Если появившийся магический предмет или разверзнувшийся портал переносят героя в другое время или место, то персонажа можно смело считать попаданцем. Он может быть добровольным, если сам решает покинуть привычную обитель, чтобы помочь кому-то или потому что его мир всегда казался ему чужим. А иногда герой перемещается неожиданно для себя, и тогда приходится искать выход из новой реальности.
Попаданцы оказываются в прошлом и нередко меняют ход истории, их забрасывает в будущее или в абсолютно новую реальность, где часто царят магия и волшебство во всём своём многообразии. Проще говоря, попаданец — это путешественник во времени или пространстве, а иногда сразу и в том, и в другом.
Король ужасов пишет не только о клоунах-монстрах из канализации и отелях, сводящих с ума. В «11/22/63» он замахнулся на изменение истории и отправил своего героя на полвека назад. Очутившись в прошлом, учитель истории Джейкоб Эппинг решает изменить ход времени и не допустить убийство президента США Джона Кеннеди. Благородный поступок должен был привести к положительным изменениям, однако будущее сложилось вовсе не так, как рассчитывал Джейкоб.
Похожую задумку осуществил британский писатель Стивен Фрай. Только на этот раз герои хотят избавить мир от Адольфа Гитлера. Студента докторантуры по истории Майкла и физика Лео сводит случайность, но они быстро объединяют силы в попытке предотвратить самую страшную катастрофу XX века — Вторую мировую войну. Не допустив рождение фюрера, они обнаружили, что сделали только хуже и теперь нужно это исправить.
В родной Великобритании Бен Элтон известен как успешный комик, который плодотворно работал с Роуэном Аткинсоном, в том числе и над знаменитым шоу «Мистер Бин». Но Элтон ещё и серьёзный писатель. Потерявший семью герой книги «Время и снова время» соглашается вернуться на век назад, чтобы помешать убийству австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Пуля, выпущенная в того студентом Гаврилой Принципом, положила начало Первой мировой войне и всем тем ужасам, которые за ней последовали. Но действительно ли только убийство эрцгерцога стало причиной войны или история намного запутанней?
Говоря о попаданцах, вряд ли кто-то задумывается о классической литературе. Но Булгаков писал о перемещении во времени ещё в начале прошлого века. Пьеса «Иван Васильевич» рассказывает о царе, который в ходе эксперимента попадает в московскую коммунальную квартиру 30-х годов, а в XVI веке на месте Ивана Грозного оказывается простой советский гражданин.
Невозможно представить человека, который не видел фильм или хотя бы не слышал о картине Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». И хотя лента довольно близка к тексту, всё же оригинал отличается от кино.
Если Кинг отправляет своего персонажа назад, в середину XX века, то в романе Пола Андерсона 1953 год — это настоящее главного героя Хольгера. Поэтому юношу забрасывает ещё дальше назад. Только мир этот альтернативный — с гномами, ведьмами, чародеями и прекрасной девушкой-лебедем. Не растерявшись, Хольгер применяет свои современные научные знания для выживания в этом непростом месте. Например, закон о термодинамике хорошо подойдёт для победы над огнедышащим драконом.
Ценность этого романа не только в сюжете, но и в невероятной достоверности. Джек Финней в мелких деталях описывает Нью-Йорк конца XIX века, куда попадает его герой Саймон Морли. В некоторые издания книги даже включены старые подлинные фотографии мест, где происходит действие романа.
Ещё одна изюминка — способ попадания в прошлое. Никаких машин и сложных устройств, только личные способности и гипноз. У автора получилось настолько хорошо, что фанаты умоляли его написать продолжение.
Ещё один классик, от которого не ожидаешь истории о попаданцах, — Марк Твен. Но известный любитель историй о приключениях и авантюрах удивил всех и отправил своего героя Хэнка прямо ко двору короля Артура. И способ перемещения во времени вполне в духе Твена — удар по голове чем-то тяжёлым.
