Хорхе Марио Педро Варгас Льоса — известный перуано-испанский прозаик, драматург и публицист, политический деятель.
Детство провёл в Боливии, где его дед был консулом. По настоянию отца окончил военное училище им. Леонсио Прадо, а затем поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос. Однако вскоре уехал в Европу, в 1958 в Мадриде защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио. Затем в Париже работал журналистом, а также на радио и на телевидении. В 1967, получив Международную премию им. Ромуло Гальегоса, Варгас Льоса, произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью.
Первый роман Варгаса Льосы «Город и псы» (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме…
Хорхе Марио Педро Варгас Льоса — известный перуано-испанский прозаик, драматург и публицист, политический деятель.
Детство провёл в Боливии, где его дед был консулом. По настоянию отца окончил военное училище им. Леонсио Прадо, а затем поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос. Однако вскоре уехал в Европу, в 1958 в Мадриде защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио. Затем в Париже работал журналистом, а также на радио и на телевидении. В 1967, получив Международную премию им. Ромуло Гальегоса, Варгас Льоса, произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью.
Первый роман Варгаса Льосы «Город и псы» (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме скандал, повлёкший публичное сожжение книги. Изображенные в «правдивой истории» военного училища им. Леонсио Прадо дикие нравы заклеймили позором всю перуанскую военщину. Роман стал культовой книгой для молодёжной читательской аудитории Советского Союза. В СССР и в США книга была экранизирована. В романе «Зелёный дом» (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощрённую технику монтажа — с мгновенными переключениями времени и места действия и с множественными точками зрения. Повесть «Щенки» (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в «мачистском» (от исп. macho — самец, настоящий мужчина) окружении. После публикации этой повести, изображающей насилие элементом социального уклада жизни и выражающей анархический протест против торжества тотальной несправедливости в обществе Латинской Америки, писатель был назван некоторыми критиками «наследником Хемингуэя».
Роман «Разговор в "Соборе"» (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры Мануэля Одрии (1948-1956). В романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» (Pantalen y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать всё, даже сексуальную жизнь подчинённых. В детективной повести «Кто убил Паломино Молеро?» (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости. Варгас Льоса опубликовал также романы «Тетушка Хулия и писака» (La ta Julia y el escribidor, 1977), «Война конца света» (La guerra del fin del mundo, 1981), «История Майты» (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975). Последний роман писателя, «Сон кельта», был опубликован в сентябре 2010.
Варгас Льоса в основном живёт в Лондоне, однако каждый год старается посещать Перу, осмысление истории которого стало одной из главных тем писателя. Он много участвовал в политической жизни своей страны, в молодости поддерживал кубинский режим, но со временем разочаровался в коммунистических идеях, перейдя на позиции либерализма. В 1990 даже баллотировался в президенты Перу от партии «Демократический Фронт», но проиграл во втором туре Альберто Фухимори. В 1993 писатель получил испанское гражданство.