Архетип обаятельного, элегантного и воспитанного преступника, который грабит богатых и знаменитых, но при этом соблюдает свой собственный кодекс чести, оставаясь очаровательным, вежливым и неопасным для прекрасных дам. Эдакий Робин Гуд новой формации, органично вписанный в светские салоны и бандитские малины.
Он элегантен, безупречно одет, вежлив, учтив и может на равных общаться с аристократами и знаменитостями. За словом в карман не лезет и хорошо образован.
Кражи совершает изящно и дерзко, но без насилия, часто с элементами артистизма.
Его цели — богатые, не всегда честные люди, что придает его действиям оттенок справедливости. Практически социалист.
Он не крадет у бедных, может действовать из-за любви или ради какой-то благородной цели, а не только ради денег.
Он очаровывает всех вокруг, включая полицию, используя свою харизму.
Итак, кто и что писал по этому поводу?
Пьер-Алексис де Понсон дю Террайль, серия «Похождения Рокамболя»

Первый среди литературных супергероев: он почти на 50 лет старше Арсена Люпена.
В ранних эпизодах Рокамболь выступает на стороне преступности, но после пребывания в тулонской каторжной тюрьме стыдится своего криминального прошлого и переходит на сторону добра. Автор предпринял несколько попыток "убить" надоевшего ему героя, но каждый раз по требованию издателей газет и читателей "воскрешал" его. В итоге, персонаж пережил своего создателя. Последняя история и вся сага о Рокамболе обрываются 18 июля 1870 года.
Его вдова, Луиза Жарри доверила директору «Publications Périodiques» оставленные мужем черновики незаконченного нового романа «Возвращение Рокамболя». Тот поручил редактирование Констану Геру, «
романисту, чьи успехи уже не поддаются подсчёту, обладавшему плодовитым и оригинальным талантом, и близкому другу Понсона дю Террайля», как писали в La Petite Presse.
Эрнест Уильям Хорнунг, серия «Раффлс, взломщик-любитель»

В 1898 году в журнале
Cassell’s Magazine появился первый рассказ о Раффлсе, взломщике-любителе. Первые же рассказы этой серии принесли писателю общенациональную известность и были позже опубликованы под общим заголовком «Взломщик-любитель».
Прототипом персонажа стал Джордж Ивз, криминолог из Кембриджа и талантливый игрок в крикет.
Многие считали, что дуэт Раффлс-Банни (его помощник) — не более чем обратная карикатура на Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сам Конан Дойл не одобрял этого пародийного начинания своего родственника (Хорнунг был мужем его сестры), считая, что нельзя делать героем преступника.
Литературная критика высоко оценила рассказы о Раффлсе, отметив изобретательность сюжетов и отточенность стиля. Считается, что Раффлс — первый пример антигероя в современной литературе.
Рассказы о Раффлсе позже не раз адаптировались для театра и кино; в 1970-х годах по их мотивам был снят известный телесериал.
Морис Леблан, серия «Арсен Люпен»

Арсен Люпен — главный герой романов и новелл Мориса Леблана, «джентльмен-грабитель». Леблан написал 28 книг о Люпене. Кроме того, существует ряд продолжений, в том числе написанных известными соавторами Буало-Нарсежак, много постановок, экранизаций и комиксов.
Арсен Люпен продемонстрировал свой талант и ум во многих приключениях, выступая в роли не только грабителя, но и детектива, разгадывая неразрешимые до тех пор загадки, что часто приносит ему неплохую прибыль. Но не исключены и провалы персонажа, из которых он выбирается с помощью своих данных и удачи, что приближает вора-джентльмена к простому человеку. Кроме того, герой вызывает симпатии у читателя своими моральными принципами: отвращением к убийству и галантностью по отношению к женщинам. Нередко Люпен помогает несчастным выпутаться из затруднительной ситуации, кроме того, он способен ради девушки отказаться от своих преступных замыслов. Герою не чужд патриотизм, что особенно ярко проявляется в эпизодах, действия которых происходят во время Первой мировой войны. Он берёт на себя инициативу ряда дипломатических операций в пользу Франции. Более того, Люпен вступил в Иностранный легион и сражался на стороне Франции в Северной Африке.
О. Генри, цикл рассказов «Джефф Питерс и Энди Таккер»
(«Благородный жулик»)

