСЕ Снимки рассказывают Лицом к лицу с опасностью Г. Рябов, А. Ходанов. ФАМИЛЬНЫЙ РУБЛЬ Эллис Батлер. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЧЕРЕП И КОСТИ» Всемирный калейдоскоп
Искатель. 1962. Выпуск №5
Год выхода: 1962
На 2-й стр. обложки рисунок В. ЛОГОВСКОГО. «Константин Эдуардович Циолковский космический человек. Гражданин Эфирного Острова… Математик, физик, астроном, механик, биолог, социолог, изобретатель, «патриарх звездоплавания» Циолковский мыслит астрономическими цифрами, считает миллионами, биллионами, миллиардами. Бесконечность не устрашает его…» Эти слова принадлежат Александру Беляеву. Ученый-мечтатель и писатель-фантаст… Они оба мечтали о покорении космоса, оба, пусть в разных областях,...
Журнал «Если» 2008 № 02
Кейдж БЕЙКЕР. МАЛЬСТРЕМ Вы уже знакомы с таверной «Королева Марса» и ее завсегдатаями. Павел АМНУЭЛЬ. ДВОЕ Сразу хотим успокоить читателя: это не эвереттика, но классическая «твердая» НФ на любимую автором тему. Леонид КАГАНОВ. ЛЮДОЕД Ужин сгорел, зато развлеклись гости на полную катушку. Энн МИЛЛЕР. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ …или Спаслание Юлию Цезарю. Алекс КАСМАН. КВАНТОВЫЕ СЛЕДСТВИЯ НЬЮТОНОВСКОЙ АЛХИМИИ Выходит, Ньютон бился за металл? Владимир МИХАЙЛОВ. ПОЛЕ БОЯ Мала...
Один на дороге
В романе повествуется о людях редкой и опасной профессии – кадровых саперах высокой квалификации, – которым из мирного времени приходится «возвращаться» в дни последней войны и вести бой с фашистским минером, непревзойденным мастером своего страшного дела.