Об автореподробнее
Родился: 20 мая 1948 г., Каменец-Подольский, Украина
Детство провел в Сибири. В 1972г. окончил филологический факультет Ленинградского университета. Работал лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах, журналистом, учителем - всего сменил около тридцати профессий.
 Первая книга рассказов Хочу быть дворником вышла в 1983г. и сразу привлекла внимание критиков и читателей точностью и гибкостью стиля и неожиданностью сюжетов. За ней последовали Разбиватель сердец (1988), Технология рассказа (1989), Рандеву со знаменитостью (1990). 
 Бестселлерами стали Роман воспитания, Приключения майора Звягина (1991) и названная критиками самой смешной книгой последних лет Легенды Невского проспекта (I993).
 Литературный скандал вызвал мини-роман Ножик Сережи Довлатова. Последний бестселлер, роман Гонец из Пизы (2000) выдержал за год 11 изданий.
 Самый издаваемый сегодня из русских некоммерческих писателей - только в 2000г. Его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экз.
 Издавался в таких изданиях, как Литературная газета, Знамя, Октябрь, Дружба народов, Огонек и др.
 Читал лекции по современной русской прозе в университетах Милана, Иерусалима, Копенгагена.
 В свободное время живет в Москве, но работать продолжает в Таллине.

1950 Семья переезжает к новому месту службы отца в Забайкалье. До шестнадцатилетнего возраста Михаил меняет школы - постоянные переезды по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири. Курсы планеристов при областном ДОСААФ.

1964 Переезд в Белоруссию.

1965 Первая публикация стихов в республиканской газете.

1966 Заканчивает с золотой медалью школу в городе Могилеве и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета. Живет в семье деда 'профессора-биолога', заведущего кафедрой одного из ленинградских институтов.

1967 - 68 Летние поездки в студенческие строительные отряды на Мангышлак и под Норильск.

1969 г. - Летом, на пари с друзьями, без денег выйдя из Ленинграда, за месяц добрался 'зайцем' до Камчатки, используя все виды транспорта и обманом получил по пути пропуск для въезда в 'пограничную зону', что вошло в легенды Ленинградского филфака. Одновременно - комсорг курса, один из секретарей бюро комсомола университета.

1970 г. - Симулирует психическую болезнь в психиатрической клинике для получения академического отпуска в университете. Весной уезжает в Среднюю Азию, где ведет бродяжническую жизнь по разным местам полгода. Осенью переезжает в Калининград, где экстерном сдает ускоренный курс матроса второго класса и уходит в рейс на траулере рыболовецкого флота.

1971 г. - Восстанавливается в университете, одновременно работая старшим пионервожатым в школе. Первая 'публикация' в Ленинграде - рассказ в университетской стенной газете.

1972 г. - Заканчивает университет. Защищает диплом по теме:
 'Типы композиции современного русского советского рассказа'. С обвинением в 'формалистском уклоне' диплом не зачтен. Повторная защита назначена в Пушкинском доме /Ленинградский Институт русской литературы при АН СССР/. Тот же диплом защищен. Распределен учителем в Ленинградскую область. Из-за отсутствия мест работает воспитателем группы продленного дня начальной школы.

1973 г. - Учитель русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе. Уволен по собственному желанию и по ходатайству педагогического коллектива.
 Рабочий-бетонщик цеха сборных конструкций 4-ЖБК в Ленинграде Летом выезжает с бригадой так называвшихся 'шабашников' на Кольский полуостров, Терский берег Белого моря. Вальщик леса и землекоп.

1974 г. Младший научный сотрудник Государственного музея истории религии и атеизма /Казанский собор/. Научная тема: 'Возникновение религии и ее ранние формы'. Водит экскурсии по собору. По хозяйственным соображениям переводится директором музея в столяры, затем - снабженец и заместитель директора по административно-хозяйственной части. Уволен 'по собственному озверению'.

1975 г. Корреспондент заводской газеты обувного объединения 'Скороход' 'Скороходовский рабочий', и.о. завотделом культуры, и.о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в 'официальной государственной прессе'. Ежегодная премия газеты за лучший материал по культуре. Уволен 'по моральной идиосинкразии'.

1976 г. С мая по октябрь работает перегонщиком импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам. По упоминаниям в текстах, вспоминал это время как лучшее и крутое в своей жизни.
 Осенью, вернувшись в Ленинград, всецело переключается на литературную работу. Классический вариант: первые рассказы отклоняются всеми редакциями.

