Об автореподробнее
Родился: 16 марта 1884 г., г. Смоленск, Российская Империя
Умер: 6 января 1942 г.

Александр Романович Беляев - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего. Среди известных работ: "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль", "Звезда КЭЦ" (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов).

Биография

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию. В 1901 Александр окончил ее, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на 6 лет приковала его к постели, 3 из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву (1923), устроился на работу юрисконсультом. Там начал серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах "Вокруг света", "Знание-сила", "Всемирный следопыт", заслужив титул "советского Жюля Верна". В 1925 публикует повесть "Голова профессора Доуэля", которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, "что может испытать голова без тела".

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире", опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесное око", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они, в основном, в Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 году А. Беляев передает рукопись своего романа "Земля горит" в редакцию ленинградского журнала "Вокруг света". В 1934 году встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала "Вокруг света". В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал "Вокруг света". В 1938 году опубликовал статью "Золушка" о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (б. Царское село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Место его захоронения достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Творчество

А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах"). С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с дальнейшей порчей зрения. Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако, в попытках взлететь, он получил травму, которая повлияла на всю дальнейшую жизнь. Однажды упал с крыши сарая и значительно повредил спину. В середине 20-х годов Беляев страдал от постоянной боли в поврежденной спине и даже был парализован на месяцы.

Еще во время учебы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку "Три года, три дня, три минутки" с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева "Спящая царевна". Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти".

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в "Звезде КЭЦ" изображен прообраз современных орбитальных станций, в "Человеке-амфибии" и "Голове профессора Доуэля" показаны чудеса трансплантологии, в "Вечном хлебе" - достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль").

Его последний роман в 1941 г. - "Ариэль" - перекликается с известным романом А. Грина "Блистающий мир". Герои обоих романов наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля - достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего "земное притяжение".

Всемирный следопыт, 1926 № 06
Год выхода: 1926
СОДЕРЖАНИЕ: Ни жизнь, ни смерть. Научно-фантастический рассказ А. Беляева. — Странный матрос. Необычайные приключения капитана Фурга. — В подземном лабиринте. Рассказ С. Лихачева. — Идеофон. Рассказ А. Рома. — Пасть тигра. Фото с натуры. — Два берега. Рассказ Леонида Тютрюмова. — Победители моря. Очерк Н. Константинова. — Месть пумы. Рассказ Ч. Робертса. — Телеграфистка-краснокожая. Заметка. — Двести часов ожидания. Заметка. — Полярные следопыты. Очерки, отрывки, заметки по поводу экспедиции...
Звезда КЭЦ (сборник)
Год выхода: 1960
В сборник вошли романы: «Звезда КЭЦ», «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», и «Чудесное око». Текст печатается по изданию: Александр Беляев, Избранные научно-фантастические произведения в двух томах, «Молодая гвардия» 1956.


