Недавно представители Netflix сообщили, что впервые экранизируют культовый роман Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества». По этому поводу мы решили вспомнить не только об авторе знаменитого романа, но и о других известных латиноамериканских авторах.

Габриэль Гарсиа Маркес

660x329_1_60fed9b91d3f776227016dc432cf0d83@1280x638_0xac120002_13275142941552304600.jpeg
Пожалуй, самый титулованный латиноамериканский писатель родился в Колумбии. Как он не раз признавался, его любимыми авторами были Джеймс Джойс, Франц Кафка и Вирджиния Вулф. С учетом подобных литературных предпочтений, не удивительно, что он и сам стал работать в жанре интеллектуальной прозы: его романы в высшей степени метафоричны и насыщены всевозможными отсылками к другим произведением искусства. Интересно, что свое предназначение писателя он всегда остро чувствовал. «…Чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: „Не хватало только, чтобы роман оказался плохим“». В 1967 году было опубликовано знаковое произведение Маркеса — роман «Сто лет одиночества», который на данный момент переведен на 46 языков. А в 1982 году он был награжден Нобелевской премией по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». После его смерти 17 апреля 2014 года в Колумбии был объявлен трехдневный национальный траур.

Хорхе Луис Борхес

660x440_1_9d2f70ad237b350106d38afabcbe4f56@1280x853_0xac120002_15867377911552304590.jpeg
В жилах Борхеса течет баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. С самого детства семья ожидала от него, что он непременно станет писателем — его отец мечтал о славе признанного автора, но здоровье не позволило ему самореализоваться: он потерял зрение. Однако Борхес осуществил то, что от него так хотели близкие: он начал писать в 6 лет и уже в школе перевел на испанский язык сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц». Самостоятельную литературную карьеру он начал со стихов, однако в 1930-х плавно перешел к прозе. Именно в качестве прозаика он и добился признания: его тексты, в первую очередь, интересны тем, что в них уживается увлекательный игровой сюжет и глубокое содержание — а это в литературе бывает нечасто. Энциклопедист с блестящим образованием, Борхес лихо совмещал в произведениях правду и вымысел — он обожал «обманывать» читателя и, наверное, именно поэтому его так уважал Владимир Набоков. Сам же аргентинский писатель, к слову, очень тепло относился к творчеству все той же Вирджинии Вулф, которую так любил Маркес.

Хулио Кортасар

660x442_1_d0bc0380cfc6b9c5cb5ba25e7a7f17e6@1280x858_0xac120002_9768041881552304749.jpeg
Кортасар считал своим учителем Херхе Луиса Борхеса и это неслучайно. Как и его «старший брат», он любил запутывать читателя, а еще часто экспериментировал с литературными формами. Так, его самый знаменитый роман — «Игра в классики» — можно читать как обычную книгу, главу за главой, а можно и в особом порядке, установленном автором. Позднее подобный прием возьмет на вооружение другой известный писатель, правда, балканского происхождения — Милорад Павич. Кортасар часто вводит в реалистическое повествование элементы фантастики, не превращая, однако, текст в сказку. Поэтому не стоит удивляться, что умершие герои в его произведениях то и дело оживают, а персонажи совершают путешествия во времени и пространстве. Все это позволяет отнести Кортасара к представителям магического реализма, который был столь популярен среди классиков латиноамериканской литературы.

Карлос Фуэнтес

660x653_1_d2a758e18d144c1f807662c56bd82d56@1280x1266_0xac120002_4305760251552304723.jpeg
Карлос Фуэнтес родился в уважаемой семье дипломата и детство провел в постоянных разъездах между странами и континентами. С юности он хотел стать писателем, но родители настояли на карьере юриста и дипломата. Фуэнтес не стал спорить с родственниками, однако в свободное время он любил заниматься литературой. Это дало свои плоды: уже в 31 год он смог свести к минимуму занятие не самой любимой профессией и посвятить себя писательскому делу. В отличие от множества латиноамериканских авторов Фуэнтес не слишком склонен к магическому реализму. Классическая проза ему оказалась ближе и, в этом смысле, он стоит особняком среди своих коллег по цеху. Семейные саги, история Мексики, ее прошлое и будущее — вот, что всегда его увлекало. «Смерть Артемио Круса», наиболее известный роман Фэнтеса, был опубликован в 1962 году. В нем писатель рассказывает о судьбе бездомного парня, идеалиста-революционера, который смог стать одним из богатейших людей страны — правда, по пути к красивой жизни он расстался с мечтами и устремлениями юности.

Марио Варгас Льоса

660x440_1_63f82d7a44bc64344bde4c82a6efa3e4@1280x853_0xac120002_9184159481552304662.jpeg
Перуано-испанский писатель был награжден в 2010 году Нобелевской премией по литературе «за изображение структуры власти и яркие картины человеческого сопротивления, восстания и поражения». Эта награда стала очередным подтверждением статуса современного классика для Марио Варгаса Льосы, который прославился не только в качестве писателя, но также драматурга и яркого политического деятеля. Первоначально он был сторонником левых идей и активно защищал коммунистические идеалы, именно поэтому его тексты зачастую носили обличительный пафос — он описывал диктаторские латиноамериканские режимы без прикрас. Позднее Льоса разочаровался в социализме и стал убежденным либералом. Это, впрочем, не изменило его литературных предпочтений: он всегда призывает к сочувствию «униженным и оскорбленным», порицая культ потребления и борясь с «правом сильного» в мире. Так, например, в одном из своих знаменитых текстов — «Щенки» — он рассказывает о судьбе кастрированного мальчика в суровом мачистском обществе.

Пауло Коэльо

660x792_1_befa89466fb21474c29ca3a2e213275a@1067x1280_0xac120002_1430308421552304768.jpeg
Сложно в это поверить, но совокупный тираж всех изданных книг Коэльо перевалил сегодня за 300 миллионов экземпляров. Неудивительно, что он считается самым читаемым бразильским автором — с такими цифрами сложно поспорить. Своим учителем он считает Хорхе Луиса Борхеса (интересно, что бы сам Борхес сказал о Коэльо?). Жизнь писатель совсем не была простой: он рос в консервативной семье, которая противилась его стремлению быть писателем. Неприятие родными его планов на будущее было столь радикальным, что они отправили его в психиатрическую лечебницу. Однако это не сумело убедить Коэльо не заниматься литературой. Долгое время он сочинял песни для популярных бразильских музыкантов, однако в 1980-х, опубликовав несколько романов, прославился на весь мир. Тогда же он написал и свою самую популярную книгу — «Алхимик».