Очнувшийся Хэнк обнаруживает не сотрясение, а средневековый двор, наполненный храбрыми рыцарями и прекрасными девами. Прыткий гость из будущего довольно скоро втирается в доверие к королю, прикинувшись волшебником. Янки пытается изменить Англию на привычный для себя манер. И конечно же, наживает себе немало врагов.
8. «Крестовый поход в джинсах», Теа Бекман
Средние века — это не только влюблённые рыцари, исполняющие серенады под окнами своих томных дам сердца, смущённо расправляющих парчовые юбки. Теа Бекман задевает одну из самых страшных эпох — время Крестовых походов. В XIII веке в них отправлялись не только обученные военные, но и дети. Данные разнятся, некоторые источники говорят об отряде из 25 000 подростков, которые ушли в Иерусалим. Мальчик Рудольф из XX века из-за ошибочного эксперимента попадает в один из таких отрядов и пытается выжить всеми доступными способами.
Писатель знаком в первую очередь по повести «Старик Хоттабыч», которая тоже вполне вписывается в категорию книг о попаданцах. В «Голубом человеке» простой студент Юра в скверном расположении духа оказывается в царской России конца XIX века, как раз на пороге политических потрясений. У него есть неоспоримое преимущество: Юра знает, что будет дальше.
Особое место в романе занимает сама Москва, которой уже нет. Лагин словно проводит экскурсию по улочкам старого города, в деталях описывая его.
Автор не ограничивается одной эпохой или страной, а проносит своих попаданцев через века. Восемь друзей готовятся праздновать Хеллоуин и обнаруживают, что их девятый друг пропал. Чтобы найти Пифкина, ребятам придётся пройти через Древний Египет, Грецию, Рим, средневековый Париж и Мексику. Как обычно это бывает у Брэдбери, книга яркая, живая, с приключениями, к тому же познавательная.
Немецкий писатель Розендорфер предлагает взглянуть на современный мир глазами человека, который прибыл из X века. Попаданец не только из прошлого, но и совсем другой культуры — Древнего Китая. Многое герою непонятно, прогресс откровенно пугает, а сложившиеся обычаи кажутся по крайней мере странными.
Чтобы как-то упорядочить новую информацию в голове, Гао-Дай пишет письма домой, осуждая быт «большеносых» и отпуская колкости насчёт их образа жизни. Но находит он во всей этой запутанной ситуации и положительные моменты — пиво, горнолыжные курорты и современных женщин. Кажется, со временем что-то всё-таки не меняется.
Книга открывает «Варяжский цикл», состоящий из 10 произведений. Первый роман рассказывает, как бывший десантник попадает в Киевскую Русь Х века. Время непростое, кругом враги: печенеги и викинги устраивают набеги. Но именно здесь Сергей Духарев находит себя, любовь всей жизни и признание. Хотя сначала придётся доказать суровым предкам, что ему есть место среди них.
Андрей с самого начала книги знает о своей экстраординарности. Он обладает сверхъестественными способностями. Поэтому попадание в параллельный мир, где царствует магия, не становится сюрпризом. Но всё же придётся разобраться, что там и к чему. Герой исследует новую обитель, натыкается на противоречивых персонажей и пытается найти своё место во всём этом многообразии существ. А внутри него зреет ещё одно магическое создание, потому что Андрей — дракон.
Макс Фрай пишет о своём литературном альтер эго сэре Максе, на долю которого выпадают невероятные приключения. Герой и сам не промах — хитёр, ловок и сообразителен. Цикл состоит из восьми книг и начинается с романа «Чужак», в котором персонаж рассказывает, как попал в магический город Ехо и чем там занимается. Здесь есть место детективному триллеру, фэнтези и юмору — в общем, чтиво на любой вкус.
