Темп жизни, который задает современная реальность, влияет и на то, как мы читаем, и на то, что мы читаем. Порой приходится ограничиваться лентой в фейсбуке или, в лучшем случае, короткими статьями — и бежать по своим делам. Но иногда хочется остановиться, отбросить все проблемы куда подальше, укрыться пледом и погрузиться в книгу, которая будет длиться бесконечно долго... Именно такие объемные, но при этом расслабляющие и крайне интересные романы мы подобрали для вас. Тем более, что длинные выходные не за горами.
Роман американского писателя-постмодерниста Пола Остера с загадочным названием «4321», вошедший в шорт-лист Букеровской премии 2017 года, удивил и критиков, и читателей. Во-первых, он имеет по-настоящему эпический размах. Во-вторых, исследует дух времени и множественность вариантов судьбы человека. Двойничество — явление слишком простое для постмодерна, поэтому оно умножается на два: 4 персонажа по имени Арчи Фергюссон проживут 4 разные жизни, и, как пишет обозреватель The Village, «ненароком оброненное слово или действие главного героя Арчи Фергюссона может привести к новой войне в одном измерении или убийству президента в другом».
Теодор Рошак — американский культуролог и философ, исследовавший контркультуру (собственно, он и изобрел это понятие). Его интеллектуально-детективный роман рассказывает о кинокритике Джонатане Гейтсе, который становится одержим загадочным режиссером Максом Каслом, снявшим в 1920-е годы несколько низкопробных фильмов-ужастиков. Эти ленты поражали атмосферой зла и гипнотизмом, а сам Касл пропал без вести в 1941 году. Галина Юзефович пишет, что «Киномания» — «это диковинный гибрид умного киноведческого трактата и захватывающего конспирологического триллера», так что даже читатель без специального «киноведческого» интереса впечатлится этим необычным произведением.
Американский писатель Марк Хелприн стал известен в России благодаря изданию его романов «Зимняя сказка» и «Рукопись, найденная в чемодане». «Солдат великой войны» рассказывает частную историю человека, которая на глазах превращается в глобальное философское высказывание о травмах кровавого XX столетия. Главный герой, профессор эстетики Алессандро Джулиани, спустя полвека после окончания Первой мировой войны проходит тот же путь, что и в далеком 1914 году. Вместе с ним отправляется в путешествие и читатель.
Воспоминания и дневники писателей XX века — это огромный пласт литературы, в который можно погружаться бесконечное множество раз. И, конечно же, чем интереснее биография автора и чем значительнее его место в культуре, тем сильнее мы хотим прочитать его «интимные» тексты. «Зрелость» писательницы и феминистки Симоны де Бовуар относится к самым важным документальным (и в то же время — художественным) произведениям прошлого столетия: книга раскрывает ее противоречивый внутренний мир и тайны жизни с Жан-Полем Сартром.
«Большая литература» для русского читателя — это и большой объем, и невероятные художественные амбиции, и раскрытие глобальных философских тем, а также внимание как к сюжету, так и к психологической составляющей героев. Видимо, именно поэтому в России так полюбили американского писателя Джонатана Сафрана Фоера. Его роман «Вот я» — о внутрисемейных переживаниях и чувстве глобального одиночества и страха.
Литературный критик Анастасия Завозова отметила, что этот роман Эдриана Пирсона прекрасен «своими словесными выкрутасами, неожиданными метафорами, издевками над современным миром и, самое важное, над рукколой». В этом тексте смешное явно преобладает над драматичным: главному герою по имени Чарли придется поработать координатором проектов в небольшом колледже и найти решение для непростых задач, среди которых — примирение мясоедов с вегетарианцами.
«Джентльмен в Москве» — это псевдоисторическая драма о графе Александре Ростове, который в 1922-м году получает от молодой Советской Республики весьма неожиданное наказание: никогда не покидать пределы отеля «Метрополь». С этого момента начинается его новая жизнь, к которой он оказывается никак не приспособлен. Несмотря на невозможность такого сюжетного поворота в реальной жизни, мы все-таки верим Тоулзу и его главному герою, а поэтому более пяти сотен страниц прочитываются на одном дыхании.
Интеллектуальный бестселлер: 7 романов для долгого чтения
4321. Пол Остер
Киномания. Теодор Рошак
Солдат великой войны. Марк Хелприн
Зрелость. Симона де Бовуар
Вот я. Джонатан Сафран Фоер
Страна коров. Эдриан Джоунз Пирсон
Джентльмен в Москве. Амор Тоулз