Информация
Родился: 22 ноября 1962 г., Москва, СССР

Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — современный российский писатель.

Родился в Москве 22 ноября 1962 года. В 1979 году окончил московскую среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной, там же работала завучем и преподавателем английского языка мать Виктора — Ефремова Зинаида Семёновна. Его отец, Олег Анатольевич, тоже работал преподавателем — на военной кафедре в МГТУ им. Баумана. В 1985 году окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, учился в Литинституте, но был отчислен. Несколько лет являлся сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). Книги Пелевина переведены на все основные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. French Magazine включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссёром Сокуровым). В конце 2009 года по результатам опроса был признан самым влиятельным интеллектуалом России. (источник)

Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории. Это и центр управления советской Россией, который находился в подземельях под Кремлем (Повесть огненных лет), и версия перестройки, якобы возникшей в результате мистических упражнений уборщицы Веры Павловны, сосланной после смерти в роман Чернышевского в наказание за «солипсизм на третьей стадии».

Грань между жизнью и смертью, как правило, размыта: герои Вестей из Непала и Синего фонаря вдруг начинают понимать, что они – мертвецы, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли бы уехать заграницу (Бубен Верхнего Мира, 1993). Пелевин охотно пользуется мотивом инвариантности мира и для оживления своих описаний. Вот, например, «импрессионистский» портрет одного из красноармейцев в романе Чапаев и Пустота: «Жербунов недоверчиво хмыкнул, а у Барболина на лице на миг отобразилось одно из тех чувств, которые так любили запечатлевать русские художники девятнадцатого века, создавая народные типы – что вот есть где-то большой и загадочный мир, и столько в нем непонятного и влекущего, и не то, что всерьез надеешься когда-нибудь туда попасть, а просто тянет помечтать иногда о несбыточном». Здесь заметна так же типичная для Пелевина ирония над штампами русской классики, поскольку эти бывшие крестьяне – активные участники красного террора, которым даже известно, что человечина похожа на говядину: «Я пробовал».

Но, по мнению Пелевина, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни и выйти навстречу подлинному Бытию. Так это и происходит с героями большинства его книг: цыплятами, которые вырвались за окна инкубатора, развив свое самосознание и врожденные способности. (Хотя автор и намекает, что «настоящий» мир имеет и свои минусы. С какого-то момента цыплятам на крылья приходится нацеплять гайки: в процессе упражнения ноги почему-то отрываются от земли (Затворник и Шестипалый)). Освобождается от иллюзорного мира и мотылек Митя, превратившись в светлячка (Жизнь насекомых), и сарай с душой велосипеда, обретающий истинную жизнь после устроенного им самим пожара (Жизнь и приключения сарая № ХХII). Рассказчик Желтой стрелы (1993) сходит в конце концов с бесконечного поезда, двигающегося к «разрушенному мосту», а Чапаев, Анна и Петр погружаются в финале романа в «Условную реку абсолютной любви» – сокращенно «Урал».

Но не верно будет относить произведения Пелевина только к мистической литературе. С таким же успехом их можно прочитать и как философскую притчу, и как юмористическую повесть, и даже как самоучитель Public Relations – роман Generation «P» (1998), самим Пелевиным названный в одной из бесед (поскольку интервью он не дает из принципа) – «производственным романом о рекламе». (источник)

Библиография

Романы

1992 — Омон Ра
1993 — Жизнь насекомых
1996 — Чапаев и Пустота
1999 — Generation «П»
2003 — Числа
2004 — Священная книга оборотня
2005 — Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре
2006 — Empire "V"
2009 — t
2011 — S.N.U.F.F.
2013 — Бэтман Аполло (продолжение Empire "V")
2014 — Любовь к трем цукербринам
2015 — Смотритель. Том 1. Орден желтого флага
2015 — Смотритель. Том 2. Железная бездна
2016 — Лампа Мафусаила
2017 — iPhuck 10
2018 - Тайные виды на гору Фудзи