Героиню Дианы Гэблдон забрасывает из 40-х годов XX века в Шотландию середины XVIII века, за несколько лет до восстания якобитов. Мало того что Клэр не приспособлена к суровой жизни без прелестей цивилизации, ещё и время для страны неспокойное. На фоне личных переживаний героини плетутся политические интриги, совершаются жестокие расправы над врагами и происходят исторические события. В этом новом для неё времени Клэр познаёт настоящую любовь и тягу к приключениям.
Книга открывает одноимённый цикл, так что с понравившимися героями можно долго не расставаться.
Заваленная сессия в университете для Анжелики оказалась не катастрофой, а дверью в новое учебное заведение — Академию попаданцев. Здесь все новички, хоть и из разных миров. Героиня осваивается в новом студенческом общежитии, посещает необычные лекции и налаживает связи. Её лучшим другом становится курящий единорог Бонифаций, а влюбляется Анжелика, конечно же, в самого властелина Тьмы.
Попаданцы обычно путешествуют в пространстве и времени с помощью магических предметов или хитрых научных приборов. А вот Гвендолин ничего этого не надо, потому что она унаследовала способность попадать в прошлое от предков. Семья предполагала, что дар перейдёт к другой девочке, и готовила ту к необычным испытаниям. Но судьба распорядилась так, что именно Гвендолин предстоит перемещаться между настоящим и прошлым, чтобы разгадать непростую загадку.
Аза — болезненный подросток, и ей осталось жить совсем недолго. Доктора не знают, что с девушкой не так, поэтому не могут помочь. Но это в обыденном мире. Попав в загадочную страну Магонию, Аза меняется. Её тело остаётся на земле, а сама же девушка перемещается в новое место, где парят волшебные корабли, живут птицелюди, а неизлечимый недуг исчез. Но всё же героиню тянет назад, в прошлый мир, ведь там остались семья и лучший друг.
Погружение в необычный мир, созданный автором, начинается с книги «Часовой ключ». Героиня Василиса узнаёт, что она не заурядная школьница, каких тысячи, а дочь влиятельного мага. Она попадает в волшебный мир, населённый феями и чародеями, и теперь придётся разобраться, кто тут друг, а кто враг и можно ли доверять собственному отцу. К тому же ей нужно решить, становиться ли часодеем. А для начала неплохо бы узнать смысл этого загадочного звания.
Роберт Хайнлайн в своём творчестве уделял особое внимание хитроумным изобретениям, веря, что именно за ними будущее планеты. «Дверь в лето» рассказывает об инженере, который создал машину, способную погружать людей в глубокий сон на несколько десятков лет, а затем будить без последствий для ума и тела.
Но подлый друг и корыстная невеста обманывают инженера, забирают себе акции его компании, а самого героя погружают в сон. Проснувшись через 30 лет, персонаж понимает, что всё вокруг изменилось, а рассчитывать он может теперь только на себя и своего верного кота.
20 стоящих книг про попаданцев, чтобы отвлечься от реальности
1. «11/22/63», Стивен Кинг
2. «Как творить историю», Стивен Фрай
3. «Время и снова время», Бен Элтон
4. «Иван Васильевич», Михаил Булгаков
5. «Три сердца и три льва», Пол Андерсон
6. «Меж двух времён», Джек Финней
7. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», Марк Твен
8. «Крестовый поход в джинсах», Теа Бекман
9. «Голубой человек», Лазарь Лагин
10. «Канун всех святых», Рэй Брэдбери
11. «Письма в Древний Китай», Герберт Розендорфер
12. «Варяг», Александр Мазин
13. «Я — дракон», Александр Сапегин
14. «Лабиринты Ехо» (цикл), Макс Фрай
15. «Чужестранка», Диана Гэблдон
16. «Академия попаданцев», Мария Боталова, Екатерина Флат
17. «Таймлесс. Рубиновая книга», Керстин Гир
18. «Магония», Мария Хэдли
19. «Часодеи» (цикл), Наталья Щерба
20. «Дверь в лето», Роберт Хайнлайн