Об автореподробнее
Родился: 24 апреля 1929 г.
Умер: 28 сентября 2008 г.
Владимир Дмитриевич Михайлов родился в Москве. Окончил юридический факультет Рижского университета им.П.Стучки. До 1950 года работал следователем в прокуратуре, служил в армии, был на партийной работе. С 1958 года перешел на литературное поприще, работал в редакциях ряда рижских изданий и писательских организаций, публиковался в антологиях. Был главным редактором журнала «Даугава», превратившимся под его руководством в годы перестройки в один из самых интересных журналов страны. Известен также как поэт и переводчик. Живет в Москве. 

Сейчас уже трудно в это поверить, но мэтр отечественной социальной фантастики Владимир Михайлов писателем-фантастом становиться не собирался. Входил-то он в литературу вполне «традиционным» маршрутом — через поэзию и сатиру. А фантастом cтал, как сам признается, по чистой случайности. «Впрочем, ничего случайного в жизни не происходит». — тут же поправляет сам себя В.Д.Михайлов. А произошло вот что: «Знакомые литераторы издавали альманах на русском языке. Чтобы привлечь читателя, им хотелось иметь в альманахе что-нибудь фантастическое. Ну, если есть заказ... Я писал с удовольствием. Сначала рассказ. Рассказ перерос в повесть. Повесть напечатали. Это была грань 50-х и 60-х годов. Может быть потому, что напечатали меня легко, без правки и сокращений, я решил фантастику не оставлять и на реалистическую прозу некоторое время не отвлекаться». Не отвлекается он и по сей день, за исключением романа «Один на дороге». Для В.Д.Михайлова фантастика оказалась воистину счастливой случайностью, подтверждение чему — его писательский путь длиною в сорок лет и три десятка книг.

Как фантаст Михайлов появился на свет в 1962 году, когда в «Искателе» была опубликована дебютная повесть «Особая необходимость». 1962 год — начало яркого прорыва в научной фантастике. Одна из доминирующих тем — освоение космоса, тема самая животрепещущая, ведь всего год прошёл после выхода человека в космос.

Ранняя фантастика Владимира Михайлова — это научная романтика: сильные и умные люди бесстрашно разгадывают загадки Вселенной (например, в повести «Спутник «Шаг вперед»», 1964). Для 60-х это было как поветрие. Но даже эти ранние вещи выделялись довольно редким для НФ того времени вниманием к психологии поступков героев, остроте ситуаций, заданностью нравственных коллизий. Впрочем, сам писатель к раннему периоду своего творчества относится с изрядной долей иронии: «Начинал я до отвращения банально: с сюжета, обязательно приключенческого, с какой-то фантастической идеи, с открытия, с изобретения — они-то и были «мотором» моих первых книг. Сегодня я себя утешаю: так начинал не один я…». Но в каждой последующей повести, книге В.Д.Михайлова «человеческий фактор» все больше вытеснял из его научной фантастики собственно науку. Тут необходимо сделать паузу и отметить одно важное свойство, присущее всему творчеству В.Д.Михайлова. Свойство, которое можно выразить одним словом — «преодоление». Не столь уж часто встречающееся в современной литературе качество писателя — способность к преодолению слова и единожды выбранного стиля — от книги к книге. Оставаясь в художественном пространстве фантастики, Владимир Михайлов почти в каждой своей вещи преодолевает ее, то и дело стремится выпрыгнуть за «штрафную линию» жанра. Преодолевает, рискуя сорваться в пропасть самоуничтожения целостности текста, замысла. Но риск — также свойство Словотворца. 

Первый серьезный шаг к преодолению научно-приключенческой фантастики был сделан в романе «Дверь с той стороны» (1974), который вывел писателя в число ведущих авторов (наряду со Стругацкими) советской социальной фантастики.