Сборники

1991 — Синий фонарь
1996 — Бубен Нижнего Мира. Сочинения в двух томах. Том 1
1996 — Бубен Верхнего Мира. Сочинения в двух томах. Том 2
2005 — Все повести и эссе
2005 — Все рассказы
2005 — Relics. Раннее и неизданное
2007 — Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2008 — П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана
2010 — Ананасная вода для прекрасной дамы
2012 — Македонская критика французской мысли

Повести и рассказы

1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка)
1990 — Затворник и Шестипалый
— Оружие возмездия
— Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
1991:
— Вести из Непала
— Встроенный напоминатель
— Девятый сон Веры Павловны
— День бульдозериста
— Жизнь и приключения сарая Номер XII
— Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»)
— Мардонги
— Миттельшпиль
— Музыка со столба
— Онтология детства
— Откровение Крегера (Комплект документации)
— Принц Госплана
— Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы)
— СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)
— Синий фонарь
— Спи
— Ухряб
— Хрустальный мир
1992 — Ника
1993 — Бубен Нижнего мира (Зеленая коробочка)
— Бубен Верхнего мира
— Жёлтая стрела
— Зигмунд в кафе
— Полет над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»)
— Происхождение видов
1994 — Иван Кублаханов
— Тарзанка
1995 — Папахи на башнях
1996 — Водонапорная башня
— Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR
1997 — Греческий вариант
— Краткая история пэйнтбола в Москве
1999 — Нижняя тундра
— Явление героя (отрывок из романа «Generation П»)
2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва)
2003 — Акико
— Гость на празднике Бон
— Запись о поиске ветра
— Македонская критика французской мысли
— Один вог
— Фокус-группа
2004 — Свет горизонта
2005 — Who by fire
2006 — Сны о Герое
2008 — Ассасин
— Зал поющих кариатид
— Кормление крокодила Хуфу
— Некромент
— Пространство Фридмана
2010 — Тхаги

Эссе

1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума
1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека)
1993 — ГКЧП как Тетраграмматон
1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма
1993 — Икстлан — Петушки
1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов
1998 — Имена олигархов на карте Родины
1998 — Последняя шутка воина
2001 — Код Мира
2001 — Мост, который я хотел перейти
2001 — Подземное небо
2002 — Мой Мескалитовый Трип

Стихи
1993 — Осень (стихотворение из романа «Чапаев и Пустота»)
2003 — Элегия 2
2005 — Психическая атака. Сонет