1977 г. - В мае пешком и на попутных машинах отправляется на Черное море. До октября бродяжит по черноморскому побережью от Одессы до Батуми.
 Осенью вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого. За рассказ 'Кнопка' получает первую премию на конкурсе фантастов Северо-запада.
 Участвует в Конференции молодых писателей Северо-запада. Рассказы отмечены и одобрены, но к публикации руководством конференции не рекомендованы /?!/.
 Нигде не работает. Период полного нищенства.

1978 г. - Первые публикации в городских ленинградских газетах - короткие юмористические рассказы.
 Лето - вальщик леса в госхозе 'Усть-Куломский' в Коми АССР, бригадир железнодорожных путейцев-строителей там же.
 Осень-зима - кратковременная служба в Советской Армии: старший офицер батареи наземной артиллерии, старший лейтенант.

1979 г. - Рассказы по-прежнему отклоняются всеми журналами и издательствами.
 Премия на очередном конкурсе фантастов Севера-Запада.
 Приработок литобработкой военных мемуаров при издательстве 'Лениздат' и рецензиями в журнале 'Нева'.
 Вступление в студию прозы при журнале 'Звезда' с намерением облегчить себе публикации. Публикаций не следует.
 Осень - переезд в Эстонию, в Таллинн, в попытке издать сборник рассказов в местном издательстве. Работа в республиканской газете 'Молодежь Эстонии'.
 Книга отклонена издательством 'Ээсти Раамат'.

1980 г. - Первые публикации в журналах: 'Таллин', 'Литературная Армения', 'Урал'.
 Увольнение из газеты.
 Вступление в 'профсоюзную группу' при Союзе писателей Эстонии, что давало право в СССР официально не работать.
 Лето-осень - путешествие из Ленинграда в Баку на грузовом судне, репортажи с пути в газету 'Водный транспорт'. Бродяжничество по Кавказу и Закавказью.

1981 г. - Книга одобрена и принята издательством.
 В Эстонском кукольном театре ставится пьеса 'Настоящий слоненок', выплачен гонорар.

1982 г. - Работа в госпромхозе 'Таймырский' в районе низовий руки Пясины в качестве охотника-промысловика.

1983 г. - Выход первой книги - сборника рассказов 'Хочу быть дворником'. Первые рецензии, рекомендации в Союз писателей от Бориса Стругацкого и Булата Окуджавы. Участие в Московской международной книжной выставке-ярмарке. Продажа прав за рубеж.

1984 г. - Перевод книги на эстонский, армянский, бурятский языки. Переводы отдельных рассказов во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.

1985 г. - Летняя работа в археологической экспедиции в Ольвии и на острове Березань. Осень-зима: рабочий-кровельщик.

1986 г. - Женитьба на выпускнице факультета журналистики Московского университета Анне Агриомати.

1987 г. - Рождение дочери Валентины.

1988 г. - Выход второй книги рассказов 'Разбиватель сердец'. Прием в Союз писателей СССР.
 Заведующий отделом русской литературы таллиннского русскоязычного журнала 'Радуга' Первые публикации Бродского, Довлатова, Аксенова, Мандельштама, Введенского.
 Первое в СССР издание книги Оруэлла 'Скотский хутор'.

1989 г. - Первое издание книги 'Технология рассказа'.

1990 г. - Публикация рассказа 'Узкоколейка' в журнале 'Нева', 
 рассказа 'Хочу в Париж' в журнале 'Звезда', рассказа 'Положение во гроб' в журнале 'Огонек'.
 Статус профессионального писателя.
 Выходит книга 'Рандеву со знаменитостью'.
 Появление публикаций рассказов в эмигрантской русской прессе.
 По рассказу 'А вот те шиш' поставлен художественный фильм на Мосфильмовской студии 'Дебют'.
 Главный редактор и основатель первого в СССР еврейского культурного журнала 'Иерихон'. Выпуск первого номера.
 Октябрь-ноябрь - чтение лекций по русской прозе в университетах Милана и Турина.

1991 г. - Первое издание романа 'Приключения майора Звягина' - в Ленинграде, но под маркой эстонского издательства 'Периодика'. Стотысячный тираж разошелся в три недели.

1993 г. - Ни одно российское издательство не принимает книгу новелл 'Легенды Невского проспекта'. Тиражом 500 экз. ее издает в Таллинне Эстонский фонд культуры.

1994 г. - Очередное стотысячное издание 'Приключений майора Звягина' возглавляет топ-десятку 'Книжного обозрения'.
 Чтение лекций по современной русской прозе в университете Оденсе /Дания/.

