Информация
Родилась: 1 июля 1804 г., Париж, Франция
Умерла: 8 июня 1876 г., Ноан-Вик, Франция
Жорж Санд — французская писательница.

Родилась 1 июля 1804 в Париже, в семье дворянина Мориса Дюпена (он происходил из рода полководца Морица Саксонского).

Отец её, одарённый и литературными, и музыкальными способностями молодой аристократ, во время Революции 1789 вступил в ряды революционной армии, проделал ряд Наполеоновских походов и умер молодым. Мать, София Виктория Антуанетта Делаборд, была дочерью парижского продавца птиц. Будущая писательница побывала с матерью во время Наполеоновского похода в Испании, потом попала в тихую деревенскую обстановку к бабушке, которая воспитывала её по идеям Жан-Жака Руссо. Живя в постоянном близком общении с крестьянами, девочка рано узнала жизнь и деревенской бедноты, и деревенских богачей, привыкла принимать близко к сердцу интересы первых и отрицательно относилась к деревенским кулакам. Формальное образование она получила в женском монастыре. Затем Аврора страстно увлеклась чтением и перечитала всю библиотеку старухи Дюпен. Особенно увлекли её сочинения Руссо, и влияние его отразилось на всём её творчестве. После смерти бабушки Аврора вскоре вышла замуж за Казимира Дюдевана. Дюдеван оказался совершенно неподходящим товарищем для умной, пытливой, мечтательной и своеобразной женщины. Это был типичный буржуа-стяжатель. В 1830 она разошлась с ним, уехала в Париж и стала вести там, с одной стороны, совершенно студенческую, свободную, а с другой — чисто профессиональную, трудовую жизнь писателя.

Литературное дарование сказалось у Авроры Дюпен очень рано. Литературная деятельность её началась с совместной работы с Жюлем Сандо. Плод этого «коллективного творчества» — роман «Роза и Бланш», или «Актриса и монахиня» вышел в 1831 под псевдонимом Жюля Санд и имел успех. Издатели пожелали сейчас же издать новое произведение этого автора. Аврора в Ногане написала свою часть, а Сандо — лишь одно заглавие. Издатели требовали, чтобы роман вышел с фамилией того же, имевшего успех Санда, а Жюль Сандо не хотел ставить свою фамилию под чужим произведением. Чтобы разрешить спор, Сандо посоветовали отныне писать под своим полным именем и фамилией, а Авроре — взять половину этой фамилии и поставить перед ней общераспространенное в Берри имя Жорж. Так явился на свет псевдоним Жорж Санд. Предпочитая мужской костюм женскому, Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции XIX века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы.

Современники считали Жорж Санд непостоянной и бессердечной, называли её лесбиянкой или, в лучшем случае, бисексуалкой, намекали на то, что у неё, вероятно, была сексуальная связь с её сыном Морисом, и указывали, что в ней прятался глубоко скрытый материнский инстинкт, не реализованный в жизни полностью, поскольку в качестве любовников Санд всегда выбирала мужчин моложе (или намного моложе) себя.

Была ли Жорж Санд красива? Одни говорили, что да, другие считали её отвратительной. Современники изображали её женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным лицом, большими глазами, жёлтым цветом кожи и преждевременными морщинами на шее. Правда, все признавали, что у нее красивые руки. Она постоянно курила сигары, а её движения были резки и порывисты. Но влюблённые в неё мужчины не жалели для её описания восторженных эпитетов. Мужчин притягивали её интеллект и жажда жизни. Среди любовников Жорж Санд были гравёр Александр Дамьен Мансо, который познакомился с ней, когда ему было 32 года, в то время как ей — 45, и который тихо и мирно прожил с ней 15 лет, а также художник Шарль Маршал, которого Санд называла «мой толстый ребёнок». Когда они повстречались, Шарлю было 39 лет, а Санд — 60. Ходили упорные слухи о её связях и с другими мужчинами, в частности, с литературным критиком Гюставом Планше, который однажды даже вызвал на дуэль другого критика, позволившего себе отозваться без должного почтения об очередном романе Жорж Санд.

