Слушайте, все знатные девушки королевства, и не говорите потом, что не слышали! Грядет Королевское Испытание, победительница которого станет супругой его величества!
Торопитесь в замок Старой Птицы, чтобы показать себя и посмотреть на других!
Не правда ли, звучит как в сказке?
Вот только замок – совсем не сказочный, старый, неуютный, со сквозняками. И служанка одна на шестерых гостий. А уж само Испытание… кто только выдумал такие задания, какой изувер? И вообще творится что-то непонятное, правда, на это обращают внимание далеко не все… до поры до времени.
Призраки бродят ночами по коридорам замка. И он живет собственной жизнью, не очень-то считаясь с желаниями обитателей.
Впрочем, обо всем по порядку. Ведь первые гостьи уже спешат в замок…
Очередной отбор невест... Да, избитая тема обыграна не стандартно, имеются сюрпризы в развитии сюжета, временная петля. Но мне для более высокой оценки чего-то не хватило. Может быть главные герои не такие яркие и запоминающиеся? Это не то чтобы пресно, но с каким-то одинаковым "вкусом". И "соли" в меру, и "сахару", может быть стоило добавить чуть-чуть "перчинки"? Но это лично мое мнение. Многие любители ромфанта могут найти книгу увлекательной.
Очередной отбор невест... Да, избитая тема обыграна не стандартно, имеются сюрпризы в развитии сюжета, временная петля. Но мне для более высокой оценки чего-то не хватило. Может быть главные герои не такие яркие и запоминающиеся? Это не то чтобы пресно, но с каким-то одинаковым "вкусом". И "соли" в меру, и "сахару", может быть стоило добавить чуть-чуть "перчинки"? Но это лично мое мнение. Многие любители ромфанта могут найти книгу увлекательной.
Серенько и средненько.
Начало, вроде бы, вполне сказочное: юная Тесса из Гаррата вместе с двумя слегка стервозными кузинами проходит Испытание на право стать супругой короля. Случайно она встречает раненого рыцаря и помогает ему. А тот в свою очередь становится помощником и защитником ей. Между тем место, где проводится Испытание, само по себе волшебное. С замком Старой Птицы связана удивительная легенда.
Что, казалось бы, тут не так?
Во-первых, само Испытание. Это не бал. Проходит его, не считая Тессы, множество девушек из знатных семей. В экстремальных обстоятельствах, казалось бы, их характеры должны во всей красе проявиться. Но нет: все они так и остались серой массой – за исключением Касса-Онны, Кара-Идды и Тина-Санны. И то подробно раскрыта одна Кара-Идда. Сами же испытания не пугают, а вызывают улыбку. В сказке, сочинённой в каком-нибудь патриархальном обществе, кандидатку в невесты заставили бы искать могущественный артефакт, проходить через огонь, спускаться в заколдованную пропасть или хотя бы печь хлеб и ткать ковёр не на отшибись. Здесь же рыцарь учит героиню готовить. И не какое-то там изысканное блюдо, а просто хавчик, от которого бы не тянуло блевать. Феминизм, мать его ети. Сам же принцип отбора невест никому не ясен. Просто Старая Птица решила, что ленивая стерва предпочтительней старательной тихони.
Во-вторых, рыцарь. Создаётся впечатление, что его историю автор переделывала несколько раз. Ну вот надо было продолжить, а идей не было. Сюжет в результате скачет. Впрочем, возможно, что Измайлова хотела таким образом создать интригу, но у неё тупо не хватило таланта.
В-третьих, зло. По ходу дела выясняется, что Испытание – это жертвоприношение. Нет, девушки не умирают, получают богатые подарки и удачно выходят замуж. Только вот из их характера пропадает некая изюминка. Хочется задать вопрос: а надо ли от этого спасать? А если спасать надо, можно ли говорить о хэппи энде?
Наконец Тесса. Она неплохая, начитанная, неглупая. Хорошо плавает (хотя это ей не пригодилось) и рисует (а вот это как раз пригодилось). Но в сущности ничего не умеет. По сути дела Кара-Идда куда больше подходила бы на роль спасительницы. Но Старая Птица решила так, и стало так.
Хрен с ним, один раз читнуть можно. Но не более.
