Информация
Родился: 25 января 1874 г., Париж, Франция
Умер: 16 декабря 1965 г., Ницца, Франция
Уильям Сомерсет Моэм — английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х. годов, агент английской разведки.

Сомерсет Моэм родился в семье юриста британского посольства во Франции. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того, как в 11 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 г., отец умер от рака желудка в июне 1884), и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учебу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете — в Гейдельберге Моэм написал свое первое сочинение — биографию немецкого композитора Меербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжег рукопись). 

Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне — этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907). 

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию. Работа разведчика нашла отражение в сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русский перевод 1992).
 В мае 1917 года Моэм женился на Сири Велком.

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма — «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959) — практически автобиографический роман, «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво» (1930), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Моэм скончался 15 декабря 1965 года в больнице в Ницце от пневмонии. Но так как по французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, то его отвезли домой и только 16 декабря сообщили, что Сомерсет Моэм скончался дома, на вилле «Мореск», во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра близ Ниццы.

22 декабря его прах был погребен под стеной Библиотеки Моэма при Королевской школе в Кентербери

Библиография
Романы

1897 — Лиза из Ламбета / Liza of Lambeth
 1898 — Сотворение святого / The Making of a Saint 
 1901 — Герой / The Hero
 1902 — Миссис Крэддок / Mrs Craddock
 1904 — Карусель / The Merry-go-round
 1906 — «Фартук епископа» / The Bishop’s Apron
 1907 — Покоритель Африки / The Explorer
 1908 — Маг / The Magician
 1915 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
 1919 — Луна и грош / The Moon and Sixpence
 1925 — Узорный покров / The Painted Veil
 1930 — Пироги и пиво, или Скелет в шкафу / Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard
 1932 — Тесный уголок / The Narrow Corner
 1937 — Театр / Theatre
 1939 — Рождественские каникулы / Christmas Holiday
 1941 — Вилла на холме / Up at the Villa
 1942 — За час до рассвета / The Hour Before Dawn
 1944 — Острие бритвы
 1946 — Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли / Then and Now
 1948 — Каталина / Catalina

Сборники рассказов/ эссе

1899 — Ориентиры / Orientations
 1921 — Трепет листа / The Trembling of a Leaf
 1926 — Казуарина / The Casuarina Tree
 1928 — Эшенден, или Британский агент / Ashenden, or the British Agent
 1931 — Шесть рассказов, написанных от первого лица / First Person Singular
 1933 — А Кинг / Ah King
 1936 — Космополиты / Cosmopolitans — Very Short Stories
 1940 — По тому же рецепту / The Mixture As Before
 1947 — Игрушки судьбы / Creatures of Circumstance
 1948 — Десять величайших романов человечества (Время и книги) / Great Novelists and Their Novels
 1952 — Рассеянные мысли / The vagrant mood
 1958 — Точки зрения (Время и книги) / Points of View

Пьесы

1903 — A Man of Honour
 1907 — Леди Фредерик
 1908 — Джек Строу
 1908 — Миссис Дот
 1908 — The Explorer
 1909 — Пенелопа
 1909 — Смит / Smith
 1910 — The Tenth Man 
 1910 — Дворянство / Landed Gentry
 1911 — Недосягаемая / The Unattainable
 1911 — Хлеба и рыбы / Loaves and Fishes
 1913 — Земля обетованная / The Land of Promise
 1917 — Our Betters 
 1919 — Красотка и семья / Home and Beauty
 1919 — Caesar’s Wife 
 1920 — The Unknown 
 1921 — Круг / The Circle
 1922 — К востоку от Суэца / East of Suez
 1926 — Верная жена / The Constant Wife
 1927 — The Letter 
 1928 — The Sacred Flame 
 1930 — The Bread-Winner
 1932 — За заслуги / For Services Rendered
 1933 — Шеппи

Путевые заметки

1905 — The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia
 1922 — На китайской ширме / On A Chinese Screen
 1930 — The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong

Мемуары

1938 - Подводя итоги / The Summing Up
 1949 Записные книжки / A Writer's Notebook 

