Не торопитесь отворачиваться от современной литературы — она живее всех живых: мы подготовили список отличных романов и новелл, которые стоит взять на заметку.

«Франкенштейн в Багдаде». Ахмед Саадави

5d1850fdbcd7e.jpg
О современной иракской литературе известно немного. Тем ценнее, что в ближайшее время в России выйдет нашумевший роман иракца Ахмеда Саадави, который прославился в 2013 году, когда его роман «Франкенштейн в Багдаде» получил престижную Интернациональную арабскую книжную премию. После этого на нее обратили внимание западные издатели, и роман за несколько лет перевели на все ведущие европейские языки. Литературные критики были в таком восторге, что хвалебные рецензии на роман можно выпускать отдельной пухлой брошюрой. В 2018 году текст попал в финальный список Международной Букеровской премии — а в 2019-м он выходит в России.

В отличие от Мэри Шелли, создательницы первого «Франкенштейна», Саадави описывает не столько личную драму ожившего чудовища, сколько трагичность и абсурдность современного мира. По сюжету, Безымяна — так зовут главного героя текста — «сшили» из разных кусков трупов, которых в Багдаде найти несложно. Напитанный яростью убитых людей, монстр начинает мстить — с учетом того, что убийцами в Ираке становятся и террористы, и местные власти, и американские военные, список потенциальных жертв почти бесконечен. У него появляются фанаты и помощники, и Безымян в какой-то момент окончательно слетает с катушек, начиная убивать всех подряд — зарабатывая тем самым и новые части тела для себя, ведь его организм нуждается после стычек с солдатами в «ремонте».

Перед нами — гротескный роман, в котором границы между трагичным, комичным и абсурдным столь тонки, что их едва ли можно заметить невооруженным взглядом. И в этом безумном смешении стилей — одно из главных достоинств текста.

«Золотой дом». Салман Рушди

5d1850fdc871e.jpg
Интертекстуальность, возведенная в культ, — главное, что приходит на ум, когда вспоминаешь имя британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди. И «Золотой дом» лишь подтверждает его титул интеллектуала. В новом романе легко угадываются аллюзии на «Великого Гэтсби» Фитцджеральда, «Золотого осла» Апулея, древнегреческие мифы, русские народные сказки и еще много чего. Однако текст не ограничивается обращением лишь к литературным источникам: свою сложносочиненную книгу Рушди щедро сдобрил отсылками к современной поп-культуре, философским течениям XX века, политике и изобразительному искусству.

О чем же роман? Блистательная семья Голденов, состоящая из отца и троих сыновей, в полном составе занимает огромный пустующий дом в Нью-Йорке. На первый взгляд, их жизнь легка: семья баснословно богата, и единственная их работа — получать удовольствие. Однако у каждого из Голденов есть по скелету в шкафу — а вернее, по целой армии скелетов.

Рушди, получивший возможность поговорить о богеме и высших слоях общества, часто уходит в рассуждения о природе добра и зла, бедности и богатстве, однако не опускается до банального осуждения элит. Рушди вообще нетривиальный автор: в эпоху, когда каждый старается подчеркнуть свою исключительность, он убедительно доказывает, что различий между людьми, в сущности, не так уж много.

«Друг моей юности». Элис Манро

5d1850fdd5d4a.jpg
В России с творчеством Элис Манро широкая публика познакомилась всего несколько лет назад. После того как в 2013 году канадка получила Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «мастеру современного короткого рассказа», ее сборники новелл стали выходить у нас один за другим. Критики на Западе — да и в России — лихо сравнивают ее тексты с чеховскими, хотя общего между ними не много — разве что нейтральная манера авторского повествования. В остальном же Манро чужда ирония и меланхоличность Чехова, да и на решение «вечных вопросов» она не замахивается.

Главная канадская писательница современности раз за разом рассказывает о жизни обычных с виду людей, чудесным образом находя в их судьбе если и не смысл, то внутреннюю логику. В ее рассказах всегда наступает момент, когда герой текста словно слышит щелчок пальцев — всё вокруг озаряется, и становится ясно, что его жизнь тоже имеет значение, что она не была напрасной.

Сборник Элис Манро «Друг моей юности» — образец современной прозы самого высокого качества.

