Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — современный российский писатель.
Родился в Москве 22 ноября 1962 года. В 1979 году окончил московскую среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной, там же работала завучем и преподавателем английского языка мать Виктора — Ефремова Зинаида Семёновна. Его отец, Олег Анатольевич, тоже работал преподавателем — на военной кафедре в МГТУ им. Баумана. В 1985 году окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, учился в Литинституте, но был отчислен. Несколько лет являлся сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). Книги Пелевина переведены на все основные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. French Magazine включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссёром Сокуровым). В конце 2009 года по результатам опроса был признан самым влиятельным интеллектуалом России. (источник)
Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории. Это и центр управления советской Россией, который находился в подземельях под Кремлем (Повесть огненных лет), и версия перестройки, якобы возникшей в результате мистических упражнений уборщицы Веры Павловны, сосланной после смерти в роман Чернышевского в наказание за «солипсизм на третьей стадии».
Грань между жизнью и смертью, как правило, размыта: герои Вестей из Непала и Синего фонаря вдруг начинают понимать, что они – мертвецы, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли бы уехать заграницу (Бубен Верхнего Мира, 1993). Пелевин охотно пользуется мотивом инвариантности мира и для оживления своих описаний. Вот, например, «импрессионистский» портрет одного из красноармейцев в романе Чапаев и Пустота: «Жербунов недоверчиво хмыкнул, а у Барболина на лице на миг отобразилось одно из тех чувств, которые так любили запечатлевать русские художники девятнадцатого века, создавая народные типы – что вот есть где-то большой и загадочный мир, и столько в нем непонятного и влекущего, и не то, что всерьез надеешься когда-нибудь туда попасть, а просто тянет помечтать иногда о несбыточном». Здесь заметна так же типичная для Пелевина ирония над штампами русской классики, поскольку эти бывшие крестьяне – активные участники красного террора, которым даже известно, что человечина похожа на говядину: «Я пробовал».
Но, по мнению Пелевина, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни и выйти навстречу подлинному Бытию. Так это и происходит с героями большинства его книг: цыплятами, которые вырвались за окна инкубатора, развив свое самосознание и врожденные способности. (Хотя автор и намекает, что «настоящий» мир имеет и свои минусы. С какого-то момента цыплятам на крылья приходится нацеплять гайки: в процессе упражнения ноги почему-то отрываются от земли (Затворник и Шестипалый)). Освобождается от иллюзорного мира и мотылек Митя, превратившись в светлячка (Жизнь насекомых), и сарай с душой велосипеда, обретающий истинную жизнь после устроенного им самим пожара (Жизнь и приключения сарая № ХХII). Рассказчик Желтой стрелы (1993) сходит в конце концов с бесконечного поезда, двигающегося к «разрушенному мосту», а Чапаев, Анна и Петр погружаются в финале романа в «Условную реку абсолютной любви» – сокращенно «Урал».
Но не верно будет относить произведения Пелевина только к мистической литературе. С таким же успехом их можно прочитать и как философскую притчу, и как юмористическую повесть, и даже как самоучитель Public Relations – роман Generation «P» (1998), самим Пелевиным названный в одной из бесед (поскольку интервью он не дает из принципа) – «производственным романом о рекламе». (источник)
Романы
1992 — Омон Ра
1993 — Жизнь насекомых
1996 — Чапаев и Пустота
1999 — Generation «П»
2003 — Числа
2004 — Священная книга оборотня
2005 — Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре
2006 — Empire "V"
2009 — t
2011 — S.N.U.F.F.