В 70-е и 80-е годы получили широкую известность его романы о звездном капитане Ульдемире. Тогда же обнаруживается «визитная карточка» фантастической прозы Михайлова: публицистичность. Каждый его роман напоминает дискуссионный клуб. Персонажи представляют разнообразные общественные группы, философские и политические платформы. Сюжет играет роль спикера, собирающего оппонентов для обсуждения какой-нибудь глобальной проблемы. Так, например, в известном интеллектуальном боевике «Вариант 'И'» (1998) стремительная детективная динамика удачно разбавляет диспут-многоходовку на тему о перспективах сращения России с исламским миром. Философия и «драйв» органично дополняют друг друга.

Кроме писательской и редакторской деятельности Владимир Михайлов руководил Рижским семинаром молодых фантастов, был одним из руководителей Малеевского семинара молодых фантастов. Член Литературного Жюри премии «Странник». Лауреат множества литературных премии, входил в Творческий совет журнала «Если».

© Компиляция из статей Евгения Харитонова, Елены Кошары и материалов, найденных в Сети

Хрустальная медуза
Год выхода: 1985
Второй сборник фантастических произведений писателей Латвии. В него входят довести и рассказы В. Михайлова, Л. Алферовой, Н. Гуданца, Д. Трускиновской, Дз. Шулце и других — всего девятнадцати авторов. Заостряя внимание читателей на перспективах развития науки и техники, предлагая наиболее вероятные модели грядущего, писатели основное внимание уделяют проблемам, волнующим современного человека, и его нравственности. Книга предваряется предисловием составителя и завершается краткими сведениями об...
Черный ящик с Руддерогги
Год выхода: 2009
У главного героя случился отпуск. И он решается отправиться на Антилию, планету, где в настоящий момент работает его девушка Дения. Дения - археолог и входит в состав экспедиции, которая изучает на Антилии следы неизвестной цивилизации. Добраться дотуда оказалось непросто…© dukeРассказ из сборника "Фантастика 2009"


Избранные произведения. Том 4
Год выхода: 1993
В четвертый том избранных произведений известного российского фантаста В.Михайлова включена вторая книга романа «Властелин» - «Пусть возвратится убийца», где звездные войны и дворцовые интриги не заглушают размышлений о жизни и Вселенной, и примыкающая к циклу романов о капитане Ульдемире повесть «Стебелек и два листка».
Лаборатория ЛЭФ, № 2, 1990
Год выхода: 1990
ЛАБОРАТОРИЯ ЛЭФ № 2, 1990 В номере: ОПЫТЫ КЛУБА ЛЭФ Виктор Белосков. Сексотрясение, или сексуальная эволюция по Станиславу Лему НАШИ ИЛЛЮСТРАЦИИ А. Азпири, А. Ц. Лобо. CANDHI. Комикс гданьского КЛФ «Галактика» (Польша) ИЗ НЕНАПЕЧАТАННОГО (ИЗ НЕПЕЧАТНОГО) Владимир Михайлов. Ночь черного хрусталя. Отрывок из повести НАШИ ИЛЛЮСТРАЦИИ А. Азпири, А. Ц. Лобо. MUMIA. Комикс гданьского КЛФ «Галактика» (Польша) ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА Сергей Абрамов. Логика настоящего джентльмена. Рассказ...
«Если», 2007 № 01
Год выхода: 2007
Содержание: Павел Амнуэль. ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТ, рассказ Дмитрий Колодан. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КРАБЫ, рассказ Карл Фредерик. МЫ — КОШКА, рассказ Видеодром Владимир Михайлов. ЖИВИ, ПОКА МОЖЕШЬ, повесть Далия Трускиновская. СУССИ, рассказ Сергей Синякин. МЕДНАЯ ЛУНА, повесть Мария Галина. В ПОИСКАХ ЗОЛОТОГО ВЕКА Рецензии Александр Громов. ПОНИ БЕГАЕТ ПО КРУГУ Антон Первушин. КОСМИЧЕСКИЕ УШЕЛЬЦЫ Экспертиза темы Дмитрий Байкалов. «ЕСТЬ ТОЛЬКО ТЫ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ» Курсор PERSONALIA