«Другой барабанщик». Уильям Мелвин Келли

5d1850fde7ba0.jpg
«Другой барабанщик» Уильяма Мелвина Келли — не новый роман: впервые он был опубликован в начале 1960-х. Однако умолчать о нем в этой подборке было бы непростительно: в России имя американца известно только исследователям литературы, хотя должно бы пользоваться той же славой, что и имя Харпер Ли. Книга Келли вышла в свет почти одновременно с романом «Убить пересмешника». Они не только конкурировали между собой, но и дополняли друг друга благодаря тематической близости. И если текст Харпер Ли, при всех своих достоинствах, порой раздражает явной нравоучительностью, то «Другой барабанщик» Келли почти лишен этой назидательной интонации.

Действие романа разворачивается в небольшом захолустном городке в 1957 году. Главный герой истории, потомок африканских вождей Такер Калибан, однажды сжигает свой дом, убивает весь скот и посыпает собственный участок солью. После этого он покидает знакомые места, чем вызывает настоящий исход темнокожего населения из штата. Они так же, как Калибан, уничтожают собственность и идут куда глаза глядят. Их исход подобен стихийному бедствию: кто-то из местных жителей сочувствует своим недавним соседям, а кто-то, напротив, радуется «очищению» штата.

«Клок-Данс». Энн Тайлер

5d1850fe0010d.jpg
Проза Энн Тайлер старомодна — и в этом ее обаяние. В романах «последнего генерала» английской литературы нет кровавых убийств, сложносочиненных сюжетов и всего того, за что так любят и ненавидят современную литературу. Зато в ее героях нетрудно узнать собственных друзей или знакомых своих родителей — пока читаешь романы Тайлер, всё время кажется, что ты находишься в кругу давних приятелей и приятельниц. Способствует этому и та всепрощающая доброта, с которой она относится к своим героям.

В романе «Клок-Данс» она рассказывает о жизни Уиллы, немолодой женщины, которая даже не заметила, как быстро к ней подкралась старость. Стремительно пролетевшие годы вызывают у нее даже не сожаление, а недоумение: неужели всё это и было жизнью, и уже ничего не изменить? Тайлер, как добрый бог, предоставляет Уилле шанс всё исправить. Однажды ее героиня знакомится с бывшей девушкой своего сына, и та просит о помощи. Уилла бросает свои дела и отправляется спасать практически незнакомого ей человека — к своему удивлению, в кругу новых приятелей она чувствует себя куда комфортнее, чем в собственной семье.

«Пока течет река». Диана Сеттерфилд

5d1850fe1fa85.jpg
Диана Сеттерфилд прославилась после выхода неоготического романа «Тринадцатая сказка», в котором пугающую атмосферу мрачной легенды она органично сочетала с пронзительным лирическим сюжетом. Книга была переведена на десятки языков и разошлась по свету миллионными тиражами. С тех пор Сеттерфилд лишь дважды бралась за перо: в 2013-м вышел ее роман «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном», а в 2019-м — книга «Пока течет река».

Ожидать от текста столь же мощного эффекта, как от «Тринадцатой сказки», не стоит, однако это не повод для печали: роман всё равно хорош. С мастерством литературного мэтра Сеттерфилд умело воссоздает в нем Викторианскую эпоху, а вместе с ней оживляет и разных представителей нечистой силы, обитающих на берегах Темзы. На фоне этой живописной декорации разворачивается запутанная история. Однажды в трактир «Лебедь» едва живой человек приносит на руках мертвую девочку-утопленницу. Местная публика в ужасе от случившегося — но в еще большее смятение их приводит то, что девочка вдруг оживает.
Другие записи группыпоказать все
644f74d77a60f.jpgВеликие литературные истории — по годам создания.