2013 — Бэтман Аполло (продолжение Empire "V")
2014 — Любовь к трем цукербринам
2015 — Смотритель. Том 1. Орден желтого флага
2015 — Смотритель. Том 2. Железная бездна
2016 — Лампа Мафусаила
2017 — iPhuck 10
2018 - Тайные виды на гору Фудзи
Сборники
1991 — Синий фонарь
1996 — Бубен Нижнего Мира. Сочинения в двух томах. Том 1
1996 — Бубен Верхнего Мира. Сочинения в двух томах. Том 2
2005 — Все повести и эссе
2005 — Все рассказы
2005 — Relics. Раннее и неизданное
2007 — Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2008 — П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана
2010 — Ананасная вода для прекрасной дамы
2012 — Македонская критика французской мысли
Повести и рассказы
1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка)
1990 — Затворник и Шестипалый
— Оружие возмездия
— Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
1991:
— Вести из Непала
— Встроенный напоминатель
— Девятый сон Веры Павловны
— День бульдозериста
— Жизнь и приключения сарая Номер XII
— Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»)
— Мардонги
— Миттельшпиль
— Музыка со столба
— Онтология детства
— Откровение Крегера (Комплект документации)
— Принц Госплана
— Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы)
— СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)
— Синий фонарь
— Спи
— Ухряб
— Хрустальный мир
1992 — Ника
1993 — Бубен Нижнего мира (Зеленая коробочка)
— Бубен Верхнего мира
— Жёлтая стрела
— Зигмунд в кафе
— Полет над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»)
— Происхождение видов
1994 — Иван Кублаханов
— Тарзанка
1995 — Папахи на башнях
1996 — Водонапорная башня
— Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR
1997 — Греческий вариант
— Краткая история пэйнтбола в Москве
1999 — Нижняя тундра
— Явление героя (отрывок из романа «Generation П»)
2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва)
2003 — Акико
— Гость на празднике Бон
— Запись о поиске ветра
— Македонская критика французской мысли
— Один вог
— Фокус-группа
2004 — Свет горизонта
2005 — Who by fire
2006 — Сны о Герое
2008 — Ассасин
— Зал поющих кариатид
— Кормление крокодила Хуфу
— Некромент
— Пространство Фридмана
2010 — Тхаги
Эссе
1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума
1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека)
1993 — ГКЧП как Тетраграмматон
1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма
1993 — Икстлан — Петушки
1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов
1998 — Имена олигархов на карте Родины
1998 — Последняя шутка воина
2001 — Код Мира
2001 — Мост, который я хотел перейти
2001 — Подземное небо
2002 — Мой Мескалитовый Трип
Стихи
1993 — Осень (стихотворение из романа «Чапаев и Пустота»)
2003 — Элегия 2
2005 — Психическая атака. Сонет
Статьи
1999 — Виктор Пелевин спрашивает PR
Цикл объединенный персонажем Чапаевым:
Чапаев и Пустота
t
Смотритель
О наркотиках
Почти во всех книгах Пелевина герои поедают наркотические грибы или нюхают кокаин. У искусствоведа Игоря Голомштока Виктор Пелевин жил в Лондоне почти месяц. Разговор как-то раз зашел и о грибах. Игорь спросил: "Вы сами на себе пробуете?" Он говорит: "Да, это интересно, я экспериментирую". В последствие отношение Пелевина к наркотикам несколько изменилось, о чём он сказал в одном из интервью: "В молодости со мной всякое бывало — как, например, и с Биллом Клинтоном. Только он не вдыхал, а я не выдыхал, а так очень похоже. Но я уже давно не употребляю наркотиков. Единственный стимулятор в моей жизни — это китайский чай. Я научился ценить простое, ясное и трезвое состояние ума. Мне никуда из него не хочется уходить, это мой дом, мне в нем хорошо и уютно. Я много лет не пью и не курю. Для меня принимать наркотики или психотропы - это примерно как зимой раздеться догола, выйти на улицу и побежать куда-то трусцой по слякоти. Теоретически говоря, можно такое проделать, организм выдержит, но ничего привлекательного в такой прогулке я не вижу и никаких озарений от нее не жду. Состояния, которые я описываю в книгах, посещают меня безо всякой химии. Если мои герои принимают какие-то фантастические вещества, это просто сюжетный ход, который позволяет мне рационально объяснить возникновение подобных переживаний у них. Вы же не спрашиваете, например, Акунина или Маринину, сколько старушек они мочат в неделю - хотя по их книгам уголовный розыск вполне может решить, что они хорошо знакомы с технологией убийства или даже занимаются его пропагандой. А вот меня почему-то постоянно спрашивают, употребляю я наркотики или нет. Нет, не употребляю, никому не советую и где купить, тоже не знаю."
«А Хули», экранизации романа «Священная книга оборотня» - съемки начались в 2009 году, фильм еще не вышел на экраны.
«Generation П», экранизация одноименного романа, 2011 год.
«Ничего страшного», короткометражный фильм экранизация рассказа «Синий фонарь», 2000 год.
«Buddha's Little Finger», экранизация романа «Чапаев и Пустота» (Россия/Германия), 2015 год.
"Ампир V" 2018г.