Михаэль Энде — немецкий писатель.
Родился в местечке Гармиш-Партенкирхен, Германия, в семье художника и скульптора Эдгара Карла Энде и физиотерапевта Луизы Энде. Это событие произошло в 5:15 утра посредством кесарева сечения. Жили бедно, так как картины Эдгара покупали немногие. Искусствоведы оценивали эти картины как «полусюрреализм». В 1931 семья переехала в Оберменцинг под Мюнхеном. С Центром искусств Мюнхена Эдгар связывал свой будущий прорыв как художника и избавление от бедности, которая только усугубилась из-за кризиса в мировой экономике. И, надо же такому случиться, ожидаемый успех превзошел все ожидания. Работы мастера были не только выставлены, но и куплены как немецкими, так и зарубежными ценителями. Кроме того, Эдгар получил признание коллег. Этот успех обеспечил семье безбедное существование в течение четырёх лет. В 1935, из-за проводимой в культуре политики Третьего Рейха, финансовое положение Энде резко ухудшилось. Годом спустя Эдгар попал под запрет как «художник дегенеративного вида искусства».
С 6 сентября 1935 Энде снимают маленькую квартиру в районе Мюнхена Швабинг. По соседству живут художники, скульпторы и писатели: Франц Марк, Бертольд Брехт, Пауль Клее. Луиза Энде вынуждена была устроиться на работу, но это не предотвратило возвратившейся бедности. Гораздо хуже бедности для маленького Михаэля был установившийся разрыв между отцом и матерью. Ссоры всё учащались, и при этом никто не обращал внимания на сына. Отец, к примеру, часто повторял: «Мы не имеем возможности содержать ребенка». С той поры Михаэль стал чувствовать постоянный страх перед нуждой. Школа не могла исправить это положение, тем более, что Михаэль никогда не был хорошим учеником, он чувствовал отвращение к занятиям, школе и учителям. Он искал друзей, которые помогали ему забыть тяжесть повседневности, как, например, Вилли, сын торговца табаком, и Питер Хорн, сын врача. Вилли послужил позднее прообразом Бастиана, героя «Бесконечной истории». Приключения Питера в крестьянской усадьбе Розенхеймеров, где они часто проводили каникулы, переработаны Энде в 1984 в «Гогголори».
С весны 1940 Энде посещал гимназию Максимилиана в Мюнхене (в 1996 была переименована в гимназию Михаэля Энде). На занятиях по религии Михаэль знакомится с Матиасом Николаем, сыном книготорговца. Матиас был отличником и сначала недолюбливал Энде, который закончил первый класс с такими плохими оценками, что был оставлен на второй год и хотел даже покончить жизнь самоубийством. Только благодаря эвакуации учеников гимназии из-за бомбежек в 1943 мальчики познакомились ближе.
Матиас свободное время посвящал чтению произведений Шиллера, Новалиса и Гольдерлина. Кроме того, он был восхищён классической музыкой, живописью и театром. Воодушевлённый примером Матиаса, Михаэль начинает сам писать стихи. Его первое стихотворение носит название «Молитва Апокалипсиса»; в нём отражен весь ужас войны. Самым ужасным событием войны стала для Михаэля атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. В конце войны Михаэль и Матиас встретились вновь в Мюнхене. Михаэль поёт в хоре и втягивается в общество молодёжи. Этот круг дал ему опору в послевоенное время и оказал огромное влияние на последующее творчество.
15 апреля 1947 семнадцатилетний Энде переходит в Вальдорфскую школу Штутгарта. Он нашел себе маленькую квартиру и начал свою независимую от родителей жизнь. Матиас также переезжает в Штутгарт и учится в гимназии. Они вместе часто ходили в американскую библиотеку, где знакомились с произведениями французских экзистенционалистов, прежде всего Жана-Поля Сартра. Каникулы они проводили в Мюнхене, где посещали каждое представление, на которое могли достать билеты. Эту увлечённость они перенесли и в Штуттгарт, где сами ставили пьесы.
Esslinger Zeitung в 1947 впервые опубликовывает стихотворение Энде. 2 мая 1949 Энде поступает в Мюнхенскую школу Falkenberg, чтобы изучать актерское мастерство. Перед приёмной комиссией у него были неоспоримые преимущества: он сам писал пьесы и ставил их на сцене. Во время своего обучения Энде играл небольшие роли в камерном театре Мюнхена, в том числе в таких инсценировках как «Фауст II», «Мамаша Кураж и её дети». 31 марта 1951 Михаэлю вручают диплом актёра сцены. В этом же году он получает место в театре Шлезвиг-Гольштейн в Рендсбурге. После исполнения ряда второстепенных ролей он возвращается в Мюнхен, чтобы более плотно заняться литературным творчеством. Восхождению по этой стезе могло способствовать написание театральной пьесы, и она была написана.