Ариэль (сборник)
Год выхода: 2010
В пятый том полного собрания сочинений А.Р. Беляева вошли последние крупные произведения знаменитого фантаста. Эго не только хорошо известные читателям романы «Ариэль» и «Человек, нашедший свое лицо», но и фантастико-приключенческая повесть «Замок ведьм» о немецком ученом, который научился управлять космическими лучами для создания супероружия, а также романы-утопии «Лаборатория Дубяьвэ» и «Под небом Арктики». Роман «Под небом Арктики» публикуется впервые с 1938 года! Составители Евгений...
Амба
Год выхода: 2000
«… Мы решили отправиться совсем налегке, даже без проводников и носильщиков. Что бы они подумали, если бы увидели коровий глаз, который руководит экспедицией! На случай встречи с туземцами Вагнер умело замаскировал ящик, в котором помещался мозг, оставив для глаза только небольшое отверстие. Лента, выписывающая телеграммы мозга, была выведена наружу, и по ней мы справлялись, правильно ли мы идем. Ринг не обманул: у него оказалась довольно хорошая зрительная память. И если он не в состоянии был...
Звезда КЭЦ
Год выхода: 1957
«Звезда КЭЦ» — одно из первых произведений отечественной научной фантастики об освоении межзвёздных пространств Космоса. Повесть популяризирует идеи К. Э. Циолковского и богата не только научными знаниями по астрономии, аэродинамике, физике, археологии, истории, превращаясь в увлекательное сопровождение школьных учебников, но и шедевры «космической живописи» и инопланетных пейзажей, признанным мастером которых был Беляев.
Человек-амфибия
Год выхода: 1977
Научно фантастический роман о молодом человеке, которому искусные руки ученого хирурга дали возможность жить не только на земле, но и под водой; о судьбе выдающегося научного открытия в условиях капиталистического общества. Научно-фантастический роман. Переиздание. Художник М. Лисогорский
волчья жизнь, волчь законы...
Всем русским ребятам, не служившим в Российской Армии, но кто, при всем том негативе, который, к сожалению, по-прежнему остаётся в современной Армии, всё же собирается в ней служить,  посвящается эта повесть…
Над бездной
« Но люди еще есть на Земле Я слышу, как говорит небольшой громкоговоритель нашей радиостанции Земля опустошена почти до полюсов. Все гибнет Это последняя уцелевшая радиостанция, на острове Врангеля. Она подает сигналы, ждет и не получает ответа Радиоволны летят в мертвую пустоту Молчит земля, молчит и небо. Дни и ночи так быстро сменяют друг друга, что все сливается во мглу Солнце, пролетая по небу, чертит огненную полосу на темном фоне, - вместе с последними остатками атмосферы Земля...
Ариэль
Год выхода: 1957
Александр Беляев (1884–1942) — один из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране. Прикованный к постели, писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвосхищая возможность дальнейших открытий и новых достижений. В романе «Ариэль» главный герой приобретает способность летать. Этот чудесный дар едва не делает его орудием шайки преступников.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
Год выхода: 1985
Александр Романович Беляев (1884 — 1942) — первый советский писатель, посвятивший всю свою творческую жизнь работе в жанре научной фантастики. Им создана целая серия увлекательных и оригинальных произведений, в занимательной форме популяризирующих интереснейшие вопросы науки и техники. В его книгах воплощены мечты о полетах в мировое пространство, о передаче мыслей на расстояние, об освоении Арктики, покорении морских глубин, овладений атомной энергией, о продлении человеческой жизни. В...
Борьба в эфире
Год выхода: 2018
«Борьба в эфире», или «Радиополис», — произведение, впервые опубликованное ещё 90 лет назад — в журнале «Жизнь и техника связи» в 1927 году. Эта книга — не просто большая книжно-фантастическая редкость. В годы «холодной войны» к ней проявляло особый интерес ЦРУ — фактически, это было единственное произведение советской фантастики, где описывалась возможная американо-советская война. Главный герой в силу стечений целого ряда обстоятельств попадает в будущее, не очень-то точно определённое...
Гость из книжного шкафа
Год выхода: 2000
«… – А притяжение Земли? Как вы сами не провалитесь сквозь землю? Вагнер засмеялся. – И вы о том же? Они, мои преследователи, думают, что я должен иметь особые изоляторы на подошвах, чтобы не провалиться сквозь землю. Только сейчас, перед тем как мне укрыться у вас, они сделали нападение на меня, вернее – на мои ноги. Они хватали меня за подошвы у земли. Но я вошел по колени в землю. С таким же успехом я мог бы войти по голову, и тогда они увидали бы одну голову, двигающуюся по земле. Но у...
Отворотное средство
Год выхода: 1929
«Остроумно, доступно и не огрубляя существа дела писатель знакомит нас с учением И. П. Павлова об условных рефлексах.» Единственное упоминание о содержании рассказа содержится в книге ученого и литературоведа А.Ф. Бритикова «Русский советский научно-фантастический роман» (Академия наук СССР, Л.: Наука, 1970, с. 147), к сожалению, с ляпом: «Остроумно, доступно и не огрубляя существа дела писатель знакомит нас с учением И. П. Павлова об условных рефлексах. Отрицательный рефлекс на алкоголь и есть...
Слепой полет
Закон причинности – это бесконечно сложный механизм из зубчатых колес и шестерен. Кто бы мог подумать хотя бы о такой связи явлений: в Свердловске молодой ученый Меценко предложил своему другу – летчику Шахову осмотреть его лабораторию. Шахов осмотрел ее, похвалил работу товарища и ушел. Только и всего. А из-за этого визита старший радист в Гонолулу едва не сошел с ума. Редактор «Нью-Йорк трибюн» разбудил по телефону среди ночи сотрудника, ведущего отдел «Новости науки и техники», заставил его...
Покушение
Год выхода: 2017
Роман известного писателя, лауреата премии имени Фадеева Александра Павловича Беляева (1927–1996), написанный на документальной основе, рассказывает о том, как в годы Великой Отечественной войны советские контрразведчики раскрыли и предотвратили террористическую акцию гитлеровских спецслужб против Верховного главнокомандования Красной армии. В этой поистине героической борьбе с вражеской агентурой они постоянно опирались на помощь наших людей: воинов-красноармейцев, сотрудников милиции,...
Творимые легенды и апокрифы
« Мы выбежали за дверь. Стояла светлая лунная ночь. От дома дорога шла вниз, к небольшому озеру, из которого мы брали себе воду. На этой дороге мы увидели необычайный феномен. По дороге медленно катился огромный шар из клубов пара. На морозе пар превращался в иней, который составлял как бы внешнюю подвижную оболочку шара. Лунный свет отражался на сверкающих кристаллах инея и давал радужные ореолы. Позади шара тянулся хвост из снежных хлопьев. Можно было подумать, что по дороге катится маленькая...
Человек-амфибия (сборник)
Год выхода: 2009
Перед вами — первый том самого полного в истории отечественной литературы собрания сочинений знаменитого фантаста. В том вошли первые крупные произведения А. Р. Беляева. Герой романа «Властелин мира» изобретает «машину внушения» и пытается с ее помощью завоевать весь мир. В «Острове погибших кораблей» переплелись в один увлекательный сюжетный клубок авантюрные приключения с погонями и стрельбой, детективная интрига и захватывающее путешествие в Саргассово море. В повести «Последний человек из...
Город Победителя
Год выхода: 1930
ОТ РЕДАКЦИИ Борьба за власть, чрезвычайное напряжение в эпоху гражданской войны, трудности восстановительного периода — позади. Победитель-пролетариат подошел к интереснейшему моменту послеоктябрьской истории человечества — творчеству новых социалистических форм жизни, реализации «утопий», воплощению в жизнь мечты о новой, светлой и радостной жизни. Новые социалистические города с их новым бытом — уже не отдаленная греза мечтателя. Архитектор-строитель уже чертит планы этих городов, уже готовы...