Статьи
1999 — Виктор Пелевин спрашивает PR

Цикл объединенный персонажем Чапаевым:
Чапаев и Пустота
t
Смотритель

Премии
Лауреат
2019 г. — НОС (Приз читательских симпатий, iPhuck 10)
2017 г. — Премия Андрея Белого (Проза)
2010 г. — Большая книга (Приз читательских симпатий, t)
2010 г. — Большая книга (t)
2007 г. — Большая книга (Приз читательских симпатий, Empire V)
2004 г. — Национальный бестселлер (Роман, Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда (сборник))
2003 г. — Премия Аполлона Григорьева (Малая премия., ДПП (НН))
1997 г. — Странник (Крупная форма, Чапаев и Пустота)
1995 г. — Странник (Критика и публицистика, Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека))
1994 г. — Странник (Специальная премия «Золотой Остап», Омон Ра)
Номинант
2019 г. — Литературная премия имени Александра Пятигорского (Тайные виды на гору Фудзи)
2019 г. — НОС (Премия Новая словесность, iPhuck 10)
2018 г. — Большая книга (iPhuck 10)
2018 г. — Премия Читателя (iPhuck 10)
2018 г. — Филигрань (Большая филигрань, iPhuck 10)
2018 г. — АБС-премия (Художественное произведение, iPhuck 10)
2018 г. — НОС (Премия Новая словесность, Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2017 г. — Премия Читателя (Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2017 г. — Филигрань (Большая филигрань, Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2017 г. — Национальный бестселлер (Роман, Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2017 г. — Литературная премия имени Александра Пятигорского (Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2017 г. — Писатель ХХI века (Прозаик ХХI века)
2017 г. — Книга года по версии Фантлаба (Лучший роман / авторский сборник отечественного автора, iPhuck 10)
2016 г. — Выбор читателей Лайвлиба (Современная русская литература, Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2016 г. — Филигрань (Большая филигрань, Смотритель)
2016 г. — Премия Горького (Писатели, Чапаев и Пустота)
2016 г. — Писатель ХХI века (Прозаик ХХI века)
2016 г. — OZON.ru ONLINE AWARDS (Лучшая художественная книга, Смотритель)
2016 г. — Книга года по версии Фантлаба (Лучший роман / авторский сборник отечественного автора, Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами)
2015 г. — Литературная премия имени Александра Пятигорского (Бэтман Аполло)
2015 г. — Книга года по версии Фантлаба (Лучший роман / авторский сборник отечественного автора, Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага)
2014 г. — Филигрань (Большая филигрань, Бэтман Аполло)
2014 г. — Литературная премия имени Александра Пятигорского (S. N. U. F. F.)
2014 г. — Книга года по версии Фантлаба (Лучший роман / авторский сборник отечественного автора, Любовь к трем цукербринам)
2013 г. — OZON.ru ONLINE AWARDS (Лучшая художественная книга, Бэтман Аполло)
2013 г. — Книга года по версии Фантлаба (Лучший роман / авторский сборник отечественного автора, Бэтман Аполло)
2012 г. — Странник (Необычная идея, S.N.U.F.F.)
2012 г. — НОС (Премия Новая словесность, Ананасная вода для прекрасной дамы )
2011 г. — Книга года по версии Фантлаба (Лучшая повесть / рассказ отечественного автора, Зенитные кодексы Аль-Эфесби)
2010 г. — Странник (Блистательная стилистика, t)
2010 г. — НОС (Премия Новая словесность, t)
2009 г. — «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» (Лучшая необычная книга, t)
2009 г. — НОС (Премия Новая словесность, П5: Прощальные песни политических пигмеев пиндостана (сборник))
2008 г. — Мечи (Лунный Меч, Empire V)
2007 г. — Портал (Крупная форма, Empire V)
2003 г. — Премия Андрея Белого (Проза)
2001 г. — Международная Дублинская премия IMPAC (Дублинская литературная премия, Чапаев и пустота)
2000 г. — Странник (Крупная форма, Generation П)
2000 г. — АБС-премия (Художественное произведение, Generation "П")
1995 г. — Странник (Малая форма, Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека))
1995 г. — Мечи (Лунный Меч, Вести из Непала)
1994 г. — Странник (Средняя форма, Омон Ра)
1994 г. — Странник (Малая форма, Принц Госплана)
1992 г. — Бронзовая Улитка (Малая форма, Проблема верволка в средней полосе)
1992 г. — Бронзовая Улитка (Малая форма, День бульдозериста)
Интересные факты

