Exmo_0003_full_min.jpg
Вопрос о количестве русских писателей-лауреатов Нобелевской премии по литературе не имеет однозначного ответа, поскольку многое зависит от того, как понимать слово «русский».

За все время существования награды ею были отмечены шесть русскоязычных авторов: Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский и Светлана Алексиевич. Последняя — представительница Белоруссии, удостоенная премии в 2015 году. Среди пяти других литераторов только четверо фактически получили Нобелевку, поскольку под давлением советской власти Пастернак был вынужден отказаться от нее. Двое авторов находились в эмиграции: Иван Бунин жил во Франции, Иосиф Бродский — в США. Россиян среди лауреатов Нобелевской премии по литературе нет. В нашем материале мы расскажем обо всех авторах, которые писали на русском языке и получили признание Нобелевского комитета.

Иван Бунин (1933)

bunin_big_min.jpg
Формулировка: «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

Иван Бунин с детства проявлял интерес к литературному творчеству: к 15 годам он окончил свое первое большое произведение — роман «Увлечение», а в 17 был впервые опубликован в журнале «Родина». Войдя в писательское сообщество в конце 1890-х, будущий нобелиат снискал славу общительного и активного человека, но известность пришла к нему лишь после 30 лет. Несмотря на талант литератора и упорство, с которым он добивался признания, отзывы критиков на его произведения были редкими, и Бунин остался в тени популярных тогда Горького и Андреева. В 1918 году автор покинул Россию и переехал во Францию.

Путь к признанию был долгим и непростым для Бунина как в родной стране, так и на мировой арене — на Нобелевскую премию он был впервые номинирован Роменом Ролланом в 1923 году, а получил ее только спустя десять лет.

Борис Пастернак (1958)

1917_02-min.jpg
Формулировка: «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы»

Творческий путь Бориса Пастернака начался с музыки, которой он серьезно увлекался в старших классах. Первые стихи он опубликовал в 1913 году благодаря рекомендации Сергея Дурылина, поэта и литературоведа, разглядевшего его талант. После революционного 1917 года Пастернак писал много, но короткий период признания его творчества пришелся на конец 1920-х — начало 1930-х годов.

Позднее, в годы отчуждения, он занимался переводами, в числе которых «Гамлет» и другие трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера. Период с 1945 по 1955 год он посвятил написанию «Доктора Живаго», а в 1946-м впервые был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Получил он ее в 1958-м, после чего началась масштабная кампания против литератора: Пастернака исключили из Союза писателей СССР, ему грозили высылка и лишение гражданства. Он был вынужден отказаться от награды, диплом и медаль вручили его сыну в 1989 году.

Михаил Шолохов (1965)

1917_01-min.jpg
Формулировка: «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»

Начав публиковаться в возрасте 18 лет, Михаил Шолохов быстро получил признание общественности. Его талант высоко оценил Александр Серафимович, чье главное произведение — «Железный поток» — также посвящено Гражданской войне в России. Изначально пробуя себя в малых формах (рассказы и фельетоны), Шолохов, на чьих глазах разворачивались исторические события мирового значения, понял, что реализовать свой замысел сможет только в масштабном произведении.

Написание эпического романа «Тихий Дон» заняло почти 15 лет, книга была одобрена советской властью и принесла автору народную любовь и Нобелевскую премию по литературе. Михаил Шолохов — один из девяти лауреатов, получивших высокую награду за конкретное произведение (по оригинальному замыслу Альфреда Нобеля она вручается в целом за творчество).

Александр Солженицын (1970)

isaich_l_min.jpg
Формулировка: «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы»

К моменту публикации первых произведений («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор») в 1959-1960 годах за плечами Александра Солженицына уже были Великая Отечественная война, тюремное заключение и ссылка. Все эти события, а также люди, которых он повстречал на своем жизненном пути, нашли отражение в его творчестве.

К 1970 году большинство его произведений было переведено и издано за границей, а сам писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, получившим награду в рекордно короткий срок — всего через 7 лет после первой публикации.

Несмотря на невозможность публиковать свои произведения в СССР после 1965 года, Солженицын продолжал писать. Его «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые издан в 1973-м за границей и послужил поводом для лишения автора советского гражданства и высылки из страны. В изгнании писатель продолжал творческую деятельность, выпустив роман «Красное колесо» и ряд других произведений, в том числе биографических.

В 1990 году Александр Солженицын был восстановлен в гражданстве, но на родину он вернулся лишь в 1994-м.

Иосиф Бродский (1987)

brodskyi_min.jpg
Формулировка: «За многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью»

Иосиф Бродский родился и вырос в Ленинграде. Первые стихи поэта были изданы в начале 1960-х годов, тогда же он познакомился с Анной Ахматовой и Надеждой Мандельштам, оказавшими серьезное влияние на его творчество. Литературное сообщество высоко оценило его произведения, однако Бродский подвергался преследованию со стороны властей: в 1963-м его сослали на исправительные работы в Архангельскую область по обвинению в тунеядстве. Во время ссылки его стихотворения публиковались в эмигрантских изданиях, поэта признавали зарубежные литераторы и читатели. В 1965 году он вернулся из ссылки, работал переводчиком, но не имел возможности публиковать свои произведения. В 1972-м под давлением власти Бродский эмигрировал в Австрию, а затем в США.

В 1970-1980 годы его стихи выходили в иностранных изданиях, сам поэт обращался к эссеистике, которая стала значительным пластом в его творчестве. Он переводил на русский язык Еврипида, Джона Донна, Ричарда Уилбера и других поэтов. В 1987-м Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, в это же время его наконец начали публиковать на родине. В 1989 году он был реабилитирован, однако вернуться в Россию не успел — в 1996-м поэт скончался от инфаркта в своем доме в Нью-Йорке.

Светлана Алексиевич (2015)

720.jpg
Формулировка: «За многогласное творчество — памятник страданию и мужеству нашего времени»

Светлана Алексиевич родилась в Станиславе (ныне — Ивано-Франковск), выросла в Белоруссии, где окончила университет по специальности «журналистика». Ее профессия наложила отпечаток на литературное творчество: произведения Алексиевич относят к документально-художественному жанру, в основе большинства из них лежат реальные события, беседы, интервью и воспоминания очевидцев. Первая книга «У войны не женское лицо», опубликованная в 1983 году, стала отражением судеб советских женщин — участниц Великой Отечественной войны, вторая — «Последние свидетели: книга недетских рассказов» — посвящена детям военных лет. Другие произведения автора затрагивают войну в Афганистане, распад СССР и Чернобыльскую катастрофу. Ее книги переведены на десятки иностранных языков, некоторые из них экранизированы и поставлены в театрах.

В 2015-м Светлана Алексиевич была удостоена Нобелевской премии по литературе, став первым профессиональным журналистом в истории этой награды, первым русскоязычным автором, получившим премию с 1987 года, и первым лауреатом в истории независимой Белоруссии.
Тот факт, что среди книголюбов много кошатников - это не новость (в том числе потому, что кошатников в принципе среди нас довольно много). Куда интереснее, что некоторые кошки тоже любят книги и выбирают себе для проживания библиотеки. Такие котики должны быть особенно интересны любителям книг как родственные души.

Книговод собрал 3 интересные истории о библиотечных котах, которые попали в новости.

1. Кампусный Макс

62clgwq4-r.jpg
В юные годы этот рыжий кот жил на улицах города Сент-Пол в американском штате Миннесота, где вёл обычную бродячую жизнь - шарился по округе, где хотел, спал где вздумается и тырил еду где придётся. В 2016 году его забрали в частный приют, который содержит Конни Липтон. Муж владелицы приюта преподаёт в Макалестер-колледже, и семья живёт через дорогу от этого учебного заведения.

С самого начала своего "усыновления" Макс дал понять, что осёдлая жизнь ему не по душе, и постоянно рвался на улицу, поэтому хозяйка решила время от времени выпускать его. Макс с радостью принялся бродяжить по университетскому кампусу, где быстро заводил себе друзей. Он несколько раз тусовался на встречах выпускников с живой музыкой. Ему нравилось проводить время на огромной лужайке, где студенты играют в фрисби. Он часто захаживал в студенческое общежитие и неоднократно появлялся у дверей деканата факультета изучения испанского и португальского языков.

Но потом Макса потянуло к книгам, и он начал рваться в библиотеку колледжа. Он просачивался внутрь при каждом удобном случае и потом терялся между полок. Сотруднику (у которого к тому же сильная аллергия на кошек) постоянно приходилось его ловить, чтобы не оставлять запертым в помещении на ночь. В итоге библиотека повесила у себя на двери объявление:
zr9xf0wv-r.jpg
"Пожалуйста, не впускайте кота. Его зовут Макс. Макс хороший. Его владелец не хочет, чтобы он ходил в библиотеку. Мы не хотим, чтобы он ходил в библиотеку. Макс хочет быть в библиотеке. Не впускайте Макса".