1950 — «Лев, колдунья и волшебный шкаф», Клайв Стейплз Льюис
1951 — «Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер
1952 — «Старик и море», Эрнест Хемингуэй
1953 — «451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери
1954 — «Властелин Колец», Джон Р.Р. Толкин
1955 — «Лолита», Владимир Набоков
1956 — «Падение», Альбер Камю
1957 — «Как Гринч Рождество украл», Доктор Сьюз
1958 — «Завтрак у Тиффани», Трумен Капоте
1959 — «Жестяной барабан», Гюнтер Грасс
644f741f4b172.jpeg
1960 — «Убить пересмешника», Харпер Ли
1961 — «Чужак в стране чужой», Роберт Хайнлайн
1962 — «Излом времени», Мадлен Л’Энгл
1963 — «Под стеклянным колпаком», Сильвия Плат
1964 — «Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль
1965 — «Ариэль», Сильвия Плат
1966 — «Цветы для Элджернона», Дэниел Киз
1967 — «Сто лет одиночества», Габриэль Гарсия Маркес
1968 — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Филип К. Дик
1969 — «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут
644f7420183b7.jpeg
1970 — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», Ричард Бах
1971 — «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», Хантер С. Томпсон
1972 — «Обитатели холмов», Ричард Адамс
1973 — «Принцесса невеста», Уильям Голдман
1974 — «Шпион, выйди вон!», Джон Ле Карре
1975 — «Сегун», Джеймс Клавелл
1976 — «Песни Перна», Энн Маккефри
1977 — «Сияние», Стивен Кинг
1978 — «Мир глазами Гарпа», Джон Ирвинг
1979 — «История, конца которой нет», Михаэль Энде
644f74207e8f9.jpeg
1980 — «Имя розы», Умберто Эко
1981 — «Дети полуночи», Салман Рушди
1982 — «Дом духов», Исабель Альенде
1983 — «Цвет волшебства», Терри Пратчетт
1984 — «Невыносимая легкость бытия», Милан Кундера
1985 — «Парфюмер», Патрик Зюскинд
1986 — «Оно», Стивен Кинг
1987 — «Хранители», Алан Мур
1988 — «Алхимик», Паоло Коэльо
1989 — «Клуб радости и удачи», Эми Тан
644f7420de724.jpg
1990 — «Парк юрского периода», Майкл Кричтон
1991 — «Мир Софии», Юстейн Гордер
1992 — «Тайная история», Донна Тартт
1993 — «Девственницы-самоубийцы»,Евгенидис Джеффри
1994 — «Хроники Заводной Птицы», Харуки Мураками
1995 — «Слепота», Жозе Сарамаго
1996 — «Игра престолов», Джордж Р.Р. Мартин
1997 — «Гарри Поттер и философский камень», Дж.К. Роулинг
1998 — «Часы», Майкл Каннингем
1999 — «Хорошо быть тихоней», Стивен Чбоски
644f742286fa4.jpg
2000 — «Жизнь Пи», Янн Мартел
2001 — «Тайная жизнь пчел», Сью Монк Кидд
2002 — «Милые кости», Элис Сиболд
2003 — «Жена путешественника во времени», Одри Ниффенеггер
2004 — «Облачный атлас», Дэвид Митчелл
2005 — «Книжный вор», Маркус Зусак

Источник.
644f16d38c442.jpg
Считается, что первые образцы фэнтезийных произведений в Европе стали появляться еще несколько веков назад. Авторы, основываясь на народных сказках и легендах, создавали увлекательные истории о прекрасных девах, злых чародеях и мифических существах. Расцвет жанра, однако, пришелся на середину прошлого столетия. А вот в Россию он добрался относительно недавно: только в 90-е годы фэнтези начало полноценно завоевывать популярность у авторов и читателей. Сегодня же полки книжных магазинов пестрят именами писателей и красочными обложками: героическое, городское, романтическое и даже славянское — все эти направления охвачены (и весьма успешно!) отечественными литераторами. 

Мы собрали для вас самые яркие примеры современного российского фэнтези, которые увлекут вас в невероятные миры, полные смертельных опасностей, захватывающих приключений, отличного юмора и, конечно, любви.

Героическое

Кровавые сражения, бесстрашные воины и прекрасные девы, которые и сами не прочь надеть доспехи, чтобы защитить то, что им дорого, — все это о героическом фэнтези. Лучшие примеры российских романов этого направления — в нашем списке. 
 
1. Цикл «Отблески Этерны», Вера Камша
2. Цикл «Золотые земли», Ульяна Черкасова
3. Цикл «Дивные берега», Елена Кондрацкая
4. Цикл «Цепь и щит», Евгения Александрова

Городское

Действие этих книг разворачивается в пространстве шумных мегаполисов или небольших городков. В обычную жизнь главных героев вмешиваются высшие силы, а потусторонний мир оказывается гораздо ближе, чем представлялось на первый взгляд.

5. «Руки, полные пепла», Мэй
6. «Лунный ветер», Евгения Сафонова
7. «Хилмор», Хелен Тодд

Славянское

Основой для этих романов стали древние славянские мифы. Современные авторы пересказали известные легенды или просто позаимствовали оттуда персонажей, которые появились на страницах книг в совершенно новом обличье.