К его личным проблемам добавился развод в 1953 его родителей. Эдгар Энде влюбился в студентку факультета искусств. Луиза пыталась покончить жизнь самоубийством, приняв огромную дозу снотворного. Отношения между отцом и сыном стали напряжёнными. Только много лет спустя они нашли примирение, и выражением этого стало посвящение Михаэлем цикла рассказов «Зеркало в зеркале» своему отцу и размещение там его 18 литографий за период между 1936 и 1960.
В 1954 Энде работает кинокритиком на баварском радио, чьих гонораров, впрочем, никак не хватало на жизнь. К 150-летию дня смерти Шиллера он пишет скетч «Маленькие рыбы» для кабаре, где главным героем выступает памятник великому поэту, рассуждающий о злободневных проблемах современности и который был встречен с большим восторгом. За ним следовали и другие, но они не имели успеха.
По поручению баварского радио в 1956 Энде путешествует по Италии, подготавливая репортаж об этой стране. Один из многих городов, им посещенных, был Палермо. Там он ощутил, по собственному признанию, глубочайшее переживание. На большой площади королевского замка вечером сидели рассказчики историй. Михаэль вслушался в рассказ одного из них: тот сидел, окружённый плотным кольцом людей.
И эта история показалась мне чем-то знакомым. Когда рассказчик сделал большую паузу, я спросил, что это была за история. И мужчина ответил, что это была книжка Александра Дюма, которую он унаследовал от дедушки. Он прочитал этот роман и сделал из этого свою профессию. С тех пор он сидит у Пьяццы в Палерме и рассказывает эту историю. Посмотри, сказал я тогда себе, это та цель, которую нужно достичь: чтобы через сто лет после твоей смерти твои истории звучали бы на улицах Палермо из уст рассказчиков.
Примерно в то же время он встретился с одним из своих одноклассников, который попросил черкнуть пару строк для детской иллюстрированной книжки. Но вместо короткого рассказа из-под пера Энде вышел большой 500-страничный роман. Так возникли истории о Джиме Пуговице. Он отсылал рукопись в различные издательства, пока она не была напечатана в 1960. Роман был разбит на две части, первая из которых под заголовком «Джим Пуговица и Лукас-машинист» вышла в 1960, а вторая — двумя годами позже как «Джим Пуговица и чёртова дюжина».
Книги были переведены на 19 языков, а в 1961 и 1966 по ним были созданы радиопостановки. Так началась его карьера профессионального писателя, и появилась возможность получать большие гонорары за свои книги. Однако прошло более десяти лет, прежде чем Энде снова опубликовал истории о Джиме Пуговице. В 1972 появился роман «Момо». Роман был переведён более чем на 30 языков и в 1974 получил Немецкую премию литературы для детей и юношества. С 1996 обладатель этой премии получает вместе с денежным призом статуэтку Момо.
Самый известный роман Михаэля Энде «Бесконечная история» увидел свет в 1979. По этой книге был снят одноимённый фильм, издавалась она и на пластинках, и на кассетах. В 1989 звуковая инсценировка романа получила премию «Золотой диск». С 1980 книга получает множество национальных и международных наград. Книга привлекла такое внимание, что учителя и доценты развивали дискуссии о возможности применения «Истории» в качестве учебного пособия в системе образования.
После этого успеха начинается самая продуктивная фаза в творчестве Энде. Почти ежегодно выходят иллюстрированные книжки для детей и книги сказок. Вместе со своим отцом он собирает в 1984 цикл «Зеркало в зеркале». В том же году появился «Гогголори». По этой книге в 1985 была поставлена успешная опера Уилфрида Хиллера, которую многие критики посчитали лучшей национальной оперой, созданной после Второй мировой войны.
До смерти 27 марта 1985 жены, Ингеборги Хофманн, с которой писатель познакомился в 1952 и сочетался браком 7 августа 1964 в Риме, вилла «Дом единорога» около Рима с 1971 оставалась постоянным местом жительства писателя. Потрясённый случившимся, он продает виллу и возвращается в Мюнхен. Вместе с японской переводчицей его книг Марико Сато Михаэль Энде несколько раз совершает путешествия в Японию (в 1977, 1986, 1989 и 1992), а с 1987 они уже живут вместе в Мюнхене, где обставляют свою квартиру в японском стиле. А в 1988 на писателя обрушивается угроза банкротства и тюремного срока за долги. Оказывается, его многолетний литературный агент сумел за эти годы на имя Энде наделать долгов почти на миллион франков. Были описаны картины его отца, вся мебель в квартире, и если бы не вмешательство и помощь издательства Thienemann-Verlags автору с мировым именем грозил бы тюремный срок.
4 сентября 1989 Марико Сато и Михаэль Энде, после пятнадцатилетнего знакомства, сочетаются браком. Своё последнее произведение Энде опубликовал в 1992 — сборник историй «Тюрьма свободы». В июне 1994 он оперируется в Мюнхене, ему делают химиотерапию от рака желудка, а 28 августа 1995 писатель умер в госпитале недалеко от Штутгарта. Его похоронили в Мюнхене и по завещанию при его погребении играли музыку Моцарта, Глюка, а, кроме того, хор Государственного театра исполнил заключительный акт его оперы «Гогголори».