Эту надпись сфотографировал и выложил в "Твиттер" кто-то из студентов, после чего историю Макса обсудили несколько популярных СМИ. Хозяйка после такого внимания к себе поступила просто - купила Максу шлейку и теперь не отпускает его гулять одного. Доволен ли кот такими изменениями в своей жизни? История умалчивает.

2. Почти выселенный Браузер

y6m4ounr-r.jpg
Полосатого кота по кличке Браузер в 2010 году взяли из местного приюта для животных сотрудники городской библиотеки Уайт-Сеттлмент в Техасе (США). С его помощью библиотекари надеялись решить проблему грызунов, но компанейское животное довольно быстро стало чем-то большим - частью атмосферы учреждения. Спустя 6 лет городской совет принял решение, что кота надо выселить оттуда в течение 30 дней. Против Браузера выступали аллергики и те члены совета, которые понимали, что предстоящий масштабный ремонт библиотеки может помешать коту нормально жить там.

Инициативная группа из 8 человек, узнав об этом решении, записала видеообращение в поддержку Браузера и выложила его в Сеть. Историю подхватили газеты и интернет-порталы, и судьбу кота бросились спасать люди со всего мира. На местном уровне петицию в защиту Браузера подписали 700 человек. Ещё 12 000 подписей собрали в Интернете через change.org. Страница библиотеки оказалась завалена комментариями от его сторонников. Мэр города получил более 1 000 писем по этому поводу - причём не только от американцев, но и от жителей Германии, Австралии, Малайзии, Англии и других стран. В итоге решение о выселении было отменено.

3. Разговорчивый Мью

o7jozhhn-r.jpg
Этот чёрный кот живёт в библиотеке Ирландского национального университета в Мейнуте. С ним ничего особенного не происходило, и его ниоткуда не выселяли. Просто в октябре прошлого года у репортёров университетской газеты назрел кризис идей, и они решили взять интервью у местной знаменитости - кота по кличке Мью. Краткая беседа, в которой Мью рассказал о своей жизни, неожиданно похвалил "Сумерки", посетовал на отношения с отцом и заявил: "Я прожил здесь много лет, и под "многими годами" я подразумеваю лишь то, что не понимаю концепцию времени", стала хитом в Интернете.

В российских библиотеках кошки тоже встречаются, но не порождают громких инфоповодов, потому что их жизнь течёт спокойнее и выселять их посредством принятия решения на городском уровне никто и не думает.

А если вам понравились эти истории, и вы хотите почитать ещё что-то в том же духе, то имейте в виду, что на русский язык была переведена книга об одном коте с похожей историей.
h11idyh0-r.jpg
5c80447e80d11.jpgБританский журналист и писатель Саймон Доэрти решил провести эксперимент и на месяц отказаться от использования социальных сетей. Каждый раз, когда ему хотелось зайти в Facebook, он открывал книгу. Вот что у него получилось.

***

Вчера я проснулся в 8:15 и инстинктивно потянулся за своим макбуком. Проверил почту, посмотрел, сколько людей лайкнуло мою статью, в комментариях к которой кто-то пожелал мне смерти. Затем встал, принял душ, умылся и заварил себе чашку чая — но перед этим еще раз заглянул в соцсети и отправил своей девушке мем.

За рабочим столом я провел где-то полтора часа, бессмысленно скроля ленту Facebook и поглощая ненужную информацию, словно заключенный, который невольно читает все книги в тюремной библиотеке. Я прочитал статью об эффективном тайм-менеджменте и три заметки ни о чем — про яйцо, взорвавшееся в чьей-то микроволновке, девушку, которая похудела к свадьбе и историю о том, как одного человека арестовали за то, что он толкнул полицейскую лошадь. На часах 11:15 и ничто из этой бессмыслицы не помогло мне как-то заработать на жизнь.
xtui788e-r.jpg
Социальные сети высасывают так из меня продуктивность каждый день. Половину своего времени я трачу на цифровую прокрастинацию. Интернет мне нужен для работы, но пользуюсь я им совсем непродуктивно. Сейчас, когда я пишу эту статью, в моем браузере открыто 27 вкладок и только четыре из них связаны с моей работой.

Я прекрасно знаю, что я тот человек, который может легко подсесть на что-нибудь, будь то наркотики, сериалы или чипсы. Я также понимаю, что такую увлеченность можно направить в продуктивное русло. Один мой знакомый был наркозависимым, но смог бросить и перенаправил свою зависимость на чтение книг.

Итак, я решил отказаться на месяц от соцсетей и всякий раз, когда у меня возникнет желание в них посидеть, брать книгу.

***

На второй день своего эксперимента я заметил, что какая-то мышечная память вызывает у меня желание ввести в адресной строке Facebook.com. Порывы зайти в соцсети со временем возникали все реже и реже. Иногда было трудно сдерживаться, особенно если в статьях, которые я читал, попадались ссылки на социальные сети. Теперь я понимаю, как чувствуют себя бывшие алкоголики, когда проходят мимо бара.

День шестой. Алгоритмы Facebook заметили, что я давно не заходил в соцсеть, и начали присылать мне все более отчаянные письма в попытке меня вернуть.

День восьмой. Facebook прислал мне пять писем о том, что у меня 135 уведомлений в соцсети. Может моя бывшая что-то вытворила? Я навел курсор на кнопку авторизации в соцсети — очень уж хотелось узнать, кто же мне писал. Внутренний голос нашептывал, что не произойдет ничего страшного, если я взгляну всего разок. Но я не поддался его уговорам, закрыл ноутбук и взял книгу.
w8qjn7zs-r.jpg
Многие признаются, что после отказа от соцсетей чувствуют себя одиноко и изолированно. Я живу в общежитии с 20 людьми, поэтому мне всегда есть с кем поговорить. Но в некоторых случаях я все же замечал, что немного не в курсе последних новостей.

День двенадцатый. На обеде с девушкой и ее подругами зашел разговор о фотографии яйца, которая собрала более 50 миллионов лайков в Instagram.

«Саймон ничего об этом не знает, — прокомментировала моя девушка. — Он взял перерыв от соцсетей». Я вежливо кивнул и задумался, сколько еще культурных феноменов и отсылок я пропущу. Смогу ли я писать статьи о молодежной культуре, если буду жить в отрыве от соцсетей?

Раньше все обсуждали то, что показывали по телевизору — шоу в перерыве Супербоула, полицейские погони, обращение Никсона к сотрудникам Белого дома. Сейчас все говорят о мемах и интересных дискуссиях в твиттере. Я же их пропускал, но зато читал уже четвертую книгу. Мне казалось, что мой эксперимент того стоит.

День восемнадцатый. Я подумал о том, что же пишут под моей последней статьей тролли. Наверняка до сих пор желают мне смерти. Если честно, то мне даже нравится с ними препираться и я по ним скучал.

Моя прокрастинация снизилась, но совсем от нее я не избавился. Мой творческий мозг нашел новые способы отвлекаться от дела — я подсел на Google Translate и вводил в него забавные фразы, чтобы потом сказать их на испанском моим соседям.

Социальные сети отнимают больше всего времени. Facebook вызывает у меня самые серьезные проблемы, возможно, потому что я пользуюсь им уже более десяти лет. Эта соцсеть очень удобна для общения с людьми и поиска планов на вечер — но в ленте очень трудно отделить нужную информацию от бессмыслицы.

К концу месяца моя тяга к соцсетям почти пропала. Я прочитал пять книг и три журнала. Теперь по утрам я больше не лезу в Facebook, а ночью не вынимаю ноутбук из рюкзака. Мой сон улучшился, ведь теперь я больше не залипаю до двух часов ночи на YouTube.
5c84ff465e292.jpgПоэт, драматург, прозаик, один из основоположников романтизма и один из главных писателей в истории французской литературы. Все это Виктор Гюго (1802 — 1885).


Он увлекался историей и увлекал ею читателей. А уж эффект от «Собора Парижской Богоматери» был и вовсе неожиданный: толпы туристов ринулись во французскую столицу, чтобы посмотреть на знаменитое здание! Литературные маршруты по местам действия его книг до сих пор популярны: Париж «Отверженных», Бретань «Девяносто третьего года»...

Помимо увлекательных сюжетов, интересных тем, ярких и живых героев в романах Гюго есть и еще одна важная черта: автор часто рассуждает о природе добра, любви и добродетели. И его мысли остаются актуальными и в наши дни. И в этом вы можете убедиться сами.

