Об автореподробнее
Родился: 10 июля 1903 г., Ноули, Уорикшир, Великобритания
Умер: 11 марта 1969 г., Петерсфилд, Хэмпшир, Великобритания

Джон Уиндэм Паркс Лукас Бейнон Харрис — английский писатель-фантаст.

Родился 10 июля 1903 года в сельской местности, близ деревушки Ноуль в графстве Варвикшир. В последствии в качестве псевдонимов он использовал производные от своего настоящего имени: Джон Бейнон (John Beynon), Джон Бейнон Харрис (John Beynon Harris), Джонсон Харрис (Johnson Harris), Лукас Паркс (Lucas Parkes), Уиндэм Паркс (Wyndham Parkes) и, собственно, Джон Уиндэм (John Wyndham).

Его родители — адвокат Джорж Бейнон Харрис и Гертруда Паркс — развелись, когда Уиндэму было всего 8 лет. Из-за частых переездов матери из города в город он переменил целых 8 школ, прежде чем окончил одну из них: закрытую школу в Петерсфилде, графство Хемпшир. После этого молодой Харрис решил пойти по стопам отца, однако провалился на вступительных экзаменах на юридический факультет Оксфордского университета. Оставленного родителями небольшого содержания хватило ненадолго, и Харрис занялся поисками работы. Попробовав себя в роли рекламного агента, он быстро охладел к этому делу, однако все больше увлекался литературой, ставшей единственным делом его жизни.

Писать будущий Джон Уиндэм начал еще в 20-е годы, но начало его профессиональной карьеры датируется маем 1931 года. Именно тогда в американском научно-фантастическом журнале Wonder Stories вышел первый рассказ дебютанта «Миры на обмен», подписанный Джон Бейнон Харрис. К этому раннему периоду творчества Уиндэма относятся многочисленные повести и рассказы, в последствии переизданные в трех посмертных сборниках — «Скитальцы во времени» (1973), «Спящие на Марсе» (1973) и «Изгнанники на Эсперусе» (1979), а также два романа, вышедшие в Англии отдельными изданиями: «Тайный народец» (1935) и «Планетолет» (1936). Литературный страт новичка был заметен на общем фоне, но блестящего будущего не сулил.

Судьбу Харриса перевернула война. Когда она докатилась до британских берегов, молодой писатель отправился на фронт. Он служил в армии связистом и принимал участие в высадке союзников на побережье Нормандии. Будущий Джон Уиндэм, вдоволь насмотревшись крови, смерти и разрушений войны, все это хорошо запомнил и потом поведал в своем творчестве.

Славу писателю принес его третий по счету роман, впервые подписанный псевдонимом Джон Уиндэм, — ныне признанный за классику жанра «День триффидов» (1951). Далее последовали романы «Кракен пробуждается» (1953), «Куколки» (1955), «Мидвичские кукушки» (1957).

Успех книг превзошел все ожидания, несмотря на большое количество критики, звучавшей в их адрес. Так, коллега и соотечественник Уиндэма, известный британский писатель-фантаст и историк этого жанра литературы Брайан Олдисс сказал, что романы Уиндэма «были полностью лишены идей, но читаются легко, благодаря чему завоевали огромную читательскую аудиторию, которая наслаждалась уютными бедствиями». Однако использование автором пасторальных английских фонов имеет под собой мощную причину: Уиндэм подразумевает, что апокалипсис может произойти в любое время, а может и происходит в данный момент в какой-нибудь мирной деревушке. Тревожное правдоподобие написанного Уиндэмом обладает всеми свойствами воплощенного в жизнь кошмара. Действительно, сила творчества Уиндэма — не в живописании глобальных катастроф и последующей робинзонады горстки выживших: подобное описывали до Уиндэма сотни раз, и многие, в том числе соотечественники, даже боле впечатляюще, — а, прежде всего, в отличной литературе. Иначе говоря — в стиле, языке, настроении, ярких визуальных картинах, удачно выбранном темпе повествования, точных психологических портретах и сдержанном оптимизме. Магией привязывания внимания читателя — без внешних эффектов, без словесной пиротехники — Джон Уиндэм, безусловно, владел.

Кроме главных романов, о которых шла речь выше, перу автора принадлежат цикл связанных между собой новелл об освоении космоса «Толчок вовне» (1959), романы «Проблема с лишайником» (1960), «Чокки» (1968) и посмертно изданный роман «Паутина» (1979). Уиндэм завоевал еще и репутацию мастера короткой формы. Многие его рассказы и повести, составившие сборники «Джиззл» (1954), «Рассказы о гусятине и насмешнике» (1956), «Семена времени» (1956), «Посмотрим, как ей это удастся» (1961) и другие, ныне справедливо отнесены к классике.

Именно в этих рассказах автор впервые употребляет придуманный им термин — хроноклазм, означающий специфический парадокс времени. Ныне этот неологизм стал настолько привычным, что лишь некоторые знатоки фантастики знают, что его изобрел Уиндэм.

После главного триумфа своих главных романов 50-х годов Уиндэм не прекращал писать, но уже с меньшим успехом и с меньшей интенсивностью. И жизнь прожил какую-то несуетную и отчужденную. О его личной жизни известно очень мало: семью он создал на седьмом десятке, лишь спраздновав свой 60-летний юбилей, он женился на некоей Грейс Уилсон. К сожалению, его браку не суждено было продлиться долго. 11 марта 1969-го 66-летний ветеран английской фантастики умер у себя дома в Петерсфилде, в том самом городе, где он закончил школу.

Ступай к муравью (сборник)
1. Избери путь ее [Ступай к муравью] (Consider Her Ways) — 1956 2. Странная история [Странно...] (Odd) — 1961 3. Где же ты теперь, о где же ты, Пегги Мак-Рафферти? (Oh, Where, Now, is Peggy MacRafferty?) — 1961 4. Прореха во времени (Stitch in Time) — 1961 5. Поиски наугад (Random Quest) — 1961 6. Большой простофиля (A Long Spoon) — 1960
Не так страшен чёрт
Год выхода: 1993
Можно ли с помощью кусков магнитофонной ленты, репродуктора и отменной хитрости сделать так, чтобы Урюпинский «Шинник» выиграл в футбол у «Барселоны»? Рецепт, предложенный автором, не нов, но способ реализации жизненных потребностей описан удачно.


Чокки
Год выхода: 1972
Чокки — воображаемый товарищ детских игр сына главного героя — оказывается вовсе не игрой фантазии, а доброжелательным пришельцем, вступившем в контакт с сознанием мальчика. Невидимый маленький друг… У какого ребенка его нет? Но всегда ли он является плодом фантазии? Главному герою и его семье предстоит это узнать.
Живые картины Поули
Год выхода: 1964
Джон Уиндэм (родившийся в 1903 г.) является одним из выдающихся английских писателей научно-фантастических романов. Он отошел от традиции захватывающих приключений, столь популярной среди авторов научно-фантастических рассказов. Джон Уиндэм более заинтересован в людях и в том, как бы они себя вели при определенных изменениях природных условий. В самом известном из его романов «День Триффидов» он описывает мир, который находится во власти ядовитых, подвижных растений — «триффидов», но который во...
Грезить поневоле [= Уснуть и видеть сны...]
Год выхода: 1991
Случилась совершенно невероятная история: молодые женщины — Джейн Кэрси и Лейла Мортридж — одновременно написали почти идентичные романтические повести, причём сюжет и той и другой был подсказан продолжающимся из ночи в ночь сном. Выяснив отношения и став почти подругами, девушки вдруг узнают, что на этот же сюжет создан спектакль, и, конечно, хотят его посетить… © Lucy
Я в это не верю!
Год выхода: 1995
Если человек верит достаточно сильно — он может все: даже отменить факт собственной смерти, разрушить ад! Но на каждого чудотворца найдется бюрократ, считающий чудо угрозой обществу…
Поиски наугад
Год выхода: 1973
Колин Трэффорд после взрыва в лаборатории оказался в другой реальности в теле другого Колина Трэффорда. Его женой в этом мире была замечательная женщина — Оттилия Харшом. Когда мистер Трэффорд через несколько недель так же внезапно вернулся в свой мир, то он решил во что бы то не стало найти и здесь свою Оттилию.
Колесо
Маленький Дэйви приделал к ящику изготовленные им круглые деревяшки и тащить ящик стало легче. Но в этом мире горстки людей, выживших после техногенной катастрофы, колесо считается порождением дьявола, и мальчику, от которого отвернулась даже его собственная мать, грозит сожжение... © Lucy
Христолюди
Отдельным файлом добавления и вставки любительского перевода романа к «Отклонению от нормы» Уиндема (сам любительский перевод ходил в самиздате под названием «Христолюди», другой вариант названия — «Христо-люди») с отсылками к персонажам и сюжетам, описанным в повестях братьев Стругацких «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Гадкие лебеди», и др.
Хроноклазм
В XXII веке изобретены машины времени, называемые там историческими машинами. Люди, посещающие прошлое, могут только наблюдать, во избежание хроноклазмов, то есть событий, способных изменить будущее. Но, что делать Джеральду Лэттери, живущему в веке XX, если к нему в дом приходит молодая прекрасная девушка и говорит, что, получив его письмо, она сожгла за собой все мосты?
Другое «Я»
Год выхода: 1970
Профессор Уэтстоун разрабатывал свою концепцию времени, согласно которой с помощью специального оборудования можно создавать участки будущего, которые непременно должны воплотиться в настоящее. Уэтстоун умер, не добившись успеха, но его дело продолжил его ученик, жених его дочери Джин — Питер Радл. И вот неожиданная встреча: два Питера Радла из разных временных потоков вместе… © Lucy
Недоглядели
Год выхода: 1995
Роберту Финнерсону буквально на смертном одре представитель одного «очень древнего учреждения» предложил прожить жизнь заново, разумеется за определенную плату. Да только в этом самом департаменте недоглядели: детство бывшему умирающему вернули, а память не стерли…
Золотое время (антология) (сост.В.Головачёв)
Год выхода: 2006
Река Хронос неумолимо течет из Прошлого в Будущее... Но далеко не все считают эту аксиому справедливой! Мы верим, настанет день, когда человечество, сумевшее покорить Пространство, победит и Время, и тогда, как это не раз случалось в мировой истории, несбыточные мечты превратятся в обыденную реальность. Ну а пока будущим хрононавтам приходится пользоваться помощью писателей-фантастов, которые предоставляют им уникальную возможность постичь тайны Вечности. В этот том, составленный автором...