1995 г. - Петербургское издательство 'Лань' массовыми дешевыми изданиями выпускает 'Легенды Невского проспекта' - продано около 800 000 экз. Самая читаемая книга года в Санкт-Петербурге. Следуют переиздания всех книг в 'Лани', издательствах 'Вагриус' (Москва), 'Нева' (Санкт-Петербург), 'Фолио' (Харьков).
 На осенней Московской книжной ярмарке Веллер - самый издаваемый русский писатель года.

1996 г. - Летом со всей семьей надолго уезжает в Израиль.
 В ноябре новый роман 'Самовар' первым изданием выходит в иерусалимском издательстве 'Миры'. Презентации книги в правительственном пресс-центре и на тель-авивской новогодней ярмарке.
 Лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете.

1997 г. - Апрель - возвращение в Эстонию.
 Сентябрь - выпуск четырехтомника двухсоттысячным тиражом петербургским финансовым холдингом 'Объединенный капитал'.

1998 г. - Выход восьмисотстраничной философской 'всеобщей теории всего' 'Все о жизни'.
 Поездка по Германии с читательскими встречами и выступлениями в Гамбурге, Бремене, Берлине, Дрездене, Ганновере, Кельне, Ахене.
 Читательские встречи в Голландии - Амстердам и Роттердам.
 Голландский фильм по рассказу 'Колечко' представлен на кинофестивале в Амстердаме.

1999 г. - Издательство 'ОЛМА-ПРЕСС' более двадцати раз переиздает книги Веллера в разных форматах и обложках массовыми тиражами.
 Поездка по США с выступлениями перед читателями в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Чикаго.
 Выход книги рассказов 'Памятник Дантесу'.

2000 г. - Новый роман 'Гонец из Пизы', он же первоначально 'Ноль часов'. Бесчисленные переиздания.
 Кажется, фактический переезд в Москву.
 По слухам - работа над книгой 'Легенды очень нового Арбата'.

Накануне неизвестно чего
Год выхода: 2016
Новая ироническо-издевательская книга Михаила Веллера – не то призыв сажать родных воров, не то ошеломление тайнами происходящего. От Цезаря до дней наших многотрудных и от Китая до Крыма – куда мы-то летим в безумном мире с последним приветом?
Наш князь и хан
Год выхода: 2015
Роман из времен Куликовской битвы преврашается в цепь нелепостей, а сюжет – в головоломку разведчика, вскрывающего тайны. Русская история была фальсифицирована пиарщиками Средневековья. Сражение с Мамаем и карательный набег Тохтамыша выглядели вовсе не так, как нам внушали веками. И сами мы – не те, кем себя считали…