Мы отобрали 25 цитат из романов французского классика:

Судьба никогда не отворяет одной двери, не захлопнув прежде другой. «Человек, который смеется»

Любовь — это когда двое едины. Когда мужчина и женщина превращаются в ангела. Это — небо! «Собор Парижской Богоматери»

Мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остаётся только жить со смехом. «Человек, который смеется»

Никто не следит за поступками других так ревниво, как те, кого эти поступки касаются меньше всего. «Отверженные»

В жизни каждого человека бывают минуты, когда для него как будто бы рушится мир. Это называется отчаянием. Душа в этот час полна падающих звезд. «Человек, который смеется»

Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам. «Отверженные»

Ко всем человеческим поступкам можно относиться двояко: за что клеймят одного, за то другого венчают лавром. «Собор Парижской Богоматери»

Ничто не делает человека столь склонным к рискованным предприятиям, как ощущение невесомости своего кошелька. «Собор Парижской Богоматери»

Если можно вообразить себе что-то страшнее ада, где страдают, то это ад, где скучают «Отверженные»

Я имею счастье проводить время с утра и до вечера в обществе гениального человека, то есть с самим собой, а это очень приятно. «Собор Парижской Богоматери»

Подлинное неравенство в браке — это неравенство душ. «Отверженные»

Книги — это друзья, бесстрастные, но верные. «Отверженные»

Любовь подобна дереву: она растет сама собой, глубоко запуская в нас свои корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошенном сердце. «Собор Парижской Богоматери»

Равнодушие — это благоразумие. Не шевелитесь — в этом ваше спасение. Притворитесь мертвым, и вас не убьют. К этому сводится мудрость насекомого. «Человек, который смеется»

Путешествовать значит рождаться и умирать каждую секунду. «Отверженные»

Есть зрелище более величественное, чем море, — это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, — это глубь человеческой души. «Отверженные»

Существует правило: если хотите иметь прелестных женщин, не истребляйте пороков, иначе вы будете похожи на тех дураков, которые, страстно любя бабочек, истребляют гусениц. «Человек, который смеется»

Безупречный не упрекает. «Человек, который смеется»

Смех — это солнце: оно прогоняет с человеческого лица зиму. «Отверженные»

Комплимент — это нечто похожее на поцелуй сквозь вуаль. «Отверженные»

Первый признак истинной любви у молодого человека — робость, у молодой девушки — смелость. «Отверженные»

Высшее правосудие — это совесть. «Отверженные»

Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией. «Собор Парижской Богоматери»

Эгоизм — самая надежная основа счастья. «Человек, который смеется»

Кто читает, тот мыслит, а кто мыслит, тот рассуждает. «Человек, который смеется»
erih_mariya_remark.jpg22 июня 1898 года Оснабрюк – 25 сентября 1970г Локарно
Немецкий писатель, настоящее имя Эрих Пауль Ремарк.

Друзья звали его Бонни, нацисты Крамер, а Марлен Дитрих – Равик.

С самого рождения судьба предлагала стать Ремарку писателем. Он родился в семье книжного переплетчика Петера Франца Ремарка. В дальнейшем лучший друг Эриха – Фриц Хёрстемайер склонял его к писательству и агитировал вступить в литературный клуб. Не сразу, но постепенно это привело Эриха Ремарка к литературному триумфу.

Факты о писателе – Эрих Мария Ремарк.
  • Молодой Ремарк работал органистом в больнице для душевнобольных, жил в цыганском таборе и был продавцом надгробных камней, об этом периоде своей жизни он напишет в романе «Черный обелиск». В период скитаний Эрих Мария влюбляется в дочь главного редактора престижной газеты «Спорт в иллюстрациях». Он порывается даже жениться на девушке, но ее отец против брака. Женитьба не состоялась, а вот должность в газете будущий известный писатель получил.
  • Первые произведения «Женщина с молодыми глазами» и «Мансарда снов» небыли замечены публикой. Ремарк их стеснялся и выкупил лично все копии.5c7ccdd71ddca.jpg
  • «На Западном фронте без перемен» – третье произведение Эриха Марии Ремарка, которое считается самым удачным в его карьере. Для печати этой книги немецкому писателю потребовалось заключить рискованны договор с издательством «Фоссише цайтунг». Если бы книгу не получилось реализовать, то Ремарку пришлось бы полгода работать бесплатно на издательство.
  • Но судьба была благосклонна и «На Западном фронте без перемен» за год разошлась миллионным тиражом. С этого момента писатель получает славу и достаток.
  • Ремарк коллекционировал антиквариат и картины импрессионистов (Ван Гога, Ренуара, Дега). Он очень заботился о предметах старины и при перевозке сам следил за их упаковкой.
  • Эксцентричности Эриху было не занимать. Однажды он выкупил титул барона у одного бедствующего аристократа всего за 500 марок. После чего на своих визитках поместил корону.
  • После громкого триумфа «На Западном фронте без перемен» автор попал в опалу. Правительство осуждало антивоенные взгляды писателя. Нацисты внушали обществу, что роман написан не Ремарком, а Крамером (фамилия на оборот, еврейского происхождения). И даже то, что рукопись была им украдена у одного из военных товарищей.
  • Все эти обстоятельства вынудили Эриха Марию покинуть Германию в 1931 году. Он переселился в Швейцарию в Порто-Рокко, где купил дом, который называл «Дворец Ремарка».5c7ccdd764e5e.jpg
  • В 1939 г жить в Европе для «литературного изменника» стало не безопасно, и Ремарк переехал в США вместе с Марлен Дитрих. В Америке он узнает, что его книги на родине предают огню. Генрих Гейне в XIX веке предвидел последствия: «Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, сжигают и людей».
  • Писатель смог спасти первую жену Юту от рук фашистов. Эрих заключил с ней второй, но уже фиктивный брак и перевез из Германии. Сестру Эльфриду уберечь не удалось. Ее казнили по лживому доносу, а счет за издержки на казнь прислали самому Ремарку. О своей сестре Эрих напишет книгу «Искра жизни».
  • О жизни эмигрантов в Америке рассказано в романе «Тени в раю». Как и все книги писателя, роман отчасти биографичен. Жизнь в эмиграции потерянного поколения была похожа на существование теней, и он был их частью.
  • Самые сильные чувства писатель испытывал к Марлен Дитрих, он не раз делал ей предложения женитьбы, но она отказывала ему. Многих душевных сил потребовалось от Эриха, что бы пережить бесчисленные интрижки «Пумы» (ласковое прозвище Марлен).
  • Спасительными для него стали отношения с Поллет Годар, бывшей женой Чарли Чаплина. Она ухаживала за Ремарком, и он сам признавался в том, что без нее погиб бы от отчаяния.5c7ccdd7a6dc3.jpg
  • Эрих Мария Ремарк любил читать Достоевского, Пруста, Гетте, Цвейга.
  • Он всегда имел при себе несколько блокнотов и остро наточенных карандашей.
  • Предпочитал шляпы в стиле «панама» и стильно одевался.
  • Злоупотреблял алкоголем. Из напитков предпочитал кальвадос.
  • Любимое крепкое словцо «задница».
  • Ремарку была присуща некоторая сентиментальность, как в книгах, так и в жизни. Он коллекционировал статуэтки ангелов и считал, что это сохранит его от беды.
  • Он слыл весельчаком. Когда у него умер отец, он сказал прессе: «Что может быть лучше, чем смерть в ожидании коньяка».
Эрих Мария Ремарк в конце жизни страдал частыми сердечными приступами, но не прекращал творить. Он взял публику искренностью и невыдуманными историями, а чуть приукрашенными. Ремарк искренне полагал, что «Война щадит лишь тех, кто по-настоящему в ней повинен» и эта мысль проходит через все его творчество.