С Фредериком Шопеном Жорж Санд познакомилась на приёме у одной графини. Композитор не был поражен её красотой — знаменитая писательница ему даже не понравилась. Тем удивительнее, что через некоторое время нежный, тонкий, ранимый Шопен влюбился в женщину, которая курила табак и открыто говорила на любые темы. Местом их совместного проживания стала Мальорка. Сгораемый страстью Шопен заболел (как когда-то Альфред де Мюссе). Когда у композитора появились первые признаки чахотки, Жорж Санд стала тяготиться им. Трудно любить больного, капризного и раздражительного человека. Жорж Санд сама признавалась в этом. Шопен не хотел разрыва. Опытная в таких делах женщина испытала все средства, но тщетно. Тогда она написала роман, в котором под вымышленными именами изобразила себя и своего возлюбленного, причем героя наделила всеми мыслимыми слабостями, а себя возвеличила до небес. Казалось, теперь конец неизбежен, но Шопен медлил. Он ещё думал, что можно вернуть невозвратное. В 1847, через десять лет после их первой встречи, любовники расстались. Спустя год после разлуки Шопен и Санд встретились в доме их общего знакомого. Полная раскаяния, она подошла к бывшему возлюбленному и протянула ему руку. Но Шопен вышел из зала, не промолвив ни слова...

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876.

Библиография
Романы

1832 — Индиана / Indiana
 1832 — Валентина / Valentine
 1832 — Мельхиор / Melhior
 1833 — Лелия / Lélia
 1933 — Кора / Cora
 1834 — Жак / Jacques
 1834 — Метелла / Métella
 1835 — Леоне Леони / Leone Leoni
 1837 — Мопра / Mauprat
 1838 — Мастера мозаики / Les Maîtres mozaïstes
 1838 — Орко / L’Orco
 1838 — Ускок / L’Uscoque
 1839 — Спиридион / Spiridion
 1841 — Странствующий подмастерье / Le Compagnon du tour de France
 1842 — Орас / Horace
 1843 — Консуэло / Consuelo
 1843 — Графиня Рудольштадт / La Comtesse de Rudolstadt
 1845 — Мельник из Анжибо / Le Meunier d’Angibault
 1846 — Чёртово болото / La Mare au diable 
 1847 — Грех господина Антуана / Le Péché de M. Antoine
 1847 — Лукреция Флориани / Lucrézia Floriani
 1847 — Пиччинино / Le Piccinino
 1849 — Маленькая Фадетта / La Petite Fadette
 1850 — Франсуа-найдёныш / François le Champi
 1853 — Мон-Ревеш / Mont Revèche
 1855 — История моей жизни / Histoire de ma vie 
 1858 — Прекрасные господа из Буа-Доре / Ces beaux messieurs de Bois-Doré
 1859 — Она и он / Elle et lui
 1859 — Снеговик / L’Homme de neige
 1861 — Маркиз де Вильмер / Le Marquis de Villemer
 1865 — Исповедь молодой девушки / La Confession d’une jeune fille
 1870 — Пьер Перекати-поле / Pierre qui roule
 1872 — Нанон / Nanon