О наркотиках
Почти во всех книгах Пелевина герои поедают наркотические грибы или нюхают кокаин. У искусствоведа Игоря Голомштока Виктор Пелевин жил в Лондоне почти месяц. Разговор как-то раз зашел и о грибах. Игорь спросил: "Вы сами на себе пробуете?" Он говорит: "Да, это интересно, я экспериментирую". В последствие отношение Пелевина к наркотикам несколько изменилось, о чём он сказал в одном из интервью: "В молодости со мной всякое бывало — как, например, и с Биллом Клинтоном. Только он не вдыхал, а я не выдыхал, а так очень похоже. Но я уже давно не употребляю наркотиков. Единственный стимулятор в моей жизни — это китайский чай. Я научился ценить простое, ясное и трезвое состояние ума. Мне никуда из него не хочется уходить, это мой дом, мне в нем хорошо и уютно. Я много лет не пью и не курю. Для меня принимать наркотики или психотропы - это примерно как зимой раздеться догола, выйти на улицу и побежать куда-то трусцой по слякоти. Теоретически говоря, можно такое проделать, организм выдержит, но ничего привлекательного в такой прогулке я не вижу и никаких озарений от нее не жду. Состояния, которые я описываю в книгах, посещают меня безо всякой химии. Если мои герои принимают какие-то фантастические вещества, это просто сюжетный ход, который позволяет мне рационально объяснить возникновение подобных переживаний у них. Вы же не спрашиваете, например, Акунина или Маринину, сколько старушек они мочат в неделю - хотя по их книгам уголовный розыск вполне может решить, что они хорошо знакомы с технологией убийства или даже занимаются его пропагандой. А вот меня почему-то постоянно спрашивают, употребляю я наркотики или нет. Нет, не употребляю, никому не советую и где купить, тоже не знаю."

Экранизации

«А Хули», экранизации романа «Священная книга оборотня» - съемки начались в 2009 году, фильм еще не вышел на экраны.
«Generation П», экранизация одноименного романа, 2011 год.
«Ничего страшного», короткометражный фильм экранизация рассказа «Синий фонарь», 2000 год.
«Buddha's Little Finger», экранизация романа «Чапаев и Пустота» (Россия/Германия), 2015 год.
"Ампир V" 2018г.

Моя оценка:
Иронично, философично м.б и псевдофилософично, но читается легко, совершенно потрясающее владение словом, чернушность и скабрезность есть, но в очень умеренной дозировке. Книга заставила задуматься и вызвала эмоции.
А Хули… Нет, это не ругательство. Это имя. Странное и непривычное русскому уху. И зовут так девушку, на вид лет семнадцати. Девушку, избравшую себе древнюю профессию. Не журналистику, как вы понимаете… И всё бы шло по накатанной колее, не повстречайся ей клиент — индус. Минутная потеря концентрации, и…. А дальше — судьба свела её ни с кем-нибудь, а с полковником ФСБ. Таким же странным, как и А Хули… Номинации на премии:     РосКон, 2005 // Роман     Бронзовая Улитка, 2005 // Крупная форма ...
Alba Varden № 19 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Сочинения в двух томах. Том первый.» 1 год назад
Моя оценка:
Пелевин как совершенно особенное явление в литературе.
Чтение очень не для всех по причине совершенно параноидальной вселенной писателя: нам открывают и открывают тайны мира и бытия, но на одну дефиницию накидывают стотыщпятьсот новых, погребая под ними первоначальный посыл и лакируя это очень сомнительными нарративами. В финале остаётся полное недоумение с ошмётками мыслей о том, что вроде как прикоснулся к Истине, но, пытаясь ухватить её, чувствуешь в руке скользкие ошмётки полусгнившего апельсина.
Впрочем, возможно, плесень на нем полезный антибиотик...
В первый том Сочинений pyccкoro фантаста, лауреата Букеровской премии Виктора Пелевина включен переведенный на множество языков роман "Омон Pа" - фантасмагория на тему истории советской космонавтики - и 20 фантастических рассказов.
Alba Varden № 19 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Любовь к трем цукербринам» 1 год назад
Моя оценка:
Мне кажется, это довольно слабая вещь
Запароленный парольный пароль к пустому ящику, в котором только пыль
«Любовь к трем цукербринам» заставляет вспомнить лучшие образцы творчества Виктора Пелевина. Этой книгой он снова бьет по самым чувствительным, болезненным точкам представителя эры потребления. Каждый год, оставаясь в тени, придерживаясь затворнического образа жизни, автор, будто из бункера, оглушает читателей новой неожиданной трактовкой бытия, в которой сплетается древний миф и уловки креативщиков, реальность и виртуальность. Что есть Человек? Часть целевой аудитории или личность? Что есть...