8. «Иди через темный лес», Джезебел Морган
9. «Мара и Морок», Лия Арден
10. «Невеста Ноября», Лия Арден
11. «Песня чудовищ», Анастасия Андрианова

Романтическое

Здесь балом правит любовь. Ради того, чтобы быть вместе, главные герои готовы на все, даже если сама судьба против их союза. Ангелы и смертные, королевы и попаданцы — все они нуждаются лишь в одном: во взаимном чувстве.

12. «Телохранитель для демона», Елена Звездная
13. «Сальса, Веретено и ноль по Гринвичу», Ширин Шафиева
14. «Дракон в свете луны», Ксения Хан

Темное

Кажется, счастливый финал в этих книгах не предусмотрен вообще. Препятствия и испытания сыплются на персонажей как из рога изобилия, а положительным героям приходится постоянно сражаться за выживание. Темное фэнтези неизменно содержит в себе элементы ужасов и готики — и в книгах из нашего списка их предостаточно.

15. «Сиротки», Мария Вой
16. «Песнь Сорокопута», Фрэнсис Кель
17. Цикл «Вкус памяти», Таня Свон

Детективное

В фантастические сюжеты здесь гармонично вплетены захватывающие расследования, а ведьмы и мифические существа принимают на себя роли детективов. Романы, написанные на стыке жанров, погрузят читателя в мир магии и жестоких преступлений.

18. Цикл «Шолох», Антонина Крейн
19. «Троллий пик», Уна Харт
20. Цикл «Ковен озера Шамплейн», Анастасия Гор
21. «Чудовище и чудовища», Барбара Морриган

Young Adult

Над этими романами читателям не раз придется хорошенько поплакать и вспомнить любимые детские сказки, на которые так неуловимо похожи сюжеты книг из нашего списка.

22. «Некроманс», Евгения Сафонова
23. Цикл «Потомки Первых», Лия Арден
24. Цикл «Эксплеты», Ирина Фуллер
25. «Сон и Пепел», Алекс Анжело

Источник
1. Дремлющий демон Декстера
62a9ed9319ec7.jpg
Мы привыкли к образу серийного маньяка как скрытного человека, ведущего замкнутый образ жизни. Но что, если маньяк будет не только находиться на виду у людей, но и сам ловить преступников? Кем он будет тогда? Главный герой книги Джеффри Линдсея «Дремлющий демон Декстера» именно такой необычный маньяк. Его жертвы тоже весьма необычны.

Повествование в этой книге ведётся от имени Декстера Моргана, работающего в полиции Майами судмедэкспертом. Декстер – социопат-убийца. Убивать людей его заставляет некий внутренний голос, которого он зовёт «Тёмным попутчиком». Ещё в детстве его приёмный отец Гарри Морган, служивший в полиции, заметил в нём некоторые отклонения и смог научить Декстера контролировать свою тягу к убийствам. Чтобы не привлекать к себе внимание, он научил парня избавляться от улик, прятать тела и вести себя в обществе согласно принятым правилам. Благодаря им Декстер научился не только копировать все человеческие чувства, но и имитировать все эмоции обычных людей и их социально-приемлемое поведение.

Все эти правила он включил в так называемый «кодекс Гарри». Этот кодекс, наряду с «Тёмным попутчиком», помогает ему решать кого убивать, а кого оставлять в живых. Его жертвами становятся только те, кто кажется ему стопроцентно заслуживающим смерти за свои преступления. Доказательства их вины добывает сам Декстер. Таким образом, по его мнению, он добивается торжества справедливости. Поведение людей при этом ему кажется нелепым, и никакого интереса к сексу он не испытывает. Жизнь Декстера идёт установленным порядком, пока в городе не появляется ещё один серийный маньяк. Он копирует его почерк. Это заставляет Моргана открыть свою фирменную охоту на него.

2. Добрый друг Декстер
62a9edb5a5d87.jpg
Декстер Морган находится под сильным давлением. Не легко быть этичным серийным убийцей, особенно когда пытаешься избежать подозрений сержанта Доакса (который считает Декстера маньяком убийцей… кем он, на самом деле, и является). В попытке сбить Доакса со следа, Декстеру пришлось полностью спрятаться за маской. Пока он не работает специалистом по анализу брызг крови в полиции Майами, Декстер проводит почти всё свое свободное время с подружкой Ритой и её двумя детьми, потягивает светлое пиво и медленно становится первым в мире домоседом. Но как долго Декстер сможет воздерживаться от убийств? Как скоро его Тёмный Пассажир овладеет им и даст его внутреннему монстру свободу?

