Мы рождены десятками катастроф и тысячей решений, каждое из которых однажды казалось кому-то единственно верным.
Я была столько лет — невидимой ниточкой на фоне, пока не выдернешь — и не заметишь, что она вообще была. Я жила свою тихую жизнь на самой окраине Гажьего Угла, и написанная для меня судьба казалась простой и ясной.
Но потом я выбрала.
Бездна знает, чего ты хочешь, и чем ты готов заплатить.
Справедливости, — попросил он тогда. — Справедливости для тех, кто думает, будто знает, как должен быть устроен мир. Высшей и неминуемой.
Справедливости и смерти.
Тогда Бездна дала ему белый меч и пообещала вечность.
Первым ударом молний он покарал всех тех, кто посмел голосовать за противный самой магии закон. Вторым — тех, кто зачерпнул Бездну раскрытыми ладонями и пожелал, чтобы из Леса сгинули противные ему народы.
Третьим — самого себя, конечно.
Похоронные обряды — они не для мёртвых, нет; они для живых. Мёртвым всё равно, их путь окончен, они не видят, кто плакал на поминках, а кто вовсе на них не пришёл. Это нам, живым, нужно провести ночь с покойником, чтобы поверить, что он действительно умер. Это нам нужны цветы и песни, саван и шнурок, солёный хлеб и каша с орехами, ленты на ветках и чтобы собралась родня.
А мертвец — что с ним делать? Это просто плоть, которая будет теперь домом червям и новым деревьям. На юге покойника и вовсе отдают рыбам, а в какой-то глуши оставляют на корм диким зверям. Но чаще — всё-таки предают земле, позволяя Лесу решить самому, что делать с этим подарком.
– Побряцать оружием мы всегда успеем, – говорила она на совещании в Греблине. Группа совещающихся собралась в прежнем формате. – Не забывай, что миллиарды людей в твоем мире никогда не отдавали детей в подземные катакомбы и не виноваты в том, что делали с магами.
– Они позволили это делать, не протестовали против рабства!
– Коул, жители Велейской империи тоже не протестуют против рабства иномирных магов, – насмешливо напомнила Алеся, – однако ты не считаешь их злобными монстрами. И не надо отговариваться, что в Велейской империи рабство лишь видимое, а в твоем мире было настоящим – людям это различие неизвестно. А единичные протестующие и подпольщики в твоем мире наверняка есть, так что не равняй всех людей с правителями мира, у которых действительно имеется возможность что-то изменить в системе.
– Как продвигаются исследования подпространства?
– Среди континуума дурацких теорий обязательно находятся те, предсказания которых совпадают с экспериментом, – ответил Стейз с таким довольным видом, что сразу становилось ясно: авторство самой «дурацкой» идеи принадлежит ему.
Можно быть самым ярым защитником амурских тигров, отдать на сохранение их популяции все свои сбережения и, рискуя жизнью, отлавливать негодяев-браконьеров, но если один из тигров нападёт на твоего ребёнка, ты воспользуешься ружьём в своих руках.
Когда я слушал разглагольствования авгуров об утрате нами связи с природой, имевшейся у предков, то никак не мог подумать, что имеется в виду утерянная нами способность сознательно причинять вред живому. Утерянное умение лгать и убивать. А ведь наши далёкие предки жили именно этим: охотой и войнами, уничтожением врагов и обманом целых народов. В прошлом вождём племени становился человек, лучше всех владеющий оружием и приносящий больше дичи в клан. Чуть позже выше других возносился тот, кто ловчее прикрывал красивыми, лживыми обещаниями свою тягу к власти и исполнению собственных эгоистичных мечтаний.
Для ведения разумной дискуссии достаточно по одному человеку с каждой стороны, но для давления с позиции «идеологически-философских» концепций необходима толпа приверженцев этих концепций. Те, кто проигрывает оппоненту в логике, всегда стараются брать массой.
– Впервые вижу учёных, не требующих объяснений.
– Найти объяснения – наша задача, – невозмутимо объяснил Стейз. – Ты интуитивно видишь то, что недоступно современным приборам, и это доказано. Когда учёный обнаруживает факты, не укладывающиеся в рамки его теории, он меняет теорию, а не закрывает глаза на факты.