Не понимаю я издательства. Неужели нельзя писать аннотации, соответствующие книгам? Где, ну где здесь призраки?! Дух-хранитель есть, загадочные тени - тоже есть, путешествие во времени есть, колдовство, а вот призраков - ни одного.
Итак, отбор невест. Интересная и многообещающая тема для ромфанта. Отбор не простой, по его результатам можно стать королевой. Происходит он в старом замке, где загадочно абсолютно все. Как ни одна девушка не пострадала от своей неловкости во время тяжелых работ? Ведь даже ожог от утюга проходит за 2 часа. Ни одна девица даже не простудилась зимой в выстуженном замке со сквозняками. Кто такие эти загадочные молодые люди, которые так и норовят скомпрометировать девушек, расспрашивают их, но молчат о себе? И кто же оставил страшные следы на спине принцессы? К сожалению, на эти вопросы читатель так и не получает ответа.
Зато нас знакомят с милейшими тенями, которые могут слушаться хозяина и вести себя как котята, рассказывают красивые поэтичные легенды о Старой птице, которая на самом деле и не птица вовсе, а грифон, пытаются найти логику в странном проколе во времени длиной в четыреста с лишним лет, рисуют нелогичную историю любви. И вот как раз к романтической линии у меня больше всего вопросов. И главный звучит так: как девушка, которая боялась оставаться наедине с мужчиной в одной комнате, умудрилась с ним же и переспать спустя сколько? 5 встреч?
Зато в книге можно найти очаровательно наивные рассуждения об эффекте бабочки. Жаль, что все размышления об этом парадоксе заканчиваются еще более парадоксально.
Книга интересная, но немного тяжеловесная и медлительная. Видимо, растянутые сроки отбора в книге влияют и на восприятие читателя. Когда про отбор пишут, что испытания каждый день новые, то есть ощущения динамики, действия. А здесь совершенно не так. Атмосфера мрачноватая, покрытая тайнами (но это-то и интересно, отбор невест проходит, в основном, фоном). Но мне все равно не хватило динамики. Тут такие события: Старая Птица, Враг, борьба со злом - но все проходит как-то очень плавно. Нет, есть в этом свое очарование, но читать было тяжело. Приходилось откладывать книгу и делать перерывы в чтении.
Мне понравилось, что по мере течения сюжета есть развитие характера героини. И не важно, чем она это объясняет: воздействием на нее волшебства Старой Птицы или чародея, но главное - в ней есть личностный рост. Она повзрослела, изменилась, взяла себя в руки.
Очень интересно было увидеть сюжетный ход с путешествиями во времени. Всегда занимательно наблюдать, как автор играет с этим приемом. Что может измениться в будущем, если в прошлом за несколько столетий бабочка не потушит свечку своим взмахом крыла. Я утрирую, но это так. И здесь есть размышления по этому поводу. Если изменить прошлое, то изменится ли будущее? Или будущее уже изменено, ведь в ткани бытия записано, что был прокол между временем, в который попал человек и изменил ход событий? В общем, именно это интересно в книге.
Сам себя не похвалишь – никто тебя не похвалит, во всяком случае, пока не умрешь
Для меня книги Киры Измайловой, как конфетки с неизвестной начинкой. Открываешь и гадаешь, а что за вкус попадется сейчас. Правда в отличии от поттерианских конфет, тут начинка всегда вкусная.
История Королевского отбора не нова, но как и многие сюжеты у Киры, здесь все оказывается совсем не тривиальным. Загадочный старый замок, молчаливые слуги, старая одежда и странные испытания. Вся книга пропитана атмосферой готического романа. Тут есть и исчизающие комнаты, и недомолвки, и жуткие кавалеры, без имен и неуловимо похожие, как манекены. А уж все эти предания. Пожалуй, больше всего мне в этой книге понравились обрывки старых преданий и как за пару веков истории не просто забываются, а превращаются в нечто иное. А уж линия про деградацию знаний и умений, и забывание прогресса, мне эта идея еще в «Случай из практики» Кира Измайлова понравилась. Как легендарные и развитые империи исчезают, а их знаю утеривают и прячут. Есть в этом что-то...
— Иногда тайна оказывается больше, чем может вынести человек...
Враг действует не так, - не слушая, продолжала она. - Он не забирает жизнь -- зачем она ему? Он отбирает то, что составляет твою суть, пускай даже это умение лгать не краснея... Та старая женщина прожила долгую, ничем не примечательную жизнь. У нее были дети и внуки, она похоронила мужа и, я знаю, уже в преклонном возрасте нашла друга сердца, но...