3. Декстер во мраке
62a9ede786e98.jpg
Работая специалистом по брызгам крови в полиции Майами, Декстер Морган привык видеть злодеяния… особенно, потому что по возможности, он совершает их сам. Руководствуясь своим Тёмным Пассажиром (внутренним голосом), внешне он живет нормальной жизнью, придерживаясь одного простого правила: он убивает только плохих парней. Но счастливое существование Декстера переворачивается вверх дном, когда его позвали на место преступления в кампусе. Тёмный Пассажир Декстера тут же чувствует что-то знакомое, что-то очень гнетущее, и Тёмный Пассажир – властелин разума Декстера и героический убийца – прячется.Декстер впервые в жизни остается один, и понимает, что ему предстоит охота за действительно зловещим соперником. Тем временем он планирует свадьбу и пытается научиться быть отчимом двоих детей своей невесты – детей, которые тоже могут иметь свои тёмные половины.

4. Декстер в деле
62a9edf97c434.jpg
Приключения очаровательного "джентльмена-маньяка" Декстера Моргана, который охотится исключительно на серийных убийц, продолжаются!

Декстер возвращается после незабываемого медового месяца в Париже. Семейная жизнь пошла ему на пользу: он предан супруге, наслаждается домашними обедами и уверен, что его зловещее хобби навсегда останется в прошлом.

Между тем Майами терроризирует таинственный преступник-художник, превращающий тела жертв в чудовищные арт-объекты. Декстер не в силах остаться в стороне.

Он начинает поединок с противником, который не уступает ему ни интеллектом, ни жестокостью!

5. Деликатесы Декстера
62a9ee23c9b61.jpg
Новые приключения неотразимого Декстера Моргана - "джентльмена-маньяка", который охотится исключительно на серийных убийц! Недолго ему приходится радоваться семейной жизни и новорожденной дочке: долг зовет! Долг крови... Молоденькая девушка похищена странной шайкой то ли готов, то ли вампиров, то ли попросту каннибалов, - и Декстеру предстоит приложить все свои таланты для поисков. Но чем ближе он подбирается к преступникам, тем с более пристальным интересом они следят за ним. Прямо-таки с голодным интересом. Неужели Декстеру предстоит стать для них очередным обедом?

6. Двойник Декстера
62a9ee3d79529.jpg
Приключения очаровательного «джентльмена-маньяка» Декстера Моргана, охотника на серийных убийц, продолжаются!

Раньше ни с чем подобным Декстеру Моргану сталкиваться не доводилось…

Но на сей раз приходится признать: Декстера, расправлявшегося с очередным монстром-педофилом, ВИДЕЛИ.

Свидетель шантажирует его и грозится разоблачить.

И это – одновременно с охотой на собственного «двойника», опасного и беспощадного преступника, избравшего своими жертвами… полицейских Майами!

7. Последний дубль Декстера
62a9ee5d7d4d4.jpg
Суперзвезда Роберт Чейз славится своей способностью вживаться в роль. В новом сериале ему предстоит сыграть полицейского, и он пристально наблюдает за Декстером Морганом – ведь персонаж Чейза буквально списан с обаятельного судмедэксперта. Актер ходит за Декстером по пятам, пытаясь понять, как тому удается вычислять убийц. Он пока не подозревает, что у полицейского есть свои темные секреты и слабости… А Декстеру становится все труднее хранить в тайне необычное «хобби».

Удастся ли ему «оставить след в Голливуде», не попав при этом на электрический стул?

8. Декстер мёртв
62a9ee6b26837.jpg
Неужели Декстеру Моргану – прекрасному аналитику, верному мужу, добродетельному отцу и серийному убийце, который охотится лишь на других убийц, – пришел конец?! Он потерял все: работу, карьеру, жену, детей, и даже любимая сестра Дебора больше не желает иметь с ним ничего общего. Декстер – в тюрьме по обвинению во множестве убийств… Однако именно ЭТИХ убийств он не совершал.

Помочь Декстеру соглашается только брат Брайан – человек, натворивший таких дел, что сам Декстер в сравнении с ним невинный агнец… Однако Брайан требует ответной услуги.

И Декстер, которому уже нечего терять, вновь начинает танец со Смертью. Танец, который может стать для него последним…