Не ножик не Сережи не Довлатова (сборник)
Год выхода: 2006
Сборник избранного «Не ножик не Сережи не Довлатова» включает в себя необыкновенно точные и глубокие описания как трагедии эмиграции советской литературы, так и фигур и судеб самих писателей в широком диапазоне от сарказма до романтизма. Первое появление романа в печати вызвало памятный литературный скандал, отголоски которого не утихли и сегодня. Содержание сборника: Как вы мне надоели Ножик Сережи Довлатова Не ножик не Сережи не Довлатова Пир духа Кухня и кулуары Прихожая...
НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 27
Год выхода: 1982
В сборнике научной фантастики представлены произведения известных советских фантастов (Г. Гора, Р. Леонидова, В. Михайлова), начинающих авторов (М. Веллера, И. Пидоренко, Б. Руденко), рассказы зарубежных фантастов (Курта Воннегута, Джона Риза, Генри Каттнера), а также статья критика Вл. Гакова. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
О языковой сервильности великороссов
«Еще раз повторим: упадок страны, народа, государства начинается не с падения экономики, или политического фиаско, или военного поражения. Землетрясения еще нет – но неуловимые колебания заставляют насторожиться животных. Держава еще могуча – но подспудные процессы уже вылезают наружу, являя себя через вещи, в которых можно различить начавшееся падение…»
Обеспечение ударения
«Владимир Викторович Колесов, лингвист, профессор, доктор филологии, заведующий кафедрой русского языка филфака Санкт-Петербургского университета, монографии, переводы, почетные дипломы и степени; акцентолог. Учитывая вес и традицию петроградской-ленинградской русской лингвистической школы – пожалуй что русист-акцентолог Петербурга номер раз и, с учетом совокупности факторов, России и мира. Из Петроградской кафедры вышла вся русская лингвистика…»
Огонь и агония
Год выхода: 2018
Новая книга Михаила Веллера — ироничная по форме и скандальная по существу — о том, почему классика уродует сознание интеллигенции, как пили шампанское герои золотого периода советской культуры, где найти правду о войне и кто такой великий русский поэт Владимир Высоцкий.
Остров для белых
Год выхода: 2022
Новый роман Михаила Веллера — «метароман», как определил жанр автор, огромен по охвату тем и многообразен по литературным приемам. В нем сочетаются триллер и гиперреализм, антиутопия и философская пародия, жестокий юмор и пафос. Предстающий со страниц завтрашний день дает решения всех главных сегодняшних проблем неожиданным и беспощадным образом. Книга восхитит одних, возмутит других, призовет к действию третьих.
Поправки к отражениям
Год выхода: 2020
Эта книга Михаила Веллера — о том, как классическая литература предопределила советский тоталитаризм и даже классики не стыдились травить конкурентов. Здесь оживают золотые шестидесятые годы нашей культуры, а автором первого русского романа оказывается оклеветанный историей талант. Вспомним свое величие!
Приключения майора Звягина. Роман воспитания
Год выхода: 2006
В этой книге много тайн, и все они раскрываются на удивление просто. Во-первых, Звягин — не майор. Ну — бывший майор. Во-вторых, приключения его — никакие не приключения. Эта книга — «наука побеждать» и добиваться любой поставленной цели в наших обыденных условиях. Человек может все — вот гениальная идея романа. Может переломить судьбу, стать любимым и счастливым, преодолеть даже смертельный недуг. За десять лет общий тираж «Звягина» приблизился к миллиону.
Рандеву со знаменитостью
«Торжественный зал. Люстра, кинохроника, смокинги, блики фотовспышек на лысинах. Недержание лести: симфония славословий. – …за величайшее достижение в области литературы двадцатого века. И, может быть, литературы вообще!..»
Самокритика и незадача
«Фабула этой баллады взывает к стилистике Хармса. Один критик, которого можно назвать Романом Арбитманом и поселить в Саратове (никаких намеков на Грибоедова!), решил реализовать свои возможности, написать роман и подзаработать денег. Что и сделал…»
Слава и место в истории
«Дондурей (ну так же и хочется поставить «дон» отдельной частицей!..), главный редактор одного журнала про кино, названия которого я никогда не мог запомнить, недавно сказал в телевизоре, что Глазунов, хоть ему и дарят дома, и платят миллионы, все равно в историю не войдет: критики про него не пишут. То есть критик определяет место в истории. Критик как диспетчер социокультурного пространства…»
Стиль
«Если вы откроете любую литературную энциклопедию или поэтический словарь, то прочтете, что стиль… вы сумеете много чего прочесть. Стилистика – отдельная и объемистая наука, и споры в ней никогда не утихали. Стиль эпохальный, жанровый, индивидуальный, стиль функциональный, экспрессивный, разговорный, стиль как язык художественной литературы. Стиль как система языковых элементов, объединенная способом их отбора, употребления и взаимосочетания. И так далее…»
Странник и его страна
Год выхода: 2014
Здесь скотогоны крадут гусей, на крыше Казанского собора пьют портвейн, советские граждане охотятся за дефицитом и издеваются над вождями; здесь романтичные строители Великой Империи любят, верят и жульничают, а золотая брежневская эпоха яснеет в дымке как прекрасный и ностальгический плутовской роман.
Театр и его вешалка
«Любите ли вы театр, как я его люблю? Тогда пососите лимон, чтобы унять непроизвольные движения гортани. Чем был театр и чем он стал – вот в чем вопрос. О времена, о зрительские нравы – карету мне и цикуту. Балет, буфет, бред, туалет, рецензия…»
Технология рассказа
«Сейчас говорят о возрождении жанра рассказа, о повышении интереса к нему после долгого перерыва. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни: во-первых, он попросту быстрее пишется, во-вторых, в нем труднее халтурить, выдавать желаемое за действительное, подменяя пристальный взгляд на вещи длиннотами описаний и...
Товарищи, в ногу!
«Проект о введении единомыслия в России время от времени внедряется в жизнь с размахом и успехом большим, нежели могло вообразиться его язвительному создателю и одному из скромных российских губернаторов. Стремление обрести уверенность воззрений путем марширования строем вполне присуще так называемым образованным людям, их насмешки над приверженностью к строевым упражнениям военных есть форма изживания собственного комплекса, в котором они ощущают некую сомнительность и постыдность для человека...