%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpg1. Джек Лондон "Межзвёздный скиталец"(др. перевод: "Странник по звездам")

Герой Джека Лондона – бывший профессор агрономии Дэррел Стэндинг. Профессор страдает от «багровой ярости», которая периодически заполняет его разум. В такие моменты он способен на любую деструктивную деятельность, за что в конце концов и попадает в тюрьму. Поскольку клиент оказывается на редкость буйным, тюремщики облачают героя в смирительную рубашку. Казалось бы, это должно помочь, но утихомирить Стэндинга всё равно не удаётся. Находясь в неподвижности долгие месяцы и экспериментируя с ощущениями, мужчина находит способ перемещения во времени. Когда боль достигает критической точки, сознание героя отправляется сначала в другое измерение, а потом начинает проживать свои прошлые жизни одну за другой.
5c7ccfbc4c342.jpg

2. Майкл Крайтон "Стрела времени" 

Две временные плоскости – наше время и Франция в период Столетней войны. Группа археологов попадает в средневековье, в разгар войны. Им предстоит не только выжить самим, но и спасти других. Книга повествует о жестокости прошлого, о том непростом времени, когда жизнь человека ничего не стоила, а так же нравственных ценностях, которые дошли и до нашего времени.
5c7ccfbc6f705.jpg

3. Гарри Гаррисон "Туннель во времени"

Что было бы, если... Многие задавались этим вопросом, но только Гарри Гаррисон знает на него ответ. Миры, созданные его фантазией, всегда отличаются потрясающим реализмом и несокрушимой внутренней логикой, поэтому, когда он предлагает нам вообразить, что Атлантида существовала в природе или, к примеру, Колумб никогда не открывал Америки, - хочется верить, что так оно и было на самом деле!
Лучшие образцы альтернативной истории от живой легенды фантастики.
5c7ccfbc8c5e4.jpg

4. Патрик О’Лири "Дверь №3" 

«Дверь № 3» – это коллективный поход к психотерапевту в компании инопланетян. Главного героя зовут доктор Донелли, он по долгу службы вынужден слушать душевные излияния своих пациентов. Однажды у него в кабинете появляется инопланетянка и заявляет, что она из другого времени. Её зовут Лора, в будущем свирепствует ядерная война, а землю населяют однополые инопланетяне. Также Лора сообщает, что машина времени – это не выдумка, и ровно через год Донелли отправится в Голливуд, чтобы эту машину сжечь. За этот год герой пройдёт через многое: влюбится в Лору, предотвратит войну, покончит с собой и снова воскреснет, а ещё овладеет сновидческим искусством.
5c7ccfbca14aa.jpg

5. Ричард Матесон "Где-то во времени"

Молодой писатель однажды увидел старую фотографию некогда знаменитой актрисы. Она была красива, и писатель влюбляется в нее. Он начинает изучать ее жизнь и оказывается в отеле, где она останавливалась в 1896 году. В этом отеле с ней произошло загадочное происшествие. Желая разобраться в этом и лучше узнать свою любовь, писатель решает сломать границы времени. Сможет ли любовь преодолеть временные рамки?
5c7ccfbcc1351.jpg

6. Джек Финней "Меж двух времен"

Саймон Морли сделал то, что никому не удавалось. Он смог открыть способ путешествия во времени и сравнить жизнь двух разных эпох. Автор проделал удивительную и тонкую работу, чтобы читатель смог полностью окунуться не только в прошлое, но и настоящее. Эта книга не оставит никого равнодушным, даже тех, кто не любит фантастику.
5c7ccfbd26e21.jpg

7. Роберт Хайнлайн "Дверь в лето"

Дэниел Бун Дэвис гениальный изобретатель. Он создает небольшую компанию вместе со своим другом Майлзом, чтобы изобретения приносили прибыль. Дэвис делает подарок своей невесте – часть акций компании, а Белл предает его и изменяет с лучшим другом. Майлз и Белл решают обмануть Дэвиса и забирают контрольный пакет акций и увольняют его. Дэвис решает заморозить свое тело, чтобы проснуться через 30 лет и начать жизнь заново. Будущее оказывается не таким, каким ожидал его увидеть Дэниел. Он хочет вернуться в прошлое, чтобы спасти свою компанию и изменить будущее. Удивительная история о том, как один человек может изменить весь мир.
5c7ccfbdae1a0.jpg

8. Терри Пратчетт "Джонни и бомба"

Вот почему алгебре в школе учат, а вещам, без которых в жизни ну никак не обойтись, - нет? Ведь ни на одном уроке не услышишь: "Время - детям не игрушка! Поэтому, ребята, если увидите на улице машину (или, на худой конец, тележку) времени - тихонечко пройдите мимо. Иначе вас ждут Большие Неприятности. Например, можно нечаянно встретить собственного дедушку в коротких штанишках и он задразнит вас до слез. Или вас примут за шпиона и расстреляют. Или вы до конца жизни застрянете в Былых Временах, когда даже чипсов еще не придумали". Никому и в голову не приходит предупредить об этом. Зато если из-за неосторожного обращения со Временем взорвется Вселенная - кто будет виноват? Правильно, Джонни Максвелл. А он всего-то хотел написать реферат по истории. Ну и, может быть, чуть-чуть эту историю изменить...
5c7ccfbddd0da.jpg

9. Сергей Лукьяненко  "Непоседа"

Трикс Солье совершил немало славных подвигов и его уже никто не назовет недотепой. Похоже, все его мечты исполнились - и можно спокойно учиться волшебству (пусть даже в обучение входит мытье полов и чистка картошки). Но если приходится под Новый год внезапно отправляться в жаркую и экзотическую страну Самаршан - тут уж не до учебы! Тут надо вспомнить все, что умеешь и даже немного больше. Ведь Самаршан - ну просто очень экзотическая страна! Там правит султан (некоторые считают, что визирь), собирает армию Прозрачный Бог (некоторые боятся, что он и впрямь бог, хотя бы из мелких), а местные обычаи отличаются красочностью и непосредственностью. Тут только и остается, что полагаться на старых друзей - фею, бродячих артистов, старых врагов - витамантов, и сводных родственников, находящихся в пожизненной ссылке. Потому что опасных встреч предстоит много - с джинном, связанным моральными ограничениями, сфинксом - никакими ограничениями не связанным и пустынными гномами (вы считали, что таких не бывает? Вы ошиблись!) А все потому, что не следует верить каждому встречному дракону. Конечно, драконы не умеют врать, но разве им это когда-то мешало?
5c7ccfbe26b19.jpg

10. Грэм Хэнкок "Узел времени"

Леони, молодая девушка из Лос-Анджелеса, после передозировки лекарств впадает в состояние клинической смерти. Странным образом она оказывается в особом мире, где встречает высшее существо - Синего Ангела, принявшего облик мудрой и прекрасной женщины. Та рассказывает Леони, что в мир рвется жуткий демон по имени Сульпа, древний, как сама Вселенная. И что демон этот владеет способом преодолевать время и пространство. Если Сульпа совершит чудовищное злодеяние в доисторическое время, в Каменном веке, то наберет такую силу, что ничто в нашем, XXI веке не сможет ему помешать завладеть миром. Демона могут остановить лишь двое - Леони и ее далекая сестра-кроманьонка Рия из Каменного века. Им суждено встретиться, ибо они обе оказались в узле времен, в котором сплелись прошлое и будущее…
5c7ccfbe42e56.jpg

11. Роберт Асприн  "Разведчики времени. Мошенники времени"
(сборник)

Это - Мир Вокзала Времени Шангри-Ла. Мир, в котором из эпохи в эпоху шляются болваны-туристы, так и норовящие нарушить "принцип бабочки". Мир, в котором профессиональные гиды - "разведчики времени" - на чем свет стоит проклинают свою гнусную работу, ибо попробуй-ка уследить за зазевавшимся гурманом, способным провалиться, вместе с псевдоримским колбасным лотком, на дно внезапно возникшего доисторического океана, а профессиональные аферисты - "мошенники времени" - скрываются от своих разъяренных жертв по эрам и тысячелетиям. Прибавьте чудовищную, наглую конкуренцию - и вы получите небольшое представление, что значит делать бизнес в мире знаменитого сериала Роберта Асприна "Вокзал времени"!..
5c7ccfbe6e5e8.jpg

12. Стюарт Тёртон "Семь смертей Эвелины Хардкасл"

Впервые на русском — «головоломная, и притом совершенно органичная, смесь “Аббатства Даунтон” и “Дня сурка”, Агаты Кристи и сериалов типа “Квантовый скачок”» (Sunday Express). «Эта книга свела меня с ума», — пишет маститая Софи Ханна, и ей вторит автор «Женщины в окне» А. Дж. Финн: «Освежающе оригинально, нечеловечески хитроумно… Жаль, что не я сам это написал». Итак, на бал-маскараде в Блэкхит-хаусе, имении семейства Хардкасл, произойдет убийство: на пике праздника, под аккомпанемент величественного салюта, погибнет красавица Эвелина, единственная дочь и наследница Хардкаслов. Но умрет она не единожды: пока Айден Слоун, один из приглашенных на праздник гостей, не разрешит загадку ее убийства, этот день будет повторяться снова и снова, неизменно завершаясь роковым пистолетным выстрелом. Единственный способ разорвать этот порочный круг — установить личность убийцы. Но каждый раз, после каждой неудачной попытки, Айден приходит в себя в чужом теле — и каждый раз в разном…
5c7ccfbe927fb.jpg

13. Кейт Аткинсон «Жизнь после жизни»

Урсуле было суждено умереть при рождении, но она выжила и обрела весьма своеобразную способность к бессмертию. Каждая её смерть заканчивается возвратом к началу жизни. Каждый раз она помнит тот поворотный момент, который привел её к гибели, и в следующий раз легко его избегает. Но в отличие от героя предыдущего произведения, она не воспринимает это как суперсилу и никого не собирается спасать. Она просто живет, много-много раз. Экшна здесь не будет. Только череда маленьких судьбоносных событий и понимание, что порой лучше отказаться от возможности начинать всё с начала до бесконечности.