Рассказы сборника объединены сквозным героем — Джеффом Питерсом, от имени которого ведётся повествование (точнее, новеллы построены как рассказ Джеффа автору). Второй сквозной герой цикла — Энди Таккер, друг и компаньон Питерса. Оба персонажа с переменным успехом зарабатывают на жизнь с помощью мелкого мошенничества, эксплуатируя человеческие жадность, глупость, страх и тщеславие, время от времени попадаясь на удочку своих более разворотливых собратьев по профессии. Жизненное кредо Джеффа Питерса:
Я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен — будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина.
Благородные жулики Джефф Питерс и Энди Таккер с успехом гастролируют по городам и деревням Америки. Ни один простофиля, имеющий лишний доллар, не спасется от них. Даже и пытаться не стоит.
Рассказ «Обращение Джимми Валентайна»
Джимми Валентайн — лучший медвежатник США — решил бросить преступную стезю и встать на путь честного гражданина.
Но ситуация требует, чтобы он вновь взялся за старые инструменты.
И что из этого вышло...
Алексей Николаевич Толстой «Граф Калиостро»
и фильм Марка Захарова «Формула любви»

«Уно, уно, уно, уно моменто...» несется сегодня с телеэкранов и из мобильных телефонов. Но не все знают, что великолепный фильм «Формула любви» Марка Захарова был снят по мотивам повести Алексея Толстого.
Итак, в поместье в Смоленской глуши, «благодаря» сломавшейся карете, попадает маг и кудесник, граф Калиостро, переполошивший своими колдовскими умениями всю столицу и наделавший при дворе немало шуму. Молодой хозяин усадьбы грезит о девушке со старинного портрета и только таинственный иностранец может помочь ему воплотить мечты в реальность...
И Толстой, и Захаров изобразили не мага-волшебника-спиритуалиста, а обычного мошенника, который «обувал» богатых идиотов по всей Европе.
Но какое он при этом производил впечатление!
Рафаэль Сабатини, серия «Капитан Блад»

Цикл «Капитан Блад» повествует нам о храбром корсаре. Доктор проявил милосердие по отношению к раненому мятежнику, за что был арестован, после осуждён и отправлен в рабство на остров Барбадос. Вскоре он сбежал с острова со своими друзьями, захватив испанский корабль. После этого начинается его пиратская карьера.
Но даже став пиратом, Питер Блад ведёт себя в соответствии со своим кодексом чести, старается поступать по совести и не убивать без веской на то причины.
Питер Блад — классический образ благородного разбойника, пирата с понятиями о чести и достоинстве.
Межавторский цикл «Зорро»

Зорро
— вымышленный персонаж, вариация на тему Робин Гуда, «герой в маске», который приходит на помощь обездоленным жителям Новой Испании. Персонаж со временем претерпел изменения, однако неизменным остаётся образ благородного и отважного героя, одетого во всё чёрное и скрывающего лицо под чёрной маской, который защищает людей от произвола властей и злодеев.
Впервые такой персонаж появился в повести американского писателя Джонстона Маккалли «Проклятие Капистрано» (1919 год).
Согласно повествованию о нём, Зорро — это богатый дворянин дон Диего де ла Вега, искусный фехтовальщик, живший в Калифорнии в годы испанского владычества в конце XVIII — начале XIX века. Литературный Зорро стал своего рода одним из первых представителей жанра супергероики.
Возможным прототипом Зорро называют ирландского авантюриста Уильяма Лампорта (1615—1659), сожжённого на костре в Мехико по обвинению в ереси, бурным приключениям которого посвятил свой роман «Мемуары самозванца: дон Гильен де Лампарт, король Мексики» мексиканский писатель-беллетрист Висенте Рива Паласио. Также прототипами Зорро называют борца за независимость Мексики Мигеля Идальго и разбойника XIX века Хоакина Мурьету.
Сидни Шелдон «Если наступит завтра»