Интересные факты
• Моэм был практикующим бисексуалом. В старости он почти открыто признал: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности все было наоборот».
 • Первая сексуальная связь возникла у 16-летнего Моэма во время его учебы в Гейдельбергском университете. Его партнером стал 26-летний Эллингэм Брукс, привлекательный и состоятельный выпускник Кембриджского университета. После возвращения в Лондон Моэм не решался встречаться с гомосексуалистами, поскольку гомосексуальная связь являлась уголовным преступлением. Всего лишь пять лет назад Оскар Уайлд был посажен в тюрьму на два года за гомосексуализм. Поэтому уже во время учебы в медицинском училище Моэм решил обратить свое внимание на женщин. 
 • В 1929 году Моэм развелся Сири Велком, после продолжительной любовной связи со своим секретарём Фредериком Джеральдом Хэкстоном, которая началась ещё в 1915 году. В дальнейшем любовники несколько лет жили на вилле Моэма. Причиной раздора стало пьянство Хэкстона. Однако, когда в 1943 году Хэкстон серьёзно заболел, Моэм делал всё возможное, чтобы вытащить Хэкстона из лап смерти. Но спасти Хэкстона не удастся. Он скончается в 1944 году. Известие о его смерти повергнет Моэма в шок. Когда ему позвонят по телефону и скажут, что Хэкстон умер, он резко бросит в трубку: «Я не желаю вас слышать! Я никого не хочу видеть. Я хочу умереть».
 • Моэм постоянно путешествовал: побывал в Китае, Индии, Италии, Северной Америке, Мексике, Полинезии. Во время первой мировой войны он был британским агентом в Швейцарии и России. В 1928 году купил виллу на французской Ривьере, которая и стала постоянным домом практически до конца его жизни. 
 • Моэм всегда выглядел истинным джентльменом и владел безукоризненными манерами. Он также был великолепным рассказчиком, несмотря на заикание. Поддерживал дружбу с Уинстоном Черчиллем, Гербертом Уэллсом и Ноэлем Кауардом, которые часто гостили у него на вилле. В последние годы своей жизни Моэм совершенно не боялся смерти. Он сказал как-то одному из своих друзей: "Смерть, как и запор, например, лишь одна из банальностей, очень часто встречающихся в жизни человека. Так стоит ли ее так уж бояться?" 
 • В 1943 году в Нью-Йорке у 69-летнего Моэма была непродолжительная связь с 17-летним поэтом и почитателем его таланта Дейвидом Познером. В биографии писателя под названием "Моэм" Тед Морган процитировал отрывок из письма Познера, в котором были и такие слова: "Он не был каким-то выдающимся любовником, но в нем было много страсти. Иногда казалось, что он относится к сексу слишком уж по-деловому, но с другой стороны, он иногда тратил много времени на то, чтобы просто ласкать партнера... Он совершенно не принимал сексуальных отношений с женщинами... Однажды, когда он увидел меня с девушкой, он сильно расстроился". 
 • После похорон Хэкстона, Моэм взял себе нового секретаря. Им стал Алан Сирл, добрый молодой человек, работавший в благотворительной организации при больнице. Сирл обожал Моэма и считал его самым лучшим из всех любовников, с которыми его сводила судьба. В 1962 году Моэм официально усыновил Алана Сирла, лишив права на наследование свою дочь Элизабет, поскольку до него дошли слухи о том, что она собиралась ограничить его права на собственность через суд по причине его неправоспособности. Элизабет через суд добилась признания своего права на наследство. Суд признал усыновление Моэмом Сирла недействительным. 
 • Последние слова Моэма перед смертью были обращены к Сирлу. Моэм прошептал: "Хочу пожать тебе руку и поблагодарить тебя за все, что ты сделал для меня".

Экранизации
1917 — Смит / Smith
 1925 — Круг / The Circle
 1925 — К востоку от Суэца / East of Suez
 1928 — Сэди Томпсон / Sadie Thompson
 1929 — Письмо / The Letter
 1932 — Дождь / Rain
 1934 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
 1934 — Разрисованная вуаль / The Painted Veil
 1938 — Сосуд гнева / The Vessel of Wrath
 1940 — Слишком много мужей / Too Many Husbands
 1940 — Письмо / The Letter
 1942 — Луна и грош / The Moon and Sixpence
 1944 — Час перед рассветом / The Hour Before the Dawn
 1944 — Рождественские каникулы / Christmas Holiday
 1946 — Остриё бритвы / The Razor's Edge
 1946 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
 1946 — На краю лезвия / The Razor's Edge
 1948 — Квартет / Quartet
 1950 — Трио / Trio
 1951 — На бис / Encore
 1953 — Мисс Сэди Томпсон / Miss Sadie Thompson
 1953 — Бродяга / The Beachcomber
 1955 — Пьеса для троих / Three for the Show
 1957 — Седьмой грех / The Seventh Sin
 1959 — Предатель / The Traitor
 1959 — Луна и грош / The Moon and Sixpence
 1962 — Очаровательная Джулия / Julia, du bist zauberhaft
 1964 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
 1969 — Письмо / The Letter
 1974 — Рекс Харрисон представляет истории о любви / Rex Harrison Presents Stories of Love
 1978 — Театр 
 1980 — Жиголо и Жиголетта
 1982 — Письмо / The Letter
 1984 — Ночная сенсация / Overnight Sensation
 1984 — Остриё бритвы / The Razor's Edge
 1987 — Перемена участи
 2000 — На вилле / Up at the Villa
 2004 — Театр / Being Julia
 2006 — Разрисованная вуаль / The Painted Veil

Мария Avrora № 282 в рейтинге
поделилась мнением о книге «ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНОМ ТОМЕ» 2 недели назад
грустно
мило
полезно
Моя оценка:
Пятидесятилетняя женщина, рассказ
Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965) — английский писатель, классик литературы XX столетия. Автор не сходящих и по сей день с подмостков пьес, постоянно переиздающихся романов, великолепных новелл и эссе. Его произведения очень разные, но неизменно яркие и остроумные, полные глубокого психологизма и безукоризненного знания человеческой природы. В них писатель поднимает извечные темы: любовь и предательство, искусство и жизнь, свобода и зависимость, отношения мужчин и женщин, творцов и толпы… ...
Татьяна № 191 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Избранное. Компиляция. Книги 1-11» 3 недели назад
Моя оценка:
Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham; 25 января 1874, Париж — 16 декабря 1965, Ницца) — британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов.  Успехом пользовались и романы Моэма — «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959) — практически автобиографический роман, «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944). В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а...
Лиса Элис № 8 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Театр и другие романы» 3 недели назад
весело
не оторваться
мудро
Моя оценка:
Какая же прелесть) После "нашего" шлака душа отдыхает: и сюжеты, и слог, и юмор.... Море удовольствия!
Лучшие романы Сомерсета Моэма — в одном томе. Очень разные, но неизменно яркие и остроумные, полные глубокого психологизма и безукоризненного знания человеческой природы. В них писатель, не ставя диагнозов и не вынося приговоров, пишет о «хронике утраченного времени» и поднимает извечные темы: любовь и предательство, искусство и жизнь, свобода и зависимость, отношения мужчин и женщин, творцов и толпы…