АЛЬБЕР КАМЮ — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности, Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.
В 1932-1937 учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936-1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах…
АЛЬБЕР КАМЮ — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности, Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.
В 1932-1937 учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936-1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме». В 1936 создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.
Ещё в 1930 у Камю был обнаружен туберкулёз, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет. На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 написан первый вариант пьесы «Калигула».
В январе 1940 Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.
В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором. В мае 1940 была закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из газеты и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 закончен «Миф о Сизифе».
Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 был издан «Посторонний», в 1943 — «Миф о Сизифе». С 1943 начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. С конца 1943 начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 был написан роман «Чума» (опубликован в 1947).
После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».
В 1951 выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.
Его всё больше увлекает театр, с 1954 он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже экспериментального театра. В 1956 Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».
В 1957 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.
4 января 1960 автомобиль Facel-Vega, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги. В автокатастрофе погибли Камю и сам Галлимар. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченного романа «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет.
Романы
1947 — Чума / La peste
1994 — Первый человек / Le premier homme
Повести
1942 — Посторонний / L’Étranger
1956 — Падение / La Chute
1971 — Счастливая смерть / La Mort heureuse
Рассказы
1957 — Изгнание и царство / L'Exil et le royaume
Неверная жена / La Femme adultère
Ренегат, или Смятенный дух / Le Renégat ou un esprit confus
Молчание / Les Muets
Гостеприимство / L’Hôte
Иона, или Художник за работой / Jonas ou l’artiste au travail
Растущий камень / La Pierre qui pousse
Пьесы
1944 — Недоразумение / Le Malentendu
1945 — Калигула / Caligula
1948 — Осадное положение / L’État de siège
1949 — Праведники / Les Justes
1956 — Реквием по монахине / Requiem pour une nonne
1959 — Бесы / Les Possédés
Эссе
1936 — Восстание в Астурии / Révolte dans les Asturies
1937 — Изнанка и лицо / L’Envers et l’Endroit
1939 — Брачный пир / Noces
Бракосочетание в Типаса
Ветер в Джемила
Лето в Алжире
Пустыня
1942 — Миф о Сизифе / Le Mythe de Sisyphe
1947 — Размышления о гильотине / Réflexions sur la Guillotine
1951 — Человек бунтующий / L’Homme révolté
1954 — Лето / L’Été
Философские взгляды
Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался он не от болезни, а в силу трагической случайности).
В отличие от Ясперса или Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда по Камю являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
1967 — Посторонний / Lo straniero
1983 — Иона, или Художник за работой
1992 — Чума / La peste
1993 — Друг войны
1996 — Калигула / Caligula
1997 — Калигула / Kaligula
Фильм про Камю
2010 - Альбер Камю