Она перевела дыхание и продолжила:
-- Бабушка говорила -- ее сестра после Испытания сделалась иной. Словно бы потускнела, утратила блеск, стала... обыкновенной. Я не сумела дознаться, чем именно она прежде выделялась среди других, но, очевидно, что-то все-таки было, раз по ней сходили с ума мужчины и ненавидели женщины? И это вовсе не красота, о нет!
-- Знаете, - произнесла я и сглотнула, потому что в горле неожиданно пересохло. - Моя кормилица говорит: в каждом человеке есть словно бы особое зернышко, как в праздничной булочке. Оно может быть сладким, соленым, острым или даже горьким, но без него вкус не тот.
-- Как точно подмечено, - без улыбки сказала Идда. - Зернышки... Враг выколупывает их, оставляя обычное пресное тесто. Или сдобное, без разницы.
-- Кто вообще такой этот Враг? - спросила я, чтобы не молчать. - У нас толком не рассказывают...
-- У нас тоже, - ответила Идда, - но, насколько мне удалось понять, это средоточие всего дурного, что только есть в людях. Скажем, если кто-то любит бахвалиться или сплетничать -- это еще не страшно, многие из нас поддаются желанию приукрасить себя и свои поступки или обсудить знакомых за их спинами. Но Враг всегда рядом. Если человек податлив, тот найдет лазейку и начнет подталкивать: ври больше, еще больше... Займи денег, обещай вернуть, когда разбогатеешь, скажи, что выгодно женишься или найдешь сокровище, и тогда всех озолотишь, а пока гуляй напропалую!
-- А и правда, - сказала я, подумав, - иногда с людьми случается такое: будто их кто-то подзуживает и заставляет делать гадости. Раньше были обычными, ну, пускай не самыми приятными, а потом... Это Враг виноват?
-- Нет, - сказала Идда. - Враг -- это... Он как холодный ветер. Кто виноват в том, что он выстудил дом? Ветер -- потому что дует, как ему вздумается, или человек, потому что не закрыл двери и ставни и не разжег очаг?
-- Не вполне понимаю, - призналась я, а она ответила:
-- Всё просто. В каждом из нас есть хорошее и дурное, одного больше, другого меньше, и это дается не от рождения. Неразумные дети не отличают зло от добра, да и взрослые не всегда на это способны...
Идда помолчала, потом продолжила:
-- Вам наверняка приходилось и лгать, и злословить, и желать дурного, пускай даже в мелочах, верно?
Я пристыженно кивнула.
-- И со всеми так. Это все равно, что сквозняк в доме: наглухо законопатить все щели можно, но тогда ведь задохнешься у жаркого огня, - сказала Идда. - Но есть те, кто намеренно гасит огонь и распахивает окна навстречу ветру. Им кажется, так жить легче. Не нужно собирать хворост, подбрасывать его в очаг, не нужно следить, чтобы не погасло пламя, - ветер дует сам по себе... Вы понимаете?
-- Кажется, да, - сказала я. - Можно сдаться на волю стихии и лететь, куда несет этот самый ветер, а можно ей противостоять. Второе тяжелее, но... Но ведь многие так делают, иначе наш мир давно рассыпался бы в прах!
-- Неразумный Враг того и хотел, когда похитил солнце, - произнесла принцесса как нечто самой собой разумеющееся. - Но Старая Птица его вернула. Солнце живет здесь...
Она коснулась рукой сердца, совсем как Грифон.
– Для красоты девицы подводят глаза, рисуют брови, приклеивают фальшивые ресницы, румянят щеки, красят губы, завивают кудри и проделывают еще множество бессмысленных вещей, – сказал старик. – В Караде еще куда ни шло, а вот в Дзейли, если смыть с придворной красавицы слои белил, румян и прочего, снять парик, раздеть… Можно и испугаться.
– Инна-Ро говорит: страна должна быть похожа на отлаженный механизм, – совсем другим тоном проговорил вдруг Грифон. – Если все без исключения завязано на правителе, то… Стоит ему исчезнуть, и все рухнет. Это как вытащить какой-то важный рычажок – без него механизм работать не будет или вовсе рассыплется на части.