Жизнь скромной служащей банка Трэйси Уитни в корне изменилась после того, как она стала жертвой новоорлеанской мафии.
Но ей повезло и через не очень большое время она вышла из тюрьмы. Затем она попала в руки мошенника высокого полёта; он огранил этот бриллиант... И мир вздрогнул.
Фильм по этой книге замечательный!
Дин Джобб «Джентльмен и вор»

Захватывающий криминальный роман эпохи джаза об Артуре Барри, «величайшем воре драгоценностей, который когда-либо жил».
Он очаровал всех, от Рокфеллеров до членов королевской семьи, планируя и осуществляя самые дерзкие и прибыльные ограбления 1920-х годов. За семь лет Принц Воров украл бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней на общую сумму почти шестьдесят миллионов долларов. Безупречно элегантный, невероятно обходительный, с изысканными манерами, он нравился всем, а ему нравились лишь драгоценности.
А еще это история любви. Единственной любви на всю жизнь. Барри признался в десятках краж со взломом (и был главным подозреваемым во множестве других), чтобы защитить свою жену Анну Блейк. Приговоренный к большому сроку, он организовал побег из тюрьмы, когда Анна серьезно заболела, чтобы они могли провести вместе еще несколько лет, пусть это стоило ему семнадцати лет нового заключения.
«Поймай меня, если сможешь», «Великий Гэтсби» и «Люпин» словно сошлись в этой завораживающей истории о неотразимом преступнике.
Фрэнк Уильям Абигнейл, Стэн Реддинг «Поймай меня, если сможешь. Реальная история самого неуловимого мошенника за всю историю преступлений»

Фрэнка Абигнейла называли одним из самых хитроумнейших блинопеков, кидал, кукольников и ломщиков, мошенником такого калибра, что запросто тянул на премию Академии Оскар.
Фрэнк начал свою «карьеру» в 15 лет, впервые обманув своего отца. Затем, испытав вкус к аферам, начал подделывать денежные чеки.
Фрэнка разыскивали лучшие американские ищейки из ФБР и полицейские всей Европы. В любом группе людей, профессиональной или социальной, Фрэнк легко сходил за своего. Это помогало скрываться от поисков.
Скрываясь от преследования, он выдавал себя за пилота, профессора, врача-педиатра, адвоката, помощника прокурора и даже агента ФБР.
За пять лет Френк заработал больше денег, чем люди всех этих профессий за всю жизнь.
20 исторических романов, от которых невозможно оторваться
Исторические романы о IV веке до н. э. — I веке н. э.
1. «Таис Афинская», Иван Ефремов
2. «Я, Клавдий», Роберт Грейвс
3. «Камо грядеши», Генрик Сенкевич
Исторические романы о XII–XVI веках
1. «Айвенго», Вальтер Скотт
2. «Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго
Роман о безответной любви, надежде, преданности, которые ходят рука об руку с предательством и подлостью, не мог оставить читателей равнодушными. Он сыграл судьбоносную роль в истории одного из самых важных памятников архитектуры.
3. «Хроника царствования Карла IX», Проспер Мериме
4. «Мария Стюарт», Стефан Цвейг
5. «Железный король», Морис Дрюон
Исторические романы о XVII–XVIII веках
1. «Три мушкетёра», Александр Дюма — отец
2. «Пётр Первый», Алексей Толстой
3. «Сёгун», Джеймс Клавелл
4. «Повесть о двух городах», Чарльз Диккенс
5. «Фаворит», Валентин Пикуль
Исторические романы о XIX веке
1. «Война и мир», Лев Толстой
2. «Леопард», Джузеппе Томази ди Лампедуза
3. «Отверженные», Виктор Гюго
Исторические романы о XX веке
1. «На Западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк
2. «Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина
3. «Весь невидимый нам свет», Энтони Дорр
4. «Татуировщик из Освенцима», Хезер Моррис