5c7ccfbeb5af8.jpg

14. Лорен Оливер «Прежде чем я упаду»

Легкая подростковая история со всеми приметами жанра – милая, но немного забитая на фоне подруг девушка, туповатый школьный красавчик, злобные «королевы» класса и чудаковатый друг детства. Вот только часть этих героев будет убита уже в самом начале романа. А главная героиня внезапно вернется в утро того же дня и будет обречена проживать его до тех пор, пока не сумеет спасти если не себя, то хотя бы других.
5c7ccfbedc8f4.jpg

15. Стивен Кинг «11/22/63»

Учитель истории находит способ попасть в прошлое и решает предотвратить убийство американского президента Джона Кеннеди. Если что-то пойдет не так, можно вернуться назад в свое время. Вот только выход обратно в прошлое всегда приводит в одну и ту же дату – 9 сентября 1958 года. До часа Х с Кеннеди каждый раз приходится ждать 5 лет.
5c7ccfbf13b3a.jpg

16. Александр Житинский "Лестница"

Злая сатира сквозит в рассказе «Лестница» фантаста Александра Житинского. А так всё стандартно начиналось: 25-летний Владимир, не наживший к своим годам ни семьи, ни любимого дела, очень пьяным попадает в странную серую коммуналку на Петроградской стороне Санкт-Петербурга. Попасть легко, но уйти нельзя. Каждый раз лестница дома, делая временную петлю, вновь поднимает героя на верхний этаж. Чтобы не помешаться от этого бесконечного повторения, надо наконец включить мозги и понять, чего от тебя требует судьба.
5c7ccfbf287a7.jpg

17. Азимов Айзек "Конец Вечности"

Достигнув определенного уровня развития, наука разрешает задачу путешествия во времени с помощью использования колоссальной энергии взрыва сверхновой. Человечество создает структуру, назвав ее «Вечностью», в состав которой входят специально обученные и отобранные люди из разных столетий, давшие обет безбрачия. Задачей «Вечности», во главе которой стоит Совет Времён, является корректировка судьбы человечества, которое на своем пути все время скатывается к самоуничтожению.

Суровые и аскетические законы «Вечности» отлажены и никогда не дают сбоев. Но однажды молодой и гениальный Техник Харлан, совершив одно из перемещений во времени, влюбляется в красивую девушку Нойс из другого столетия. Любовь кружит ему голову, колеблет его устои. Харлан становится перед выбором – долг и подчинение закону или личное счастье? Его решение может привести к парадоксам времени и даже исчезновению самой «Вечности».
5c7ccfbf48973.jpg

18. Конни Уиллис "Книга Страшного Суда"

Студентку с помощью машины времени из недалекого уже будущего отправляют в XIV век. Конечно, любой исследователь проходит подготовку, изучая эпоху, получая прививки от чумы и оспы. Однако точно попасть в нужную точку во времени и угадать все события не всегда удается. Героиня попадает в очень трудную и опасную ситуацию, где и начинает вести «Книгу Страшного суда». В это время в Англии середины 21 века вспыхивает смертельно опасная эпидемия…
5c7ccfbf5ff90.jpg

19. Гарри Гаррисон "Фантастическая сага"

Книги Гарри Гаррисона радуют своими захватывающими сюжетами и неизменным юмором. Их могут читать люди совершенно разных возрастов, поскольку с первой же страницы попадаешь в удивительный и беззаботный в мир в котором все так легко и так романтично. Не говоря уже о том, что главные герои так обаятельны… Как же должны быть шокированы миллионы жителей Северной Америки, узнав, что многим славным страницам истории они обязаны ни больше ни меньше, как съемочной группе киностудии "Коаймэтик студиоз", снимающей фильм про викингов. Судя по всему, масштабному историческому полотну никогда не увидеть свет, ведь денег не осталось даже на декорации. Но в жизни еще случаются чудеса...
5c7ccfbf803b3.jpg

20. Андрэ Нортон  "Торговцы во времени"

Положительный персонаж, молодой уголовник на скамье подсудимых, получает на выбор возможность — стать добровольцем для правительства. И попадает в государственную контору, которая занимается путешествиями во времени. Его первая миссия, в которую он отправляется с товарищами, сначала вызвавшими у него неприятия — в темные века с дикими племенами, весьма скорыми на убийство. Также за ним охотятся противники его страны из-за железного занавеса, которые тоже умеют путешествовать во времени.
5c7ccfbf959c6.jpg
Список книг из поста:
  1. Джек Лондон "Межзвёздный скиталец"(др. перевод: "Странник по звездам")
  2. Майкл Крайтон "Стрела времени"
  3. Гарри Гаррисон "Туннель во времени"
  4. Патрик О’Лири "Дверь №3"
  5. Ричард Матесон "Где-то во времени"
  6. Джек Финней "Меж двух времен"
  7. Роберт Хайнлайн "Дверь в лето"
  8. Терри Пратчетт "Джонни и бомба"
  9. Сергей Лукьяненко "Непоседа"
  10. Грэм Хэнкок "Узел времени"
  11. Роберт Асприн "Разведчики времени. Мошенники времени"(сборник)
  12. Стюарт Тёртон "Семь смертей Эвелины Хардкасл"
  13. Кейт Аткинсон «Жизнь после жизни»
  14. Лорен Оливер «Прежде чем я упаду»
  15. Стивен Кинг «11/22/63»
  16. Александр Житинский "Лестница"
  17. Азимов Айзек "Конец Вечности"
  18. Конни Уиллис "Книга Страшного Суда"
  19. Гарри Гаррисон "Фантастическая сага"
  20. Андрэ Нортон "Торговцы во времени"

«Аэлита», Алексей Толстой

5c7cd43a9daf4.jpg
Первое издание: 1923 год

«Аэлита» — настоящая классика советской фантастики, один из первых отечественных романов о Марсе. В этой книге на Красной планете существует высокоразвитая цивилизация, сигналы от которой получают на Земле. На Марс отправляется пара советских путешественников — искатель приключений и инженер — и они становятся катализатором революционного взрыва. В отличие от Берроуза, чей Джон Картер попадал на Марс мистическим образом, Толстой обратился к науке. И его герои, по заветам Циолковского, совершали путешествие на ракете.

Впрочем, «Аэлиту» стоит назвать скорее приключенческой и социальной, чем научной фантастикой. Алексей Толстой создал трогательную и красивую историю любви между советским инженером и марсианской принцессой. И попутно автор поднимал волновавшие его философские вопросы и темы вроде борьбы с тиранией. В 1924 году «Аэлита» удостоилась экранизации, которая стала одной из лучших картин эпохи немого кино. А книга, хотя и выглядит сегодня несколько наивной, с честью прошла проверку временем и по праву может называться одним из самых выдающихся фантастических романов о Марсе, написанных в начале XX века.

«Марсианские хроники», Рэй Брэдбери

5c7cd43aaf7c0.jpg
Первое издание: 1950 год

Автор знаменитой антиутопии «451 градус по Фаренгейту» стал известным как раз благодаря «Марсианским хроникам». Поразительно, писать о Марсе Брэдбери начал еще в сороковых годах прошлого века. А впервые «Марсианские хроники» были изданы в 1950 году, но темы, которые исследует Брэдбери, и поныне остаются актуальными и интересными.

«Марсианские хроники» представляют из себя сборник коротких историй о Марсе и разных этапах его освоения человечеством. С присущим ему мастерством автор описывает первые полеты человека на соседнюю планету, начало ее колонизации, встречу с местными аборигенами, конфликты между народами, надвигающуюся угрозу глобальной войны… Брэдбери не только рассказывает интересные истории, где сравнивает жизнь на Земле и на Красной планете, но и размышляет о насущном — что такое человек и каково его место во вселенной.

Красной планете Брэдбери посвятил не только сами «Марсианские хроники», но и еще ряд рассказов, которые не входят в их канон, но не менее трогательны и интересны.

«Сдвиг времени по‑марсиански», Филип Дик

5c7cd43ad7277.jpg
Первое издание: 1962 год

Автор таких известных книг, как «Убик» и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» тоже посвятил одну из книг Красной планете. Описание жизни людей на Марсе в его книге вызывает ассоциации с «Марсианскими хрониками» Брэдбери. Аборигены со временем бросили свои поселения и одичали. Тем временем люди, напротив, всеми силами рвутся заселить Марс. Земля стала слишком некомфортным местом для жизни, по сравнению с которой марсианские просторы видятся землянам настоящим раем.

Филип Дик закрутил сюжет вокруг мальчика аутиста Манфреда, который умеет заглядывать в будущее. Этим хочет воспользоваться бизнесмен, жаждущий узнать планы ООН по продажам марсианских земель. Но с чего он взял, что будущее, которое видит Манфред — не плод его фантазий? Филип Дик всегда мастерски исследовал вопросы реальности и ее восприятия, и очередным доказательством тому стал «Сдвиг времени по‑марсиански».

«Красный Марс», Ким Стэнли Робинсон

5c7cd43af2ed8.jpg
Первое издание: 1992 год

Если «Марсианские хроники» Брэдбери — это все-таки светлая, эмоциональная и романтизированная фантастика, то «Марсианская трилогия» Робинсона — это твердая научная фантастика, стремящаяся к предельной достоверности.

Ким Стэнли Робинсон разворачивает масштабную картину колонизации Марса, начиная от полета первых колонистов. Адаптация и жизнь на Красной планете описаны столь подробно, что часто «Красный Марс» в шутку называют настоящим «пособием для колонистов». Автор постарался предельно убедительно с точки зрения современных знаний описать научные, экономические и социальные проблемы, которые могут встать перед человечеством при освоении Марса, и способы их решения. Второй том трилогии, «Зеленый Марс», рассказывает об эпохе терраформирования постепенно становящейся все менее красной планеты и борьбе ее народа за независимость. Наконец, в «Голубом Марсе» мы становимся свидетелями того, как вставшая на ноги марсианская цивилизация возглавляет человечество в деле дальнейшего освоения Солнечной системы.

«Марсианин», Энди Вейер

5c7cd43b47830.jpg
Первое издание: 2011 год

Энди Вейер моментально стал звездой фантастики, написав напряженную и относительно достоверную робинзонаду о выживании на Марсе. Главным героем романа и снятого по его мотивам фильма стал астронавт Марк Уотни, который в одиночестве остался на Красной планете. Товарищи по экипажу, которым пришлось срочно покинуть Марс, посчитали его погибшим во время бури. Но Марк выжил и теперь его ждет отчаянная борьба за выживание, пока на Земле пытаются найти способ спасти космонавта, в одиночестве застрявшего на другой планете.

«Марсианин» — жизнеутверждающий, ироничный и напряженный роман с очень обаятельным героем, которому книга в значительной степени обязана своим успехом. Еше одно важное достоинство книги заключается в том, что, хотя временами Вейер и позволяет себе фантастические вольности, в целом его роман весьма реалистичен. Более того, именно благодаря науке Марку удается не пасть в неравной борьбе с опасностями Красной планеты. Причем химия, физика, биология, астродинамика и космонавтика описаны Вейером очень живо и доступно даже для читателя, далекого от науки.
5wbq29wt-r.jpg
Если ребёнок часто пишет собственные тексты по разным поводам, то и с сочинениями у него проблем не будет. Поэтому сначала нужна свобода и минимум требований. Предлагаем ребёнку тему, пусть он напишет несколько собственных фраз. Темы могут быть абсолютно любыми. «Собаки и кошки: кого я больше люблю и почему». «Что делать, если в доме пожар». «Наш вид из окна».

Потом можно вместе отредактировать текст, показать, как сделать его более внятным. На ошибки можно не обращать внимания: ребёнок учится описывать мир, излагать факты, выражать свои мысли.

Меня в своё время поразили маленькие сочинения первоклассников, учителем которых был известный советский педагог Василий Сухомлинский. Вот, например:

«Я видела, как пчёлы пьют воду. По тонкой тростинке капельки воды стекают на гладкий вербовый пенёк. Пенёк мокрый. Пчёлы любят запах вербы. Летят к пеньку пить воду. Встряхивают золотыми крылышками. Отдохните немного, пчёлки, ведь вам далеко лететь».

Создавать простые тексты может даже дошкольник. Потом этот опыт свободного творчества помогает не вымучивать из себя чужие слова, а спокойно писать свои.

2zmvur8f-r.jpg
Приём, который помогает писать первые сочинения даже самым неопытным. Пусть ребёнок сам или с вашей помощью найдёт слова, которые относятся к предложенной теме, и выпишет их в три колонки: существительные, глаголы и прилагательные.

Нужно постараться представить себе всю картину в деталях. Чем больше вы подберёте слов, тем красочнее будет рассказ и тем легче будет его составлять. Этот приём применяется и в учебниках, но, к сожалению, слишком редко.

Мы можем пойти и дальше: составить фантастический список слов, которые совершенно не подходят друг к другу, а потом попытаться написать складную или нелепую историю, в которой используем все эти слова.

2t6gam2u-r.jpg
В школе учат писать план сочинения. Но часто ребёнок планы пишет, а зачем они нужны — не понимает. На самом деле, это план изложения мыслей. Для этого сначала нужно эти мысли придумать (или хотя бы взять готовые), а потом расположить их по порядку и доказать с помощью цитат.

Чтобы научиться придумывать мысли, можно поговорить о книге или о теме, на которую пишут сочинение, и записать всё, что придёт в голову. Задавать друг другу вопросы. «А ты как думаешь, Дубровский — мстительный или нет?». «Разбойником быть — разве это романтично?».

В конце концов у нас остаётся 2-3 самых интересных мысли, которые можно изложить в сочинении. Потом придумываем, как перейти от одной мысли к другой. Вот план и готов.

k1p6exl9-r.jpg
Многие вообще не понимают, как говорить о книжке, если не рассказывать её сюжет с начала до конца. А можем ли мы обойтись без спойлеров? Вот несколько пунктов, которые помогут говорить не о сюжете, а о том, что за ним стоит.

- О контексте (Тогда было крепостное право… Мы знаем других похожих героев…).
- О языке, стиле (Энергичные рубленые фразы… Многословные лирические описания…).
- Об отношении к современности (Сейчас нам трудно понять… Сейчас тоже случается, что…).
- Об отдельных сценах и ситуациях, их значении для целого произведения (Поворот в его сознании происходит, когда он видит…).
- О второстепенных персонажах (Этот герой нужен автору, чтобы…).
- О чувствах героев (Она одновременно и любит, и боится…).
- О своих, наконец, чувствах (А меня этот хороший человек просто бесит! Я бы никогда не сделал его главным героем, потому что…).
qalzhali-r.jpg
Чтобы доказать мысль, нужно подобрать подходящую цитату к ней. Нашим детям это может быть очень непросто. Для этого ведь надо помнить, на какой странице и о чём говорили герои. Неужели читать ещё раз?! Караул!

Конечно, сочинение легче писать тому, кто хорошо ориентируется в тексте. Но ведь этому можно научить. Для тренировки нарисуем сюжетную схему с номерами страниц: первый поцелуй — стр. 321, объяснение — стр. 326, дуэль — стр. 332. Теперь искать доказательства своим мыслям гораздо легче.

Постепенно даже шестиклассник учится делать маленькие закладки, на которых кратко обозначает, что где искать. Умение работать с массивами текста, быстро отыскивая в них зёрна разных смыслов, развивает мозг и особенно необходимо в эпоху гугла.
48nesoma-r.jpg
Может быть, это самое трудное, именно то, чему сложнее всего научить. У детей разные отношения с языком, текстом. Некоторым от природы легко даётся писательство. Некоторые выражают свои мысли с трудом.

Главное тут — практика и хороший редактор. А практика возможна, опять-таки, если у ребёнка есть возможность писать сочинения не только «по литературе» (программа этого предмета часто далека от интересов подростка), но и о том, что его действительно волнует.

Английские и французские дети пишут работы на разные темы и в разных жанрах: от эссе или рассказа до выступления свидетеля в воображаемом суде.

К сожалению, в школе никто такого, как правило, не задаёт. А ведь очевидно, что научиться формулировать проще, когда тема тебя волнует. Например: «Как меняется взгляд на людей, когда узнаешь их в офлайне после долгого чисто онлайнового знакомства».

Мы опять возвращаемся к тому, что сочинение на самом деле не связано с литературой. Тренироваться писать от себя, не боясь плохих оценок, можно в интернете. Отзывы на фильмы, книжки, даже одежду, косметику или кафе. Рассказы о поездках. Смешные истории.

Тексты — тоже контент. Короткие, длинные — любые. Вы их читаете? Значит, можете и написать.
1614eo8m-r.jpg
Такой навык даже необязательно связан с написанием текстов — это умение поставить вопрос. Оно пригодится человеку, даже если он вообще никогда ничего не будет писать.

Посмотреть на ситуацию, описать проблему, увидеть её суть, ухватить детали — значит уже наполовину решить проблему. Потенциально такая способность обеспечивает порядок в голове, эффективность на работе и гармонию в отношениях.

Именно о таких людях говорят «толковый». Тот, кто видит картинку целиком, а не только свой кусочек пазла, не только свою «кочку зрения». Поэтому умение формулировать тему для сочинения — бесценно. Пусть даже в рамках литературной классики. Но стоит помнить, что чем непривычнее поставлен вопрос, тем более интересный результат он может нам принести.
Харуки Мураками недавно исполнилось 70 лет. Мы рассказываем, что это за писатель, чем уникальны его книги и почему он является одним из главных авторов современности.

Харуки Мураками? Что это за писатель такой?

Харуки Мураками нельзя путать с его однофамильцем Рю Мураками. Это совершенно разные люди и писатели. Впрочем, Харуки гораздо более популярен во всём мире. Именно он прежде всего ассоциируется с этой фамилией. Мураками — один из главных современных постмодернистов в литературе.
5c8510cabe42c.jpg
Всего он написал 14 романов, 12 сборников рассказов, одну книгу детских сказок и пять произведений в жанре нон-фикшен. Его книги переведены более чем на 50 языков и продаются миллионными тиражами. Мураками получил множество японских и международных премий, но Нобелевская премия пока обходит его стороной, хотя почти каждый год он является одним из главных её фаворитов.

Похож ли Мураками на других японских авторов?

Мураками — продолжатель традиций японской литературы и её основоположников вроде Нацумэ Сосэки и Рюноскэ Акутагавы. Однако с подачи нобелевского лауреата Ясунари Кавабаты за ним закрепилась репутация «европейца от японской литературы». Действительно, японская культура и традиции не играют в его книгах той же роли, что в произведениях того же Кавабаты, Юкио Мисимы или Кобо Абэ.

Мураками рос под большим влиянием американской культуры, его любимыми писателями всегда были американцы. Кроме того, Харуки много лет прожил в Европе и США, что также повлияло на его творчество.

Для японской литературы книги Мураками являются уникальным примером того, как японец смотрит на свою родину глазами западного человека.

Действие книг Мураками происходит в основном в современной Японии. Его герои — люди эпохи глобализации и массовой культуры. Если не брать в расчёт японские имена и названия, события романов Мураками могли бы происходить где угодно. Главная характеристика его художественной вселенной — космополитичность. Во многом поэтому его книги настолько популярны во всём мире.

В чём особенности его творчества?


1. Почти во всех книгах есть элементы фантастики и сюрреализма.
Так, в романе «Страна чудес без тормозов и Конец Света» события происходят в городе, жители которого не имеют теней, а рассказчик читает сны в черепах умерших единорогов. Очень часто в книгах Мураками описываются совершенно обычные люди, с которыми происходят необыкновенные вещи. По словам самого писателя, такой сюжет (обычные люди в необычных обстоятельствах) является для него самым любимым.

2. Многие произведения Мураками — антиутопии. Самый яркий пример — трёхтомная книга писателя «1Q84», название которой отсылает к классике жанра — роману Оруэлла «1984».

3. Романы Мураками — постмодернистские произведения. За какую бы серьёзную тему ни брался писатель, он будет раскрывать её в подчёркнуто отстранённой манере, не занимая какой-то конкретной позиции, а позволяя читателю самому выбрать, что ему важнее и ближе.

4. Музыка. Сам писатель является большим ценителем джаза и известен своей уникальной коллекцией из 40 тысяч джазовых пластинок. По собственному признанию, Мураками слушает джаз по 10 часов в день уже много лет.

В романе «К югу от границы, на запад от солнца» главный герой (как и сам Мураками до начала литературной карьеры) является владельцем джаз-бара. Но Мураками любит не только джаз, но и рок-н-ролл, поэтому его главный роман «Норвежский лес» назван в честь знаменитой песни Norwegian Wood группы The Beatles.

5. В романах Мураками всегда найдётся место животным, в особенности котам и кошкам. В «Охоте на овец» появляется старая кошка, страдающая газами, в «Хрониках заводной птицы» исчезновение кота становится причиной мистических событий, а в романе «Кафка на пляже» главный герой обладает уникальным даром: понимает язык кошек и умеет с лёгкостью общаться с ними. Зачастую образы животных в книгах писателя напрямую связаны со смертью и потусторонним миром.

С чего лучше начинать знакомство с творчеством Мураками?

Если вы относитесь к категории тех читателей, которые стараются охватить творчество писателя в целом, то лучше всего начинать читать Мураками с самых первых его книг: с «Трилогии Крысы», в которую входят романы «Слушай песню ветра», «Пинбол 1973» и «Охота на овец». Своеобразным продолжением этой трилогии является книга «Дэнс, дэнс, дэнс», от написания которой Мураками получил наибольшее удовольствие.
5c8510cacc495.jpg
Романы цикла «Трилогия Крысы» объединены персонажем по имени Крыса, который каждый раз оказывается спутником и другом главных героев этих книг. «Слушай песню ветра» — дебютное произведение Мураками, в котором он только нащупывает свой фирменный стиль. В книге нет единого сюжета, зато есть множество ценных мыслей и рассуждений о жизни.

«Пинбол 1973» уже больше похож на работы Харуки Мураками. У главного персонажа этой книги есть странное увлечение — пинбол, которому он отдаётся с особенной страстью. Сюжет этого романа непредсказуем и удивляет своими поворотами.

В романе «Охота на овец» в тела разных людей вселяется душа Овцы, которая полностью заменяет личность человека, но зато дарует ему неограниченные силы и возможности. Цель Овцы — установить в мире царство хаоса и анархии.

«Дэнс, дэнс, дэнс» рассказывает о событиях, которые разворачиваются через несколько лет после действия «Охоты на овец». Герой, потерявший связь с миром и своё подлинное «я», следует совету человека-овцы и начинает танцевать, танцевать и танцевать, чтобы вновь обрести себя. Это философская проза о сложности человеческой личности.

Однако большинство читателей привыкли к тому, чтобы знакомиться с автором по какой-то отдельной книге. В этом случае лучше начать с хитов Мураками: «Норвежского леса» и «Кафки на пляже».
5c8510cad9d7e.jpg
«Норвежский лес» рассказывает историю о дружбе, любви, страданиях и радостях нескольких японских студентов. Важное место в романе занимают протесты 60-х годов, когда студенты всего мира выходили на улицы и бунтовали против современного порядка. Но главная тема романа — любовь и то, как она влияет на людей.

В центре повествования «Кафки на пляже» — два героя: подросток по имени Кафка Тамура и старик Наката. Их судьбы связываются мистическим образом, оба приобщаются к потустороннему миру и живут на грани между реальностью и пространством вне времени. Это типичный для Мураками мистический роман, поднимающий огромное количество философских тем и вопросов.

Если же выбирать самую монументальную книгу писателя, чтобы понять по одному произведению все его главные идеи и стилистические особенности, стоит отметить «1Q84», которая в русском переводе имеет подзаголовок «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре».
5c8510cae8806.jpg
Книга рассказывает о двух героях — женщине-инструкторе фитнес-клуба и учителе математики. Оба персонажа представляют две разные ветви этой обширной истории. Первая из них связана с альтернативными мирами, а вторая более реалистична, но скрывает глубокий подтекст.

Главное в книге Мураками — то, как две истории переплетаются и связываются между собой в единое послание. Эта трёхтомная эпопея затрагивает многочисленные темы: от любви и религии до конфликта поколений и проблемы самоубийства. По словам писателя, при создании этого «гигантского романа» его вдохновляли «Братья Карамазовы» Достоевского, которых он считает одним из лучших произведений в истории мировой литературы.

Какие книги Мураками незаслуженно недооценены?

У каждого писателя есть книги, о которых знают все. А есть такие, которые либо забыты, либо известны очень узкому кругу фанатов. У Мураками тоже есть такие произведения. Несмотря на малую известность, читать их не менее интересно, чем признанные шедевры.

Романы «Мой любимый sputnik» и «Послемрак» — типичные для Мураками вещи на грани реальности и фантастики, но оба сюжета писатель раскрывает в очень оригинальной манере. Первый связан с таинственным исчезновением главной героини на греческих островах, а второй разворачивается в Токио в течение одной ночи.
5c8510cb01972.jpg
Малоизвестна и книга, написанная в жанре нон-фикшен, — сборник автобиографических очерков под названием «О чём я говорю, когда говорю о беге». Название сборника отсылает к творчеству одного из любимых писателей Мураками Реймонда Карвера, чьё произведение «О чём мы говорим, когда говорим о любви» Харуки перевёл с английского на японский.

Произведение представляет собой воспоминания писателя о занятиях марафонским бегом, который, помимо литературы и джаза, является его главным увлечением. По словам Харуки, «искренне писать о беге означает искренне писать о себе».

Зачем читать Мураками?

Мураками — автор, который во всех своих книгах говорит либо о современности, либо о будущем человечества. И он делает это максимально точно. Некоторые его книги можно расценивать как предупреждения обществу. Их следует читать, чтобы не совершать тех ошибок, которые описывает японец.

Его книги читают миллионы людей по всему миру, поэтому творчество Мураками действительно является глобальным и влиятельным.

Кроме того, многое в произведениях автора способно по-настоящему расширять человеческое сознание. В его книгах есть нечто такое, что может шокировать, поражать и восхищать читателя. Мураками — настоящий мастер слова, чей стиль завораживает и доставляет истинное удовольствие.

Кому может понравиться творчество Мураками?

Расцвет творчества Мураками совпал с ростом его популярности среди российских читателей. Эти события пришлись на 90-е годы. Однако, в отличие от многих других авторов, любовь к Мураками не угасла. Он до сих пор остаётся одним из самых читаемых зарубежных авторов в России.
5c8510cb146df.jpg
Когда Мураками начинали переводить у нас, его аудиторией были в основном молодые люди с богатым воображением и широкими взглядами. Сейчас эти люди, почти что выросшие на книгах японца, остаются его преданными фанатами, но у книг появились и новые поклонники.

Мураками всё ещё интересен молодёжи, потому что он не отстаёт от времени, а каждый новый роман становится актуальным и современным. Поэтому начать читать Мураками никогда не поздно. Всем людям, живущим сегодняшним днём и при этом устремлённым в будущее, его творчество однозначно придётся по вкусу.
Недавно представители Netflix сообщили, что впервые экранизируют культовый роман Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества». По этому поводу мы решили вспомнить не только об авторе знаменитого романа, но и о других известных латиноамериканских авторах.

Габриэль Гарсиа Маркес

660x329_1_60fed9b91d3f776227016dc432cf0d83@1280x638_0xac120002_13275142941552304600.jpeg
Пожалуй, самый титулованный латиноамериканский писатель родился в Колумбии. Как он не раз признавался, его любимыми авторами были Джеймс Джойс, Франц Кафка и Вирджиния Вулф. С учетом подобных литературных предпочтений, не удивительно, что он и сам стал работать в жанре интеллектуальной прозы: его романы в высшей степени метафоричны и насыщены всевозможными отсылками к другим произведением искусства. Интересно, что свое предназначение писателя он всегда остро чувствовал. «…Чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: „Не хватало только, чтобы роман оказался плохим“». В 1967 году было опубликовано знаковое произведение Маркеса — роман «Сто лет одиночества», который на данный момент переведен на 46 языков. А в 1982 году он был награжден Нобелевской премией по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». После его смерти 17 апреля 2014 года в Колумбии был объявлен трехдневный национальный траур.

Хорхе Луис Борхес

660x440_1_9d2f70ad237b350106d38afabcbe4f56@1280x853_0xac120002_15867377911552304590.jpeg
В жилах Борхеса течет баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. С самого детства семья ожидала от него, что он непременно станет писателем — его отец мечтал о славе признанного автора, но здоровье не позволило ему самореализоваться: он потерял зрение. Однако Борхес осуществил то, что от него так хотели близкие: он начал писать в 6 лет и уже в школе перевел на испанский язык сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц». Самостоятельную литературную карьеру он начал со стихов, однако в 1930-х плавно перешел к прозе. Именно в качестве прозаика он и добился признания: его тексты, в первую очередь, интересны тем, что в них уживается увлекательный игровой сюжет и глубокое содержание — а это в литературе бывает нечасто. Энциклопедист с блестящим образованием, Борхес лихо совмещал в произведениях правду и вымысел — он обожал «обманывать» читателя и, наверное, именно поэтому его так уважал Владимир Набоков. Сам же аргентинский писатель, к слову, очень тепло относился к творчеству все той же Вирджинии Вулф, которую так любил Маркес.

Хулио Кортасар

660x442_1_d0bc0380cfc6b9c5cb5ba25e7a7f17e6@1280x858_0xac120002_9768041881552304749.jpeg
Кортасар считал своим учителем Херхе Луиса Борхеса и это неслучайно. Как и его «старший брат», он любил запутывать читателя, а еще часто экспериментировал с литературными формами. Так, его самый знаменитый роман — «Игра в классики» — можно читать как обычную книгу, главу за главой, а можно и в особом порядке, установленном автором. Позднее подобный прием возьмет на вооружение другой известный писатель, правда, балканского происхождения — Милорад Павич. Кортасар часто вводит в реалистическое повествование элементы фантастики, не превращая, однако, текст в сказку. Поэтому не стоит удивляться, что умершие герои в его произведениях то и дело оживают, а персонажи совершают путешествия во времени и пространстве. Все это позволяет отнести Кортасара к представителям магического реализма, который был столь популярен среди классиков латиноамериканской литературы.

Карлос Фуэнтес

660x653_1_d2a758e18d144c1f807662c56bd82d56@1280x1266_0xac120002_4305760251552304723.jpeg
Карлос Фуэнтес родился в уважаемой семье дипломата и детство провел в постоянных разъездах между странами и континентами. С юности он хотел стать писателем, но родители настояли на карьере юриста и дипломата. Фуэнтес не стал спорить с родственниками, однако в свободное время он любил заниматься литературой. Это дало свои плоды: уже в 31 год он смог свести к минимуму занятие не самой любимой профессией и посвятить себя писательскому делу. В отличие от множества латиноамериканских авторов Фуэнтес не слишком склонен к магическому реализму. Классическая проза ему оказалась ближе и, в этом смысле, он стоит особняком среди своих коллег по цеху. Семейные саги, история Мексики, ее прошлое и будущее — вот, что всегда его увлекало. «Смерть Артемио Круса», наиболее известный роман Фэнтеса, был опубликован в 1962 году. В нем писатель рассказывает о судьбе бездомного парня, идеалиста-революционера, который смог стать одним из богатейших людей страны — правда, по пути к красивой жизни он расстался с мечтами и устремлениями юности.

Марио Варгас Льоса

660x440_1_63f82d7a44bc64344bde4c82a6efa3e4@1280x853_0xac120002_9184159481552304662.jpeg
Перуано-испанский писатель был награжден в 2010 году Нобелевской премией по литературе «за изображение структуры власти и яркие картины человеческого сопротивления, восстания и поражения». Эта награда стала очередным подтверждением статуса современного классика для Марио Варгаса Льосы, который прославился не только в качестве писателя, но также драматурга и яркого политического деятеля. Первоначально он был сторонником левых идей и активно защищал коммунистические идеалы, именно поэтому его тексты зачастую носили обличительный пафос — он описывал диктаторские латиноамериканские режимы без прикрас. Позднее Льоса разочаровался в социализме и стал убежденным либералом. Это, впрочем, не изменило его литературных предпочтений: он всегда призывает к сочувствию «униженным и оскорбленным», порицая культ потребления и борясь с «правом сильного» в мире. Так, например, в одном из своих знаменитых текстов — «Щенки» — он рассказывает о судьбе кастрированного мальчика в суровом мачистском обществе.

Пауло Коэльо

660x792_1_befa89466fb21474c29ca3a2e213275a@1067x1280_0xac120002_1430308421552304768.jpeg
Сложно в это поверить, но совокупный тираж всех изданных книг Коэльо перевалил сегодня за 300 миллионов экземпляров. Неудивительно, что он считается самым читаемым бразильским автором — с такими цифрами сложно поспорить. Своим учителем он считает Хорхе Луиса Борхеса (интересно, что бы сам Борхес сказал о Коэльо?). Жизнь писатель совсем не была простой: он рос в консервативной семье, которая противилась его стремлению быть писателем. Неприятие родными его планов на будущее было столь радикальным, что они отправили его в психиатрическую лечебницу. Однако это не сумело убедить Коэльо не заниматься литературой. Долгое время он сочинял песни для популярных бразильских музыкантов, однако в 1980-х, опубликовав несколько романов, прославился на весь мир. Тогда же он написал и свою самую популярную книгу — «Алхимик».