Проза

1830 — Комиссионер / Le Commissionnaire
 1831 — Роза и Бланш / Rose et Blanche
 1831 — Девушка из Альбано / La Fille d’Albano
 1833 — Альдо ле Римьер / Aldo le Rimeur
 1833 — Заговор в 1537 / Une conspiration en 1537
 1834 — Интимный дневник / Journal intime
 1834 — Личный секретарь / Le Secrétaire intime
 1834 — Маркиза / La Marquise
 1834 — Гарнье / Garnier
 1834 — Лавиния / Lavinia
 1835 — Андре / André
 1835 — Маттеа / Mattéa
 1836 — Симон / Simon
 1838 — Последняя из Альдини / La Dernière Aldini
 1840 — Полина с Миссисипи / Pauline. Les Mississipiens
 1840 — Семь струн лиры / Les Sept Cordes de la lyre
 1842 — Мони Рубин / Mouny Roubin
 1842 — Жорж де Герен / Georges de Guérin
 1842 — Зима на Майорке / Un hiver à Majorque
 1843 — Младшая сестра / La Sœur cadette
 1843 — Кероглу / Kouroglou
 1843 — Карл / Carl
 1843 — Ян Жижка / Jean Zizka
 1844 — Жанна / Jeanne
 1846 — Исидора / Isidora
 1846 — Теверино / Teverino
 1846 — Шампанские праздники / Les Noces de campagne
 1846 — Эвенор и Лесипп / Evenor et Leucippe. Les Amours de l’Âge d’or
 1851 — Замок одиночества / Le Château des Désertes
 1851 — История истинного простофили по имени Грибуль / Histoire du véritable Gribouille
 1853 — Крестница / La Filleule
 1853 — Сельские музыканты / Les Maîtres sonneurs
 1854 — Адрианы / Adriani
 1856 — Вокруг стола / Autour de la table
 1857 — Даниелла / La Daniella
 1857 — Дьявол в полях / Le Diable aux champs
 1857 — Сельские прогулки / Promenades autour d’un village
 1859 — Жан де ла Рош / Jean de la Roche
 1859 — Нарцисс / Narcisse
 1859 — Зелёные дамы / Les Dames vertes
 1860 — Констанция Верье / Constance Verrier
 1861 — Сельские вечера / La Ville noire
 1861 — Вальверде / Valvèdre
 1861 — Семейство Жерманд / La Famille de Germandre
 1862 — Тамарис / Tamaris
 1863 — Мадемуазель Ла Квинтин / Mademoiselle La Quintinie
 1863 — Антония / Antonia
 1865 — Лаура / Laura
 1866 — Мосье Сильвестр / Monsieur Sylvestre
 1866 — Флавия / Flavie
 1867 — Последняя любовь / Le Dernier Amour
 1868 — Кадио / Cadio
 1868 — Мадемуазель Меркем / Mademoiselle Merquem
 1870 — Прекрасная Лоранс / Le Beau Laurence
 1870 — Несмотря ни на что / Malgré tout
 1871 — Цезарина Дитрих / Césarine Dietrich
 1871 — Дневник путешественника военного времени / Journal d’un voyageur pendant la guerre
 1872 — Франсия / Francia. Un bienfait n’est jamais perdu
 1873/1876 — Бабушкины сказки / Contes d’une grand’mère
 1874 — Моя сестра Жанна / Ma sœur Jeanne
 1875 — Фламандка / Flamarande
 1875 — Два брата / Les Deux Frères
 1876 — Замок Персмон / La Tour de Percemont
 1876 — Марианна / Marianne 
 1877 — Сельские легенды / Légendes rustiques

Экранизации
1915 — Сверчок Фашон / Fanchon, the Cricket
 1917 — Леони Лео / Leoni Leo
 1926 — Мопра / Mauprat
 1976 — Прекрасные господа из Буа-Доре / Les Beaux messieurs de Bois-Doré
 2004 — Маленькая Фадетта / La petite Fadette

мимопроходил № 45 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Прекрасные господа из Буа-Доре» 5 месяцев назад
Моя оценка:
Всесильный кардинал Ришелье запретил дуэли, однако мало кто из французских дворян придерживается этого закона. Среди дуэлянтов оказался испанец Виллариаль, вынужденный уехать из столицы Франции после убийства противника на дуэли. Виллариаль скрывается в провинции Берри — в замке Буа-Доре (Bois-Doré, букв. «позолоченном»).
Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен, по мужу Дюдеван, годы жизни 1804–1876) — классик французской литературы XIX века. Она автор широко известных романов «Индиана», «Мопра», «Консуэло», «Грех господина Антуана». Предлагаемая книга повествует о жизни дворянства Франции рубежа XVI–XVII веков.
Селена № 35 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Консуэло» 3 года назад
Моя оценка:
Оо, настольгия по книгам. похнущих бумагой, шуршание страниц. А кто нибудь читал книги с фонариком под одеялом?))))
Действия популярного романа `Консуэло` разворачиваются еще в середине XVIII века. Великолепная Венеция с ее музыкальной многообразной жизнью, ослепительная и шумная Вена. Смелая Чехия с ее очень героическим прошлым, даже солдафонская Пруссия – именно таков исторический фон романа, на котором мы наблюдаем судьбы главных героев произведения. Возможно, это лучшее «детище» Жорж Санд. Его трудно назвать именно историческим романом любовным, оно совершенно многогранно и совсем не отличается ни нудной...
SL № 51 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Консуэло» 3 года назад
до слез
не оторваться
Моя оценка:
Один из любимых исторических романов
Действия популярного романа `Консуэло` разворачиваются еще в середине XVIII века. Великолепная Венеция с ее музыкальной многообразной жизнью, ослепительная и шумная Вена. Смелая Чехия с ее очень героическим прошлым, даже солдафонская Пруссия – именно таков исторический фон романа, на котором мы наблюдаем судьбы главных героев произведения. Возможно, это лучшее «детище» Жорж Санд. Его трудно назвать именно историческим романом любовным, оно совершенно многогранно и